Page 164 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 164
стая площадь. Она разделена на четыре части: для мальчи- ствахъ; тогда отличившимся раздаются призы. То отдѣленіе,
ковъ, юношей, взрослыхъ и стариковъ. Законъ предписываетъ, которое представите наиболее людей искуспыхъ въ военномъ
чтобы всѣ они являлись сюда,—мальчики, юноши и взрослые деле, храбрыхъ и покорныхъ, похваляется прочими гражданами,
ежедневно съ восходомъ солнца, а старики по возможности вместе съ ихъ старишиами.
часто, кромѣ положенныхъ дней, когда и они непремѣнно Въ отделеніи взрослыхъ граждане остаются двадцать-пять
должны были являться. Юноши должны даже проводить здѣсь л тъ. Ихъ занимаютъ такими же общественными делами, какъ
ѣ
и ночь. и юношей; но когда нужно идти въ походъ на войну, то ихъ
Каждое изъ этихъ отдѣленій подчинено двѣнадцати старши- вооруженіе уже не такое, какъ у юношей—не лукъ и не копья,
, намъ, потому что персы дѣлятся на двенадцать колѣнъ. Въ а нужное для рукопашной схватки—панцырь, щитъ и мечъ.
старшины для мальчиковъ выбираются такіе граждане изъ Изъ среды ихъ выбираются всЬ должностныя лица, за иеключе-
иожилыхъ людей, которымъ довѣ ряютъ, что они наилучше ніемъ учителей мальчиковъ.
восиитаютъ ихъ; въ старшины же прочихъ отдѣленій выби- Старики не идутъ въ походъ на войну, если война про-
раются такіе граждане, которые отличаются своимъ усердіемъ исходите вне пределов!, государства, а остаются дома и чи-
къ службѣ и своею покорностью властямъ. Мальчики до шест- нятъ судъ и расправу въ делахъ публичиыхъ и частныхъ,
надцати или семнадцати лѣ тъ ходятъ въ школу поучаться имѣя право приговаривать и къ смертной казни; за нсиспол-
целый день правде и справедливости, ибо въ этомъ у нихъ и неніе юношами и взрослыми ихъ обязанностей оии исклго-
состоите цель школьнаго ученія. БЬлыную часть дня стар- чаютъ ихъ изъ того отделенія, въ которомъ оии состоятъ, а
шины ироводятъ въ томъ, что чинятъ между ними судъ и рас- такой исключенный лишается гражданской чести на всю жизнь.
праву, а въ случае проступковъ наказываютъ, какъ наири- Старики занимаютъ также и все прочія высшія должности.
меръ за воровство, насилія, обманъ, брань и т. п. Наказываютъ Все это описаніе персидскаго воспитанія и устройства
оии однакоже и тЬхъ, жалобы которыхъ иайдутъ неоснователь- Ксенофонтъ заключаете следующими словами: „Вотъ чтЬ я
ными; съ особенною строгостью наказываютъ они за неблаго- считалъ нужнымъ сказать о персахъ вообще. Теперь перехожу
дарность. Также нріучаютъ они мальчиковъ къ порядку и къ къ собственному предмету моего сочинеиія— къ деламъ Кира,
благоразумной разсудительности, къ покорности властямъ, къ нричемъ начну съ его детскаго возраста".
умеренности въ нище и гштье. ІІримеромъ во всемъ подоб- До двенадцати слишкомъ лете Киръ былъ воспитанъ ска-
иомъ служатъ для нихъ старшіе; кроме того они упражня- заниымъ образомъ и отличался отъ всЬхъ сверстников!» какъ
ются въ стрельбе и въ метаніи коній. Юноши въ продолже- быстрымъ пониманіемъ того, чему ему следовало учиться, такъ
ніе десяти Л ч ъ остаются на площади и но ночамъ, частью и ловкостью, и мужеством!». ЗатЬмъ, по приглашенію деда
съ тою целью, чтобы оберегать городъ, частью—чтобы прі- Астіага, онъ поехалъ къ нему со своею матерью Мандапою.
учиться къ порядку; а днемъ они употребляются властями для Погостивши у отца своего Астіага, Мандана хотела-было воз-
исполненія разныхъ общественныхъ дѣ лъ,—для страяш, для вратиться съ сыномъ къ мужу, въ Персію, но Астіагъ ire хо-
отысканія преступииковъ и для другихъ услугъ, требующих!, телъ отпускать своего внука, къ которому онъ сильно привя-
силы и ловкости. ІІо нескольку разъ въ месяцъ царь беретъ зался; да и самому Киру хотелось еще остаться у деда, именно
половину изъ нихъ съ собой на охоту, потому что охота счи- съ целью выучиться верховой ездй, къ чему онъ не имѣлъ
тается у персовъ лучшимъ приготовленіемъ къ воинскому искус- случая въ ІІерсіи, где вовсе не было лошадей. Но мать заме-
ству; остальная половина занимается стрельбою и метаньемъ тила ему: „какъ же ты научишься здесь правде и справедли-
когіій, причем!, юноши вступаютъ въ соетязаніе между собою. вости—ведь твои учители тамъ?" На это Киръ отвечалъ: „о,
Устраиваются также и публичный состязаиія въ этихъ искус- я уже совершенно научился этому". Мандана. Какъ можешь