Page 249 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 249

что   опъ    требовала»      отъ    мудреца      такого    самодовлѣнія,       чтобы                      этотъ    ихъ    нринципъ      еще    неудовлетворителенъ,          ибо   ионятія     у
                       онъ     не    нуждался       для    своего     счастья     даже     въ    друзьяхъ                        мегариковъ       еще    не   вполне     умозрительны,      потому     что  они   суть

                      , л отом у  что   добро   едино,    a  следовательно        оно   вполнѣ    самодов-
                       л юще.                                                                                                    результаты       только     обобщения,       отвлечепія      отъ    едипичиостей,
                        ѣ
                            Разсматривая         философское        ученіе     мегариковъ       съ    точки                      следовательно       опи    абстрактны,      а   не  чисто    умозрительны.
                       зр шя     положительной         науки,    мы    находимъ:                                                       2.   Неудовлетворителенъ           и    принципъ        мегарской       этики.
                          ѣ
                            1.   Верховный       принципъ      ихъ    несостоятеленъ,       ибо   опъ    со-                     Отличительная        сущность      ея  состояла     въ   томъ,    что   она   поста-
                       ставился     изъ   соединенія      двухъ     несостоятелыіыхъ          всрховпыхъ                         вила    добро     какъ   всеобщее       и  притомъ      какъ    всеединое     сущее
                       принциповъ         Сократова      и  элейцевъ;      а  потому     несостоятельны                          во   всемъ;    такъ   что   все,   чтб  есть  сущее,    реальное,     есть  доброе.
                       и  в съ  выводы     мегариковъ       изъ   этого    верховнаго     принципа       Но                      Напротивъ,       зло   есть   несущее,     есть    чистое    отрицаніе      сущаго.

                       мегарики      обратили       первые     вниманіе:      а)   на   то.   что   истина                       Это   признаютъ       и  метафизики,       именно     Гегель,     говоря,    напри-
                       есть   согласіе    нашей    мысли    съ   предметомъ,      хотя    они   и   не  вы-                      мѣръ,     что    только     право     положительно,         реально,    а   неправо
                      разили     этого   съ   тою   надлежащею          ясностью,     съ   какою     выра-                       есть   только    его   отрицаніе,     которое    поэтому    должно     быть   также
                      жаете     это   ііыиѣ    положительная        наука,    ибо    они   ограничились                          отрицаемо,       какъ     нереальное.      Но    доброе,    какъ    всеобщее,      не
                      только    т мъ,     что    признали       субъективность        и   объективность                          определено       у  мегариковъ       ничѣмъ     особеннымъ.        Слѣ дователыю
                                  ѣ
                      своихъ     понятій;     б)   на   тѣ сную     связь   между     нашимъ      мышлс-                         и  мегарики       односторонне        взглянули      на   Сократово      понятіе    о
                      ніемъ    и   его  выраженіемъ        въ   словѣ    или   рѣчи,    на   чемъ    осно-                       добре,    какъ    на   нечто    формальное,       не  определивъ       его  особен-
                      вана    и  та  т сная   связь,   какую    находите     и  современная      положи-                         наго   содержапія;      а   потому    и   мегарики     суть   также   односторон-
                                      ѣ
                      тельная     наука    между     философіею       и  филологіею.                                             н е   сократишь      Одиакоже       и  такое    поясненіе     добра    со  стороны
                                                                                                                                                                          значепіе
                                                                                                                                                                                        для
                                                                                                                                 мегариковъ
                           2.   Этическій     принципъ       мегариковъ—добро,            определенное                           если   доброе    имѣстъ      важное    всеединое     сущее   этики,    потому     что
                                                                                                                                                                                                              отсюда
                                                                                                                                                                                                бытіе,
                                                                                                                                                                                                         то
                                                                                                                                                  есть
                                                                                                                                                         истинное,
                      ими   какъ   всеединое     сущее-также          несостоятеленъ;      ибо   положи-                         слѣдуетъ,     что   челоігЬкъ,    делая    все   для  своего    истиинаго     бытія,
                      гелыіая     наука,    основываясь      только    на   фактахъ,     не   можетъ    не                       для   своей   истинной     сущности,      природы,     какъ    существа      мысля-
                      признать      за  факте,     а  следовательно        за   сущее,    и   зла,   какъ
                                                                                                                                          разумиаго,
                                                                                                                                 щаго,
                      и  доора.     Но    па    основаніи      также    фактовъ      и  положительная                            ному    добру,    и  что тЫъ    самымъ      споспешествуете        своему    истин-
                                                                                                                                                                                                                   его
                                                                                                                                                                                                           есть
                                                                                                                                                                                             того,
                                                                                                                                                                                                     чтЬ
                                                                                                                                                                              достигаете
                                                                                                                                                            поэтому
                                                                                                                                                                        онъ
                      наука    утверждаете,      что    человѣчесгво     развивается;     что   это   раз-
                      гите    состоите     въ  развитіи     сознанія    сущности,      природы      чело-                        истинное     верховпое      благо,    счастье,   именно     въ  той  самой    мере,
                      века,   человѣчности,       гуманности;      что   люди    все   более    и   ботЬе                        въ   какой    онъ    достигаете       того,   чтб   есть   его  истинное      бытіе,
                     сознаютъ,      что  человѣчное,     гуманное     и  есть   нравственное       добро-                        его   истинная     сущность,      природа,     какъ    мыслящаго,        разумиаго
                     а   это  значите,     что   съ  развитіемъ       человечества      развивается      и                       существа.
                     нравственное        добро,     нередъ      которымъ      поэтому     все   более    и
                     оолѣе    исчезаете     безчеловѣчное,        негуманное       или    нравственное
                     зло.   Въ   этомъ    смысле     и  положительная        наука     можетъ     повто-                              Такова     сущность      всехъ    философскихъ         ученій    односторон-
                     рить   русскую      пословицу:     „все   минется,    одна    правда    остается"                           нихъ    сократиковъ.      Общее       всемъ    имъ   состоитъ     въ   этой   одно-
                          1  азсматривая      философское       ученіе   мегариковъ      съ  метафизи-                           сторонности,      именно      вслѣдствіе     односторопняио        пониманія      съ
                     ческой    точки    зр нія,    находимъ:                                                                     ихъ   стороны     ученія    своего    учителя     Сократа    и  вслѣдствіе    одно-
                                           ѣ
                          1.  Верховный      принципъ      мегариковъ—понятія—самый                 умо-                         стороння™       восполненія      его   некоторыми      только    изъ  ученій   про-
                     зрительный      изъ   вс хъ    верховныхъ      принциповъ       односторонних!»                             чихъ    философовъ,        именно      ученіемъ      софистовъ       и   элейцевъ.
                                              ѣ
                     сократик    >вт;   следовательно        онъ   возвышается       надъ    ними     Но                         Для   дальнѣйшаго       развитія    философіи       необходимо     было     явиться
                                                                                                                                 такому     сократику,     который      вполне     выразумѣлъ       бы    сущность
                                                                                                                                                                                                           1(і*
   244   245   246   247   248   249   250   251   252   253   254