Page 164 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 164

стая  площадь.  Она  разделена  на  четыре  части:  для  мальчи-  ствахъ;  тогда  отличившимся  раздаются  призы.  То  отдѣленіе,
 ковъ,  юношей,  взрослыхъ  и  стариковъ.  Законъ  предписываетъ,  которое  представите  наиболее  людей  искуспыхъ  въ  военномъ

 чтобы  всѣ  они  являлись  сюда,—мальчики,  юноши  и  взрослые  деле,  храбрыхъ  и  покорныхъ,  похваляется  прочими  гражданами,
 ежедневно  съ  восходомъ  солнца,  а  старики  по  возможности  вместе  съ  ихъ  старишиами.
 часто,  кромѣ  положенныхъ  дней,  когда  и  они  непремѣнно  Въ  отделеніи  взрослыхъ  граждане  остаются  двадцать-пять
 должны  были  являться.  Юноши  должны  даже  проводить  здѣсь  л тъ.  Ихъ  занимаютъ  такими  же  общественными  делами,  какъ
                  ѣ
 и  ночь.       и  юношей;       но  когда    нужно     идти    въ   походъ    на   войну,    то  ихъ
 Каждое  изъ  этихъ  отдѣленій  подчинено  двѣнадцати  старши-  вооруженіе  уже  не  такое,  какъ  у  юношей—не  лукъ  и  не  копья,
 , намъ,  потому  что  персы  дѣлятся  на  двенадцать  колѣнъ.  Въ  а  нужное  для  рукопашной  схватки—панцырь,  щитъ  и  мечъ.
 старшины  для  мальчиковъ  выбираются  такіе  граждане  изъ  Изъ  среды  ихъ  выбираются  всЬ  должностныя  лица,  за  иеключе-
 иожилыхъ  людей,  которымъ  довѣ ряютъ,  что  они  наилучше  ніемъ  учителей  мальчиковъ.
 восиитаютъ  ихъ;  въ  старшины  же  прочихъ  отдѣленій  выби-  Старики  не  идутъ  въ  походъ  на  войну,  если  война  про-

 раются  такіе  граждане,  которые  отличаются  своимъ  усердіемъ  исходите  вне  пределов!,  государства,  а  остаются  дома  и  чи-
 къ  службѣ  и  своею  покорностью  властямъ.  Мальчики  до  шест-  нятъ  судъ  и  расправу  въ  делахъ  публичиыхъ  и  частныхъ,
 надцати  или  семнадцати  лѣ тъ  ходятъ  въ  школу  поучаться  имѣя  право  приговаривать  и  къ  смертной  казни;  за  нсиспол-
 целый  день  правде  и  справедливости,  ибо  въ  этомъ  у  нихъ  и  неніе  юношами  и  взрослыми  ихъ  обязанностей  оии  исклго-
 состоите  цель  школьнаго  ученія.  БЬлыную  часть  дня  стар-  чаютъ  ихъ  изъ  того  отделенія,  въ  которомъ  оии  состоятъ,  а

 шины  ироводятъ  въ  томъ,  что  чинятъ  между  ними  судъ  и  рас-  такой  исключенный  лишается  гражданской  чести  на  всю  жизнь.
 праву,  а  въ  случае  проступковъ  наказываютъ,  какъ  наири-  Старики  занимаютъ  также  и  все  прочія  высшія  должности.
 меръ  за  воровство,  насилія,  обманъ,  брань  и  т.  п.  Наказываютъ  Все  это  описаніе  персидскаго  воспитанія  и  устройства
 оии  однакоже  и  тЬхъ,  жалобы  которыхъ  иайдутъ  неоснователь-  Ксенофонтъ  заключаете  следующими  словами:  „Вотъ  чтЬ  я
 ными;  съ  особенною  строгостью  наказываютъ  они  за  неблаго-  считалъ  нужнымъ  сказать  о  персахъ  вообще.  Теперь  перехожу
 дарность.  Также  нріучаютъ  они  мальчиковъ  къ  порядку  и  къ  къ  собственному  предмету  моего  сочинеиія—  къ  деламъ  Кира,

 благоразумной  разсудительности,  къ  покорности  властямъ,  къ  нричемъ  начну  съ  его  детскаго  возраста".
 умеренности  въ  нище  и  гштье.  ІІримеромъ  во  всемъ  подоб-  До  двенадцати  слишкомъ  лете  Киръ  былъ  воспитанъ  ска-
 иомъ  служатъ  для  нихъ  старшіе;  кроме  того  они  упражня-  заниымъ  образомъ  и  отличался  отъ  всЬхъ  сверстников!»  какъ
 ются  въ  стрельбе  и  въ  метаніи  коній.  Юноши  въ  продолже-  быстрымъ  пониманіемъ  того,  чему  ему  следовало  учиться,  такъ

 ніе  десяти  Л ч ъ  остаются  на  площади  и  но  ночамъ,  частью  и  ловкостью,  и  мужеством!».  ЗатЬмъ,  по  приглашенію  деда
 съ  тою  целью,  чтобы  оберегать  городъ,  частью—чтобы  прі-  Астіага,  онъ  поехалъ  къ  нему  со  своею  матерью  Мандапою.
 учиться  къ  порядку;  а  днемъ  они  употребляются  властями  для  Погостивши  у  отца  своего  Астіага,  Мандана  хотела-было  воз-
 исполненія  разныхъ  общественныхъ  дѣ лъ,—для  страяш,  для  вратиться  съ  сыномъ  къ  мужу,  въ  Персію,  но  Астіагъ  ire  хо-
 отысканія  преступииковъ  и  для  другихъ  услугъ,  требующих!,  телъ  отпускать  своего  внука,  къ  которому  онъ  сильно  привя-
 силы  и  ловкости.  ІІо  нескольку  разъ  въ  месяцъ  царь  беретъ  зался;  да  и  самому  Киру  хотелось  еще  остаться  у  деда,  именно
 половину  изъ  нихъ  съ  собой  на  охоту,  потому  что  охота  счи-  съ  целью  выучиться  верховой  ездй,  къ  чему  онъ  не  имѣлъ

 тается  у  персовъ  лучшимъ  приготовленіемъ  къ  воинскому  искус-  случая  въ  ІІерсіи,  где  вовсе  не  было  лошадей.  Но  мать  заме-
 ству;  остальная  половина  занимается  стрельбою  и  метаньемъ  тила  ему:  „какъ  же  ты  научишься  здесь  правде  и  справедли-
 когіій,  причем!,  юноши  вступаютъ  въ  соетязаніе  между  собою.  вости—ведь  твои  учители  тамъ?"  На  это  Киръ  отвечалъ:  „о,
 Устраиваются  также  и  публичный  состязаиія  въ  этихъ  искус-  я  уже  совершенно  научился  этому".  Мандана.  Какъ  можешь
   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169