Page 247 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 247

леннаго     содержанія,      отвлеченными       формами.       Вотъ    почему    все                    что   наши    высочайшія       понятія    суть   только    различный       иазванія
                         ихъ   философствованіе          превратилось       наконецъ       въ   діалектико-                      для   одного    и  того     же    иеопредѣляемаго        добра,—говоримъ          ли
                         софистическую        игру   этими    формами.       Вотъ    почему      мегарскую                       мы,   напримѣръ,       о  божеств ,      или   о  зианіи,     или объ умѣ,         мы
                                                                                                                                                                     ѣ
                         школу     прозвали     школою      по   преимуществу        эристическою,      а  са-                   говоримъ    все   объ   одиомъ     и   томъ    же,   т.-е.  о  добрѣ;    а   потому
                         михъ    мегариковъ     — эристиками-діалектиками;             впрочемъ      послѣд-                     если  говорятъ     о  многихъ      добродѣтеляхъ,       то   и  это   суть   только
                         нее   названіе    придавалось       ие   однимъ     только    мегарикамъ,      но и                     различиыя      обозначенія,      пазвапія,     для   одного    и  того   же   поня-
                         всѣмъ    другимъ      философамъ,       которые      съ    особенною      любовью                       тія—добра.      Только     добро    есть   сущее,    а  все,  что  ие есть   добро,
                         вдавались     въ   полемику     противъ     ходячихъ      мнѣній    и  существую-                       вовсе   не   есть   сущее;    слѣ дователыю       и  зло   не  есть   сущее,    т.-е.
                         щихъ     философскихъ        ученій.                                                                    не  имѣетъ      истиннаго       бытія.    Такъ     односторонне        определили

                              Самъ    Эвклидъ,      основатель     мегарской      школы,     былъ    вм стѣ                      мегарики     добро,    какъ    всеединое      сущее,     и  въ   этомъ    состоите
                                                                                                         ѣ
                        и  основателемъ       мегарской     эристической      діалектики.    Такъ    напри-                      вся  сущность      ихъ    этики.
                        мѣ ръ,   чтобы    доказать,    что  все  чувственное      не  есть   нѣ что  сущее,                         /Множество         упоминается        именъ     мегариковъ,       но     самымъ
                        реальное,      субстанціальное,        а  только     преходящее,       мимолетное                        знаменитымъ       изъ    нихъ     былъ    Стильпоиъ,       жившій     во   времена

                        явленіе,     онъ    разлагалъ     чувственное       на  его   части,    и   показы-                     Александра       Великаго      (336   — 23      г.  до   P.   X.)   и  считавшійся
                                                                                                                                                                         3
                        валъ,    что  н тъ    иредѣла     этому    разложенію,       что    слѣдовательно                       зам чателыіымъ          эристикомъ.       Такъ     онъ    доказывалъ,      что   есть
                                        ѣ
                                                                                                                                     ѣ
                        въ   чувственномъ       н тъ     ничего    твердаго,     остающагося,        пребы-                      только   всеобщее,      т.-е.   всеединое     поиятіе,    a   н тъ   поыятія    осо-
                                                  ѣ
                        вающаго.      Но   у  Эвклида      эристическая      діалектика      есть   еще по                      бенна™,      т.-е.  множественна™,          единичнаго;      онъ ѣ  доказывалъ это
                        преимуществу         только     средство     для    оправданія      его   положи-                       на    слѣдующемъ         иримѣрѣ:       кто    говорите,     что   оиъ    челов къ,
                                                                                                                                                                                                                 ѣ
                        тельнаго     ученія,    следовательно—съ          положительнымъ          содержа-                      тотъ    разум етъ—ни         тотъ.     ни   этотъ     единичный       человѣ къ,    а
                                                                                                                                               ѣ
                        ніемъ.    У  последователей        же   его   она   стала   чисто   формальною,                         человѣкъ      вообще:    мы   можемъ      выразить    только    всеобщее,     только
                        не  имѣющею        никакого      положительна™          содержанія,      отличаю-                       умозрительное,        только     нонятіе,      ибо    только     оно   есть;   а  ие
                        щеюся     только    отрицательнымъ         характеромъ,       только    желаніемъ                       можемъ       выразить      особенна™,       единичнаго,      чувственна™,       ибо
                       выказать     свое    остроуміе,     удовлетворить      своему     самолюбію, по-                         его   и тъ,    Наприм ръ,       на вопросъ:     „кто   тамъ? '  —отв чаютъ:        —
                                                                                                                                                                                              1
                                                                                                                                                                                                       ѣ
                       ставить     на    своемъ,    опираясь      на   софизмы,     лжеумозаключенія.                            „я".   ѣ  Это я   есть  ѣ  всеобщее.     Даже     слова,     которыми       хотятъ
                       Такова     сущность      діалектики     мегариковъ       вообще.                                         выразить     особенное;—этотъ,          тотъ,    зд сь,   тамъ—суть        выраже-
                                                                                                                                                                                   ѣ
                             Скажемъ      о  сущности     ихъ   этики.   Свой   верховный      принципъ,                        иія   только    всеобщаго.      Для    выражеыія     единичнаго      предмета мы
                       выработанный        мегариками       въ   своей   діалектикѣ ,    они   приложили                        употребляемъ       еще собственный          имена;    но   оии   суть  только   слу-

                       къ   Сократову      принципу      этики,    хотя    оставили    его  вовсе   нераз-                      чайный     обозначенія,      какъ    бы   замѣтки     для   памяти,    а   вовсе  ие
                       витому      такъ   что мы      вовсе   не   имѣемъ    ничего    отъ   мегариковъ,                        выраженія       сущаго,      всеобщаго,       субстаііціальнаго/Нодобиымъ
                       изъ   чего   можно     было    построить     систему    ихъ   этики,    экономики                        образомъ      Стильпоиъ       развивалъ,       нояснялъ      учете    Эвклида     въ
                       и  политики,      какъ     не    имѣемъ      ничего    и  для    построенія     ихъ                      діалектикѣ.      Но   въ   этикѣ    онъ уже      отступите     отъ  него   въ  томъ
                      физики.                                                                                                   отиошеніи,      что   восполните       ее   циническимъ       учеиіемъ     и  стать

                            Иринциномъ        этики    было   у   Сократа    добро,    какъ   самое   выс-                      ближайшимъ        предтечею       стоической      школы,      основанной      пенс-
                      шее    понятіе.     Мегарики,      согласно     съ  ученіемъ     элейцевъ. при-                           средственнымъ       ученикомъ      его—Зенономъ-стоикомъ.              Такъ    отно-
                      писали     добру    все,  чтЬ   говорили      элейцы     о  своемъ     верховномъ                         сительно     этическихъ      принциновъ       Стильпона      мы знаемъ      только,
                      принципѣ,       о  всеединомъ       сущемъ;     а   именно,    они    утверждали:                         что   высочайшимъ        добромъ     онъ    считалъ    апатію     въ смыслѣ     без-
                      1)   есть   только    всеединое      добро;    2)   добро    неподвижно,       неиз-                      страстнаго     безчувствія,     равнодушія       ко   всякому    злу,   страданію,

                      мѣняемо      и  само     себѣ    равно;     3)   добро    неопредѣляемо,        такъ                      потому    что   ничего      не  существуете»      кромѣ     добра;    мг.т  знаемъ,
   242   243   244   245   246   247   248   249   250   251   252