Page 200 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 200

отъ  чего  вн ншяго,  какъ  отъ  такого,  что  въ  свою  очередь  досгаточно  боровшійся  съ  чувственными  наслажденіями,  при-
 ѣ
 ие  зависите  отъ  него.  Мы  увидимъ,  какъ  впослѣдствіи  была  шедши  къ  полному  самообладанію  и  самодовлѣнію,  ие  боится
 извращена  эта  мысль  циникомъ  Діогеномъ  Синопскимъ  уже  этихъ  наслажденій  и  можетъ  безпаказанно  пользоваться
 Аптисоенъ  пе  отвергалъ.  что  и  дружба  есть  также  благо  ими.  Поэтому  мудрый  имѣетъ  право  наслаждаться  всѣми  удо-
 для  добродѣтсльнаго  мудреца,  и  что  оиъ, несмотря  на  свое  вольствіями,  не  противными  добродѣтели  и  не  оставляющими
 самодовлѣніе,  нуждается  въ  друзьяхъ.  „Но  (говорилъ  онъ)   по  себѣ  никакого  раскаянія.  Но  надобно  искать  удовольствія,

 мудрый  привязывается  въ  особенности  къ  тѣмъ,  кто  достоинъ  слѣдующаго  за трудомъ,  а  не удовольствія,  вынуждающаго  насъ
 его  дружбы.  Наиболѣе  же  достоииъ  дружбы  мудраго  мудрый  къ  лѣ ности".
 же  и  добродѣ телышй.  Поэтому  всѣ  мудрые,  добродѣтельные  При  этомъ  подъ  удовольствіями,  которыми  безопасно  можетъ
 соединены  узами  взаимной  дружбы;  между  ними  образуется,  наслаждаться  добродѣтельный  мудрецъ,  Антисѳ енъ  разумѣетъ
 относительно  ихъ  чувствованій  и  стремленій,  т сное,  нераз-  не  одни  только  душевныя  удовольствія,  доставляемыя,  напри-
 ѣ
 рывное  общеніе.  Да  сблизятся  же  мудрые  между  собою,  какъ  мѣ ръ,  дружбою  съ людьми  добродѣтельными,  занятіемъ  науками
 братья,  ибо общеніе  между  соединившимися  братьями  надеж-  и  т.  п.;  онъ дозволяете  добродѣтельному  мудрецу  ѳсѣ  неиро-
 нѣ е  всякой  твердыни!"  тивныя  добродѣтели  удовольствія,      даже    чувственныя,       потому
 Итакъ  истинны я  внутреннія  блага  мудреца,  добродѣтель-  что  находите  ихъ  неопасными  для  добродѣтели  мудреца;  лишь

 наго  суть:  самообладаніе,  самодовлѣніе,  свобода,  благородство  бы  только  самообладаніе,  самодовлѣніе,  независимость,  свобода
 души,  внутренній  миръ  и  наконецъ  дружба  съ  такими  же  никогда  не  оставляли  его;  лишь  бы  онъ  былъ  такъ  благоразу-
 людьми,  какъ  и  ОІІЪ  самъ,  т.-е.  добродетельными,  мудрыми.  менъ,  чтобы  не  создавать  для  себя  страданій  и  сожалѣнія,
 Но  этого  мало:  благодаря  добродѣтели,  и  всѣ  прочія  блага,  какъ  послѣдствій  такихъ  удовольствій;  а  впрочемъ  всѣ удоволь-
 т.-е.  и блага  вн шиія,  ііринимаютъ  для  добродѣтельнаго  мудреца  ствія  для добродѣтельнаго  мудреца  и  вообще  всѣ  его  поступки
 ѣ
 уже  другой  характеръ,  отличный  отъ  того,  какой  они  имѣютъ  безразличны,  ибо  если  онъ  истинно  добродѣтельный  мудрецъ,

 сами  но  себ ,  такъ  что  ему уже  не  возбраняется  пользованіе  то  онъ уже непогрѣшимъ,  не  можетъ  сдѣлать  ничего  дурного;
 ѣ
 этими  впѣпшими  благами.  Конечно,  добродѣтельный  мудрецъ  онъ,  такъ  сказать,  безгр шенъ,  святъ.  Ему  позволительно
                                                     ѣ
 не  шцетъ  этихъ  вн шнихъ  благъ,  но они  для  него  и  не  опасны;  даже  и  то,  чтЬ  запрещается  человѣческими  постановленіями,
 ѣ
 его  мудрость  научаете  его  пользоваться  ими  какъ  сл дуетъ,  напримѣръ  похитить,  когда  нужно,  священные  предметы  или
 ѣ
 и  т мъ  придаете  имъ совершенно  новый  характеръ.  „Богат-  ѣ сть  человѣческое  мясо.
 ѣ
 ства  (говорите  Аптисоенъ),  равно  какъ  и прочія  блага,  хороши  Таково  Антис еново  этическое  ученіе  въ  собственномъ
                                          ѳ
 или  дурны,  смотря  по  тому,  какъ  мы  ими пользуемся;  сами  смыслѣ,  въ отличіе  отъ  экономики  и политики.  Теперь  остается
 же  по  себѣ  они  не  имѣютъ  никакого  безусловна™  достоин-  намъ  сказать  немногое  о  мысляхъ  Антисѳ ена,  относящихся
 ства,  т.-е.  они безразличны  въ  нравственномъ  отношеніи.  Все   къ  особеннымъ  частямъ  этики  въ обширномъ  смыслѣ,  а  именно:
 дѣло  въ  томъ,  какъ  умъ  нашъ  относится  къ  нимъ.  Самооблада-  къ  экономикѣ  и  къ  политикѣ.
 иіе,  самодовлѣніе  и  свобода,  какъ  независимость  отъ  внѣ ш-  Экономика.  Согласно  общему  принципу  своей  этики  (само-

 няго,  суть  причины  того,  что  душевное  спокойствіе  мудреца  обладанію,  свободѣ,  независимости  отъ  всего  внѣ іпняго),  Апти-
 не  смущается  ни  вожделѣніемъ  пріобрѣсти  эти  вн шнія  блага,  соенъ  освобождаете  мудреца  отъ  всѣ хъ  семейныхъ,  кровныхъ
 ѣ
 ни  печалью  объ  ихъ  утрат ".  узъ,  говоря:  „слѣдуетъ  почитать  добродѣтельнаго  болѣе,  чѣмъ
 ѣ
 „Для  человѣ ка,  еще  только  стремяіцагося  къ  добродѣгели,  роднаго".  Поэтому  Антисоенъ  сов туетъ  искать  общенія,  дружбы
                                                             ѣ
 къ  мудрости  (а  не  достигшаго  ея),  чувственныя  наслажденія  именно  съ  добродѣтельньтми  мудрецами,  ибо  такой  только
 искусительиы  и  опасны;  но  достигшій  мудрости  и  добродѣтели,  общественный  союзъ  добродѣтельныхъ  мудрецовъ  онъ  считаете

                       ш                                                                    13
   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205