Page 242 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 242
и практически истинное, т.-е. доброе, почему оно и должно дѣ лается ихъ рабомъ, теряете свою свободу и становится не-
быть цѣ лыо человѣческой дѣятельности. Киреники думали, что
въ теоретическомъ отношеніи достовѣрно, истинно не содержаніе разумнымъ, немыслящимъ существомъ. Но Аристиппъ не такъ
чувствованія, оіцущенія, а само оно, такъ что ощущеніе, чув- понималъ это. Онъ всего болѣе уважалъ образованность ума,
мудрость,
ибо посредствомъ
нея
ствованіе у нихъ вовсе не объективно, а чисто субъективно. и уже какъ образованный, мудрый человѣ къ пріобрѣтаетъ свободу
и свободный
человѣкъ,
слѣ до-
Поэтому чисто субъективно же и ихъ доброе, а именно: чтЬ
я ощущаю, чувствую въ себ , какъ удовлетворяющее меня, вательно черезъ посредство ума, мышленія, онъ можетъ искать
ѣ
какъ пріятное, TÖ и есть доброе, только потому что я его такъ удовольствій, наслажденій. Такимъ образомъ принципъ удоволь-
именно ощущаю, чувствую; противное же этому есть дурное. ствія, наслажденія есть у Аристиппа принципъ образованнаго,
а
не
ѣ
ѣ
Итакъ у кирениковъ чисто субъективныя ощущенія, чувство- мудраго челов ка, философа, мнѣнію, принципъ всякаго челов ка
знаетъ
не
непо-
различія,
ибо, по
его
человѣ къ
безъ
ванія суть критеріи для нашего познаванія и цѣли для нашей
а
знаетъ
чтЬ
средственно,
ощущеніе,
доставляете
д ятельности, какъ теоретическія и практическія истины. это только посредствомъ ума, ему пріятное или какъ разумное,
ѣ
мышленія,
2. Относительно этическаго принципа. Между тѣмъ какъ мыслящее существо вообще, a слѣдовательно, какъ и свободное.
циники утверждали, что человѣческое верховное добро, благо, Правда, что Аристиппъ признавалъ верховное добро, благо,
счастье состоите въ свободѣ отъ чувственныхъ удовольствій, на- счастье челов ка въ самой осязательной, общедоступной формѣ,
слажденій, киреники впали въ противоположную крайность, въ той ѣ пріятныхъ ощущеній, чувствованій, въ которой при-
утверждая, что челов ческое верховное добро, благо, счастье нимало формѣ Это самый осязательный, самый понят-
ѣ
его большинство.
состоите въ достиженіи ощущаемаго нами удовольствія, наслаж- ный для всѣ хъ видъ счастья, съ которымъ челов къ знакомится
денія. Между тѣмъ какъ циники признавали верховнымъ доб- съ самаго рожденія, между тѣмъ какъ физическое ѣ страданіе есть
ромъ, благомъ, счастьемъ для человѣ ка отреченіе отъ вс хъ единственное несчастіе, которое способны понимать. Поэтому
ѣ
всѣ
чувственныхъ удовольствій, наслажденій, насколько это дозво- въ первыхъ, грубыхъ, необразованныхъ періодахъ исторіи обще-
ляете природа,—киреники, напротивъ, признавали верховнымъ ственной жизни люди горячо ищутъ чувственныхъ удовольствій,
добромъ, благомъ, счастьемъ челов ка потворство чувственнымъ какъ единственно-истинныхъ элементовъ счастья; въ то же время
ѣ
удоізольствіямъ, наслажденіямъ, насколько это дозволяется благо- они тщательно избѣгаютъ чувственныхъ неудовольствій, стра-
разуміемъ. даній, какъ единственно истинныхъ элементовъ несчастья.
Поэтому этическій принципъ кирениковъ — удовольствіе, Правда, бываютъ примѣры, что даже въ эти времена или
наслажденіе, пріятное ощущеніе—кажется весьма отдаленнымъ другіе индивиды и цѣлыя массы людей идутъ на встр чу тѣ
опас-
ѣ
отъ Сократова этическаго принципа, добра; онъ кажется даже ности и смерти, возбужденные какою-либо сильною страстью.
противоположнымъ ему и вообще не-философскимъ, ибо, пови- ІІо мы говоримъ здѣсь о въ его обыкновенному нор-
ѣ
челов кѣ
димому, въ немъ нѣ тъ ничего всеобщаго. Но на самомъ дѣлѣ мальномъ состояніи, когда онъ предоставленъ руководству своихъ
это не такъ. Киреники хотѣли ближе опредѣлить добро, и опре- еетественныхъ нормальныхъ наклонностей.
дѣлили содержапіе добраго какъ пріятное, разумѣя одиакоже
под7» пріятнымъ также всеобщее, а не особенное, ибо они Во всякомъ случаѣ этическій принципъ кирениковъ неудов-
понимали его какъ удовольствіе, опредѣленное умомъ, благо- летворителен^ Очевидно, что ихъ этика сенсуалистическая; она
томъ
челов ка
въ
ѣ
разуміемъ, мудростью. коренилась софистовъ, сенсуалистическомъ взглядѣ на есть чув-
со
стороны
будто
истинная
природа
его
Когда принципомъ человѣческой длительности поставляются ственность; она не проистекала изъ всесторонняго, глубокаго
т лесныя или даже душевный удовольствія, наслаждеиія, то мы Сократова познай самого себя, результате котораго состоялъ
ѣ
обыкновенно представляемъ себ , что человѣ къ, предаваясь имъ, въ томъ открыты, что истинная природа, сущность челов ка
ѣ
ѣ