Page 242 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 242

и  практически  истинное,  т.-е.  доброе,  почему  оно  и  должно  дѣ лается  ихъ рабомъ,  теряете  свою  свободу  и  становится  не-
 быть  цѣ лыо  человѣческой  дѣятельности.  Киреники  думали, что

 въ  теоретическомъ  отношеніи  достовѣрно,  истинно  не  содержаніе  разумнымъ,  немыслящимъ  существомъ.  Но  Аристиппъ  не  такъ
 чувствованія,  оіцущенія,  а  само  оно,  такъ  что  ощущеніе,  чув-  понималъ  это.  Онъ  всего  болѣе  уважалъ  образованность  ума,
           мудрость,
                        ибо посредствомъ
                                                  нея
 ствованіе  у  нихъ  вовсе  не  объективно,  а  чисто  субъективно.  и  уже  какъ  образованный,  мудрый человѣ къ  пріобрѣтаетъ  свободу
                                                          и свободный
                                                                          человѣкъ,
                                                                                        слѣ до-
 Поэтому  чисто  субъективно  же  и  ихъ  доброе,  а  именно:  чтЬ
 я  ощущаю,  чувствую  въ  себ ,  какъ  удовлетворяющее  меня,  вательно  черезъ  посредство  ума, мышленія,  онъ  можетъ  искать
 ѣ
 какъ  пріятное,  TÖ  и  есть  доброе,  только  потому  что  я  его  такъ  удовольствій,  наслажденій.  Такимъ  образомъ  принципъ  удоволь-
 именно  ощущаю,  чувствую;  противное  же  этому  есть  дурное.  ствія,  наслажденія  есть  у  Аристиппа  принципъ  образованнаго,
                                                   а
                                                      не
                                                                                           ѣ
                             ѣ
 Итакъ  у  кирениковъ  чисто  субъективныя  ощущенія,  чувство-  мудраго  челов ка,  философа, мнѣнію, принципъ  всякаго  челов ка
                                                                              знаетъ
                                                                          не
                                                                                        непо-
                 различія,
                               ибо, по
                                           его
                                                            человѣ къ
          безъ
 ванія  суть  критеріи  для  нашего  познаванія  и  цѣли  для  нашей
                                                                                    а
                                                                                       знаетъ
                             чтЬ
          средственно,
                                                                      ощущеніе,
                                  доставляете
 д ятельности,  какъ  теоретическія  и  практическія  истины.  это  только  посредствомъ  ума, ему  пріятное или  какъ  разумное,
 ѣ
                                                     мышленія,
 2.  Относительно  этическаго  принципа.  Между  тѣмъ  какъ  мыслящее  существо  вообще,  a  слѣдовательно,  какъ  и  свободное.
 циники  утверждали,  что  человѣческое  верховное  добро,  благо,  Правда,  что  Аристиппъ  признавалъ  верховное  добро,  благо,
 счастье  состоите  въ  свободѣ  отъ  чувственныхъ  удовольствій,  на-  счастье  челов ка  въ  самой  осязательной,  общедоступной  формѣ,
 слажденій,  киреники  впали  въ  противоположную  крайность,  въ  той  ѣ пріятныхъ  ощущеній,  чувствованій,  въ  которой  при-
 утверждая,  что  челов ческое  верховное  добро,  благо,  счастье  нимало формѣ  Это  самый  осязательный,  самый  понят-
 ѣ
                     его большинство.
 состоите  въ  достиженіи  ощущаемаго  нами  удовольствія,  наслаж-  ный  для  всѣ хъ  видъ  счастья,  съ которымъ  челов къ  знакомится
 денія.  Между  тѣмъ  какъ  циники  признавали  верховнымъ  доб-  съ  самаго  рожденія,  между  тѣмъ  какъ  физическое ѣ  страданіе  есть
 ромъ,  благомъ,  счастьемъ  для  человѣ ка  отреченіе  отъ  вс хъ  единственное  несчастіе,  которое  способны  понимать.  Поэтому
 ѣ
                                                     всѣ
 чувственныхъ  удовольствій,  наслажденій,  насколько  это  дозво-  въ  первыхъ,  грубыхъ,  необразованныхъ  періодахъ  исторіи  обще-
 ляете  природа,—киреники,  напротивъ,  признавали  верховнымъ  ственной  жизни  люди  горячо  ищутъ  чувственныхъ  удовольствій,
 добромъ,  благомъ,  счастьемъ  челов ка  потворство  чувственнымъ  какъ  единственно-истинныхъ  элементовъ  счастья;  въ то же  время
 ѣ
 удоізольствіямъ,  наслажденіямъ,  насколько  это  дозволяется  благо-  они  тщательно  избѣгаютъ  чувственныхъ  неудовольствій,  стра-
 разуміемъ.   даній,  какъ   единственно       истинныхъ        элементовъ        несчастья.
 Поэтому  этическій  принципъ  кирениковъ  —  удовольствіе,  Правда,  бываютъ  примѣры,  что  даже  въ  эти  времена  или
 наслажденіе,  пріятное  ощущеніе—кажется  весьма  отдаленнымъ  другіе  индивиды  и цѣлыя  массы  людей  идутъ  на  встр чу тѣ
                                                                                        опас-
                                                                                  ѣ
 отъ  Сократова  этическаго  принципа,  добра;  онъ  кажется  даже  ности  и  смерти,  возбужденные  какою-либо  сильною  страстью.
 противоположнымъ  ему  и  вообще  не-философскимъ,  ибо,  пови-  ІІо  мы  говоримъ  здѣсь  о  въ  его  обыкновенному  нор-
                                                    ѣ
                                             челов кѣ
 димому,  въ  немъ  нѣ тъ  ничего  всеобщаго.  Но  на  самомъ  дѣлѣ  мальномъ  состояніи,  когда  онъ  предоставленъ  руководству  своихъ
 это  не  такъ.  Киреники  хотѣли  ближе  опредѣлить  добро,  и опре-  еетественныхъ  нормальныхъ  наклонностей.
 дѣлили  содержапіе  добраго  какъ  пріятное,  разумѣя  одиакоже
 под7»  пріятнымъ  также  всеобщее,  а  не  особенное,  ибо  они  Во  всякомъ  случаѣ  этическій  принципъ  кирениковъ  неудов-
 понимали  его  какъ  удовольствіе,  опредѣленное  умомъ,  благо-  летворителен^  Очевидно,  что  ихъ  этика  сенсуалистическая;  она
                               томъ
                                                                                   челов ка
                          въ
                                                                                          ѣ
 разуміемъ,  мудростью.  коренилась  софистовъ, сенсуалистическомъ  взглядѣ   на  есть  чув-
         со
              стороны
                                          будто
                                                         истинная
                                                                      природа
                                                  его
 Когда  принципомъ  человѣческой  длительности  поставляются  ственность;  она  не  проистекала  изъ  всесторонняго,  глубокаго
 т лесныя  или даже  душевный  удовольствія,  наслаждеиія,  то  мы  Сократова  познай  самого  себя,  результате  котораго  состоялъ
 ѣ
 обыкновенно  представляемъ  себ ,  что  человѣ къ,  предаваясь  имъ,  въ  томъ  открыты,  что  истинная  природа,  сущность  челов ка
 ѣ
                                                                                          ѣ
   237   238   239   240   241   242   243   244   245   246   247