Page 248 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 248

леннаго  содержанія,  отвлеченными  формами.  Вотъ  почему  все  что  наши  высочайшія  понятія  суть  только  различный  иазванія
 ихъ  философствованіе  превратилось  наконецъ  въ  діалектико-  для  одного  и  того  же  иеопредѣляемаго  добра,—говоримъ  ли
 софистическую  игру  этими  формами.  Вотъ  почему  мегарскую  мы,  напримѣръ,  о  божеств ,  или  о  зианіи,  или объ умѣ,  мы
                                                  ѣ
 школу  прозвали  школою  по  преимуществу  эристическою,  а  са-  говоримъ  все  объ  одиомъ  и  томъ  же,  т.-е.  о  добрѣ;  а  потому
 михъ  мегариковъ  — эристиками-діалектиками;  впрочемъ  послѣд-  если  говорятъ  о  многихъ  добродѣтеляхъ,  то  и  это  суть  только
 нее  названіе  придавалось  ие  однимъ  только  мегарикамъ,  но и   различиыя  обозначенія,  пазвапія,  для  одного  и  того  же  поня-
 всѣмъ  другимъ  философамъ,  которые  съ  особенною  любовью  тія—добра.  Только  добро  есть  сущее,  а  все,  что  ие есть  добро,
 вдавались  въ  полемику  противъ  ходячихъ  мнѣній  и  существую-  вовсе  не  есть  сущее;  слѣ дователыю  и  зло  не  есть  сущее,  т.-е.
 щихъ  философскихъ  ученій.  не  имѣетъ  истиннаго  бытія.  Такъ  односторонне     определили

 Самъ  Эвклидъ,  основатель  мегарской  школы,  былъ  вм стѣ  мегарики  добро,  какъ  всеединое  сущее,  и  въ  этомъ  состоите
 ѣ
 и  основателемъ  мегарской  эристической  діалектики.  Такъ  напри-  вся  сущность  ихъ  этики.
 мѣ ръ,  чтобы  доказать,  что  все  чувственное  не  есть  нѣ что  сущее,  /Множество  упоминается  именъ  мегариковъ,  но  самымъ
 реальное,  субстанціальное,  а  только  преходящее,  мимолетное  знаменитымъ  изъ  нихъ  былъ  Стильпоиъ,  жившій  во  времена

 явленіе,  онъ  разлагалъ  чувственное  на  его  части,  и  показы-  Александра  Великаго  (336  — 23  г.  до  P.  X.)  и  считавшійся
                                                      3
 валъ,  что  н тъ  иредѣла  этому  разложенію,  что  слѣдовательно  замѣ чателыіымъ  эристикомъ.  Такъ  онъ  доказывалъ,  что  есть
 ѣ
 въ  чувственномъ  нѣ тъ  ничего  твердаго,  остающагося,  пребы-  только  всеобщее,  т.-е.  всеединое  поиятіе,  a  нѣ тъ  поыятія  осо-
 вающаго.  Но  у  Эвклида  эристическая  діалектика  есть  еще по   бенна™,  т.-е.  множественна™,  единичнаго;  онъ  доказывалъ это
 преимуществу  только  средство  для  оправданія  его  положи-  на  слѣдующемъ  иримѣрѣ:  кто  говорите,  что  оиъ  челов къ,
                                                                                             ѣ
 тельнаго  ученія,  следовательно—съ  положительнымъ  содержа-  тотъ  разумѣ етъ—ни  тотъ.  ни  этотъ  единичный  челов къ,  а
 ніемъ.  У  последователей  же  его  она  стала  чисто  формальною,  человѣкъ  вообще:  мы  можемъ  выразить  только  всеобщее,  ѣ  только

 не  имѣющею  никакого  положительна™  содержанія,  отличаю-  умозрительное,  только  нонятіе,  ибо  только  оно  есть;  а  ие
 щеюся  только  отрицательнымъ  характеромъ,  только  желаніемъ  можемъ  выразить  особенна™,  единичнаго,  чувственна™,  ибо
 выказать  свое  остроуміе,  удовлетворить  своему  самолюбію, по-  его  и тъ,  Наприм ръ,  на вопросъ:  „кто  тамъ? '  —отв чаютъ:  —
                                                                           1
                                                                                    ѣ
 ставить  на  своемъ,  опираясь  на  софизмы,  лжеумозаключенія.  „я".  ѣ  Это я  есть  ѣ  всеобщее.  Даже  слова,  которыми  хотятъ
 Такова  сущность  діалектики  мегариковъ  вообще.  выразить  особенное;—этотъ,  тотъ,  здѣ сь,  тамъ—суть  выраже-

 Скажемъ  о  сущности  ихъ  этики.  Свой  верховный  принципъ,  иія  только  всеобщаго.  Для  выражеыія  единичнаго  предмета мы
 выработанный  мегариками  въ  своей  діалектикѣ ,  они  приложили  употребляемъ  еще собственный  имена;  но  оии  суть  только  слу-

 къ  Сократову  принципу  этики,  хотя  оставили  его вовсе  нераз-  чайный  обозначенія,  какъ  бы  замѣтки  для  памяти,  а  вовсе  ие
 витому  такъ  что мы  вовсе  не  имѣемъ  ничего  отъ  мегариковъ,  выраженія  сущаго,  всеобщаго,  субстаііціальнаго/Нодобиымъ
 изъ  чего  можно  было  построить  систему  ихъ  этики,  экономики  образомъ  Стильпоиъ  развивалъ,  нояснялъ  учете  Эвклида  въ
 и  политики,  какъ  не  имѣемъ  ничего  и  для  построенія  ихъ  діалектикѣ.  Но  въ  этикѣ  онъ уже  отступите  отъ  него  въ  томъ
 физики.    отиошеніи,      что   восполните        ее  циническимъ       учеиіемъ     и   стать

 Иринциномъ  этики  было  у  Сократа  добро,  какъ  самое  выс-  ближайшимъ  предтечею  стоической  школы,  основанной  пенс-
 шее  понятіе.  Мегарики,  согласно  съ  ученіемъ  элейцевъ. при-  средственнымъ  ученикомъ  его—Зенономъ-стоикомъ.  Такъ  отно-
 писали  добру  все,  чтЬ  говорили  элейцы  о  своемъ  верховномъ  сительно  этическихъ  принциновъ  Стильпона  мы знаемъ  только,
 принципѣ,  о  всеединомъ  сущемъ;  а  именно,  они  утверждали:  что  высочайшимъ  добромъ  онъ  считалъ  апатію  въ смыслѣ  без-
 1)  есть  только  всеединое  добро;  2)  добро  неподвижно,  неиз-  страстнаго  безчувствія,  равнодушія  ко  всякому  злу,  страданію,

 мѣняемо  и  само  себѣ  равно;  3)  добро  неопредѣляемо,  такъ  потому  что  ничего  не  существуете»  кромѣ  добра;  мг.т  знаемъ,
   243   244   245   246   247   248   249   250   251   252   253