Page 200 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 200
отъ чего вн ншяго, какъ отъ такого, что въ свою очередь досгаточно боровшійся съ чувственными наслажденіями, при-
ѣ
ие зависите отъ него. Мы увидимъ, какъ впослѣдствіи была шедши къ полному самообладанію и самодовлѣнію, ие боится
извращена эта мысль циникомъ Діогеномъ Синопскимъ уже этихъ наслажденій и можетъ безпаказанно пользоваться
Аптисоенъ пе отвергалъ. что и дружба есть также благо ими. Поэтому мудрый имѣетъ право наслаждаться всѣми удо-
для добродѣтсльнаго мудреца, и что оиъ, несмотря на свое вольствіями, не противными добродѣтели и не оставляющими
самодовлѣніе, нуждается въ друзьяхъ. „Но (говорилъ онъ) по себѣ никакого раскаянія. Но надобно искать удовольствія,
мудрый привязывается въ особенности къ тѣмъ, кто достоинъ слѣдующаго за трудомъ, а не удовольствія, вынуждающаго насъ
его дружбы. Наиболѣе же достоииъ дружбы мудраго мудрый къ лѣ ности".
же и добродѣ телышй. Поэтому всѣ мудрые, добродѣтельные При этомъ подъ удовольствіями, которыми безопасно можетъ
соединены узами взаимной дружбы; между ними образуется, наслаждаться добродѣтельный мудрецъ, Антисѳ енъ разумѣетъ
относительно ихъ чувствованій и стремленій, т сное, нераз- не одни только душевныя удовольствія, доставляемыя, напри-
ѣ
рывное общеніе. Да сблизятся же мудрые между собою, какъ мѣ ръ, дружбою съ людьми добродѣтельными, занятіемъ науками
братья, ибо общеніе между соединившимися братьями надеж- и т. п.; онъ дозволяете добродѣтельному мудрецу ѳсѣ неиро-
нѣ е всякой твердыни!" тивныя добродѣтели удовольствія, даже чувственныя, потому
Итакъ истинны я внутреннія блага мудреца, добродѣтель- что находите ихъ неопасными для добродѣтели мудреца; лишь
наго суть: самообладаніе, самодовлѣніе, свобода, благородство бы только самообладаніе, самодовлѣніе, независимость, свобода
души, внутренній миръ и наконецъ дружба съ такими же никогда не оставляли его; лишь бы онъ былъ такъ благоразу-
людьми, какъ и ОІІЪ самъ, т.-е. добродетельными, мудрыми. менъ, чтобы не создавать для себя страданій и сожалѣнія,
Но этого мало: благодаря добродѣтели, и всѣ прочія блага, какъ послѣдствій такихъ удовольствій; а впрочемъ всѣ удоволь-
т.-е. и блага вн шиія, ііринимаютъ для добродѣтельнаго мудреца ствія для добродѣтельнаго мудреца и вообще всѣ его поступки
ѣ
уже другой характеръ, отличный отъ того, какой они имѣютъ безразличны, ибо если онъ истинно добродѣтельный мудрецъ,
сами но себ , такъ что ему уже не возбраняется пользованіе то онъ уже непогрѣшимъ, не можетъ сдѣлать ничего дурного;
ѣ
этими впѣпшими благами. Конечно, добродѣтельный мудрецъ онъ, такъ сказать, безгр шенъ, святъ. Ему позволительно
ѣ
не шцетъ этихъ вн шнихъ благъ, но они для него и не опасны; даже и то, чтЬ запрещается человѣческими постановленіями,
ѣ
его мудрость научаете его пользоваться ими какъ сл дуетъ, напримѣръ похитить, когда нужно, священные предметы или
ѣ
и т мъ придаете имъ совершенно новый характеръ. „Богат- ѣ сть человѣческое мясо.
ѣ
ства (говорите Аптисоенъ), равно какъ и прочія блага, хороши Таково Антис еново этическое ученіе въ собственномъ
ѳ
или дурны, смотря по тому, какъ мы ими пользуемся; сами смыслѣ, въ отличіе отъ экономики и политики. Теперь остается
же по себѣ они не имѣютъ никакого безусловна™ достоин- намъ сказать немногое о мысляхъ Антисѳ ена, относящихся
ства, т.-е. они безразличны въ нравственномъ отношеніи. Все къ особеннымъ частямъ этики въ обширномъ смыслѣ, а именно:
дѣло въ томъ, какъ умъ нашъ относится къ нимъ. Самооблада- къ экономикѣ и къ политикѣ.
иіе, самодовлѣніе и свобода, какъ независимость отъ внѣ ш- Экономика. Согласно общему принципу своей этики (само-
няго, суть причины того, что душевное спокойствіе мудреца обладанію, свободѣ, независимости отъ всего внѣ іпняго), Апти-
не смущается ни вожделѣніемъ пріобрѣсти эти вн шнія блага, соенъ освобождаете мудреца отъ всѣ хъ семейныхъ, кровныхъ
ѣ
ни печалью объ ихъ утрат ". узъ, говоря: „слѣдуетъ почитать добродѣтельнаго болѣе, чѣмъ
ѣ
„Для человѣ ка, еще только стремяіцагося къ добродѣгели, роднаго". Поэтому Антисоенъ сов туетъ искать общенія, дружбы
ѣ
къ мудрости (а не достигшаго ея), чувственныя наслажденія именно съ добродѣтельньтми мудрецами, ибо такой только
искусительиы и опасны; но достигшій мудрости и добродѣтели, общественный союзъ добродѣтельныхъ мудрецовъ онъ считаете
ш 13