Page 189 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 189

щемъ,     реальномъ.      Въ   этомъ     отрицаніи     ложныхъ      мыслей    и  про-

                    тиворѣчій,     а   слѣдовательно       и  споровъ,     Антисоенъ       сходится    съ                             связь,   такая    тождественность,        что  противорЕчія       и   заблужденія
                    софистами.      Но    основанія     такого    отрицанія      были    у  нихъ   суще-                              невозможны,       или   что   по  крайней     мѣрЕ    противорѣчія       и  заблуж-
                    ственно     различны.       Софисты     отрицали      это   на   томъ    основаніи,                              дения    не  реальны,     а  мнимы,     и  потому    вовсе   неестественны,       не-
                    что,   по   ихъ   мнЕиію,    истина     неотличима      отъ  неистины,       лжи,—                               необходимы       для    нашего     ума,   а,  напротивъ,      истина    есте    есте-
                    всякая    мысль,     всякое    сужденіе     есть   въ   одно    и  то  же  время    и                            ственное     еостояніе     нашего     ума,    есть   необходимое       уело   іе  его
                    истинное,     и  ложное;     всякое    предложеніе,       какъ   сужденіе,     выра-                             мышленія;      мнимыя      же   ложныя     мысли     суть   только     послѣдствія

                    жающее      мысль,     и  истинно,     и  вмЕстЕ      ложно,    а   СлЕдовательно                                преходяіцаго,      временнаго      невниманія     съ  нашей     стороны,    именно
                    всегда   равно     противоположному          ему   еужденію,       такъ    что   два                             неточности      въ   выраженіи,      въ   словахъ,    или   неяснаго    иониманія
                   противоположный          утверждепія       имѣютъ     равную      цЕну;    нротиво-                               ихъ   смысла,      значенія.     Поэтому      Антисоенъ       сказалъ    однажды:
                   рЕчія    суть   какъ-бы      естественное      состояніе    нашего      ума,   какъ-                              „кто   противоположна™          мнѣнія    съ  нашимъ      мнЕніемъ,     того    слѣ-
                   бы,   такъ    сказать,    роковое     условіо    нашего     мышленія;       поэтому                              дуетъ    не   заставить    замолчать,      а  слЕдуетъ     научить     его,  ибо   не

                   доказывать      кому-либо,     что  онъ   заблуждается,      или—чтЬ      все  равно                             тЕмъ    можемъ    мы   вылечить    бЕсыующагоея,        что  сами  будемъ     бЕсно-
                   —спорить       съ  кѣмъ-либо,     и безполезно,     и  смЕшно,     и  даже    невоз-                             ваться".     Это   значите:     нриведемъ      нашего     противника       къ  тому
                   можно;    словомъ,    софисты     отрицали     возможность     ложныхъ      мыслей,                              чтобы    оиъ    созерцалъ     въ   своемъ    умЕ   то  же   сущее,   ту  же   реаль-
                   заблужденій,      противорЕчій       и  споровъ,     потому     что  они   вовсе   пе                            ность,   ту  же   единичную       вещь,   какую    созерцаемъ      и  мы;  уяснимъ
                   признавали      никакой     истины;     истины    же   они   не   признавали     по-                             ему   значеніе     слова,   выражающаго         это  реальное,     эту  единичную
                   тому,  что   отрицали    сущее,    реальное;     а  сущее,   реальное     отрицали                               вещь.    Тогда    онъ   будетъ    выражаться       о   ней   такъ   же,    какъ   мы
                   они   на   томъ    основаиіи,     что  все   непрестанно      измЕняется,     ничто                              сами   о   ней  выражаемся,       а  СлЕдовательно      мы  не  будемъ    противо-

                   не  остается     равнымъ      себЕ;   во  всемъ,   чті>  существуете,    есть   про-                             положна™       съ   нимъ    мнЕнія.
                  тивоположности,        а  СлЕдовательно     противоположности         существуют!»                                     Отсюда,     по   мнЕнію    Антисѳ ена,     слЕдовало,    что   единственный
                  и   во  всемъ,    о   чемъ   бы   мы   ни   говорили,     т.-е.  въ   самомъ     под-                            снособъ     добыть     истину    состоитъ    въ  изслЕдованіи      истиннаго     зна-
                  лежащему        а  потому     и   въ    сказуемому        и   поэтому      противо-                               чены,    смысла     словъ   и   въ  выраженіи       каждой     единичной      вещи
                  положный       сказуемыя      могутъ    быть    утверждаемы        объ   одномъ     и                            ей   соотвЕтствующимъ          словомъ.    Въ   этомъ     и  состоитъ     сущность

                  томъ    же   подлежащемъ         съ  равною     достовѣрностыо       или   же—что                                діалектики     Антисоена,       или   его   снособъ,   метода    познаванія—въ
                  все   равно—съ       равною     недостовЕрностью;        другими    словами,     обо                             противоположность         методЕ   Сократовой,      состоящей     въ  восхожденіи
                  всемъ    можно     говорить    pro    и   contra.                                                                къ  всеобщимъ      гюнятіямъ     посредствомъ       индукціи.    Поэтому      Анти-
                                                                                                                                   соенъ    смотрѣлъ      на  надлежащій        выборъ    словъ,     выраженійина
                       Напротивъ,       Антисоенъ      отрицалъ     ложныя     мысли    и  реальным                                изслЕдованіе,      уясненіе,    толкованіе      истиннаго      смысла,    значенія
                  противорЕчія,      а   СлЕдовательно      и  споры,    потому    что  паша   мысль                               словъ,   какъ    на   основу    всякаго    истиннаго      знанія.   Такъ   вся  диа-

                  опредЕляется,      обусловливается        самою    реальностью,       самимъ     су-                            лектика     сводится     у  него   на   практикЕ      къ   вопросамъ      языка,    а
                  іцимъ,   именно      единичными        вещами;      СлЕдовательно       умъ   иашъ
                 мыслите      о  су щемъ,     объ    единичныхъ       вещахъ      такъ,   какъ    онЕ                             вся   діалектика      въ  смыслЕ     теоріи    познаваиія     состоите    въ  ученіи
                 суть,   и   потому    не   можетъ      составить      себЕ   ложиаго     суждеиія,                               о   языкЕ.
                 не   можетъ     заблуждаться,       не  можетъ     утверждать     протнвополож-                                       Результатомъ       такой     Антисееновой        діалектики      могла     быть
                 ныхъ    сказуемыхъ       объ   одномъ     и  томъ    же  подлежащемъ;        всякая                              только    такая    философія,      которая    есть   въ   сущности     то,  чтЬ  онъ

                 мысль,    всякое    понятіе,     какъ   единичное,     есть  истинное      сознапіе                              называете      сложною     рЕчью,    въ  смыслЕ    совокупности       сказуемыхъ,
                 соотвЕтствующей         реальности,      едииичнаго       факта;    между      иеиз-                             выражающихъ         единичныя      ноиятія,   соотвЕтствующія        единичными!
                 мЕпиою     сущностью        вещи,     предмета      и  мыслыо      такая    т сная                               вещамъ,     воспринимаемым!,          внЕшними       чувствами.     Поэтому,      по
                                                                                               ѣ
                                                                                                                                  Антис ену,     наука,    философія     есть  не  что  иное,  какъ   рЕчь,   именно
                                                                                                                                         ѳ
   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194