Page 162 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 162
мог уть содержать ее въ совершеивомъ повиновеніи! Съ другой есть, по мне, явленіе, достойное удивленія. Поэтому я ста-
стороны, животыыя оказываются несравненно покорн е людей: рался наследовать, насколько способствовали его происхожденіе,
ѣ
такъ не было примѣра, чтобы они возмущались противъ Пасту- его природныя способности и его воспитаніе тому, чтобы
хова своихъ. Пастухи спокойно властвуютъ надъ ними и даже образовать изъ него такого превосходна™ властителя. И вотъ
извлекаютъ изъ нихъ себѣ выгоды; между т мъ какъ люди результаты этихъ изслѣдошмгій и мои собственных догадки объ
ѣ
ни противъ кого не воззтаютъ столь охотно, какъ именно про- этомъ предмете я и постараюсь сообщить въ следующем ь раз-
тивъ т хъ, въ комъ зам тятъ нам реніе сдѣлаться ихъ властите- сказе".
ѣ
ѣ
ѣ
лями, господами. Зат мъ следуете самый разсказъ, изъ котораго мы при-
Продолжая размышлять объ этомъ самъ съ собою, Ксено- ведемъ ѣ то, чтб для насъ особенно замечательно.
фонтъ впослѣдствіи однакоже убедился, что властвованіе и Разсказъ начинается съ рожденія Кира отъ персидскаго
надъ людьми не есть неразрешимая задача, если взяться за царя Камбиза и отъ Манданы, дочери мидійскаго царя Астіага.
нее благоразумно, и убедился въ этомъ именно на Кире Стар- Этимъ Ксенофонтъ хочетъ показать, что Киръ былъ рождена,
шемъ. Эту мысль онъ развиваете въ подробности такъ: „по чтобы властвовать. Потомъ говорится о природныхъ свойствах!,
когда я приняла въ соображеніе, что былъ персіянинъ Киръ, Кира: онъ былъ замечательно красива, необыкновенно ласкова,
которому подчинились многіе люди, города и народы, то я любезенъ къ людямъ, весьма любознателенъ и честолюбива,
вынуждена былъ изменить мое прежнее мнѣ ніе въ томъ смысле, такъ что онъ готова былъ перенесть всякія тягости и подверг •
что властвовать надъ людьми не только не есть дело невоз- нуться всякимъ опасносгямъ, лишь бы заслужить похвалы.
можное, но даже не есть и слишкомъ трудное дело, если кто Этимъ Ксенофонтъ хочетъ сказать, что не только слепая судьба
принимается за него умеючи. Доказательством!» этого служите рожденія сделала Кира властителемъ, но что и природа снаб-
Киръ, о которомъ известно, что люди, жившіе отъ него па дила его такими преимуществами душевными и телесными,
разстояніи миогихъ дней, даже месяцевъ пути, никогда пе которыя делали его способнымъ быть властителемъ.
видѣвшіе его въ лицо, или знавшіе напередъ, что они ни-
когда его не увидятъ, повиновались ему охотно и добровольно. Далѣ е подробно говорится о воснитаніи Кира въ связи
Зато, конечно, онъ необыкновенно отличался отъ прочихъ съ воспитаніемъ персидскихъ юношей вообще. Этимъ Ксено-
царей, какъ отъ унасл довавшихъ свою власть отъ отцовъ фонтъ хотела показать, что, кроме происхожденія, кроме при-
ѣ
своихъ, такъ и отъ достигшихъ ее своими собственными уси- родныхъ свойства, и самое восгштаніе сдѣлало его способнымъ
льями... Киръ нашелъ азіатскіе народы живущими незави- быть властителемъ, такъ какъ главною целыо этого воспита-
симо. Съ неболынимъ персидскимъ войскомъ двинулся онъ иія было нріучить мальчика и юношу къ повииовенію и къ
въ походъ противъ нихъ, и за нимъ пошли мидяне и гирканцы. воздержности отъ всякаго несправедлива™ притязанія.
Съ этими немногочисленными войсками покорила онъ множе- Киръ былъ воспитана по персидскимъ законамъ, которые,
ство народовъ, которыхъ нельзя перечесть и по имепамъ ихъ... въ противоположность законамъ бЬлыпей части государства,
ІІадъ всеми этими пародами, не говорившими одинаковым!, имели въ виду преимущественно общую пользу, a именно:
я вы комъ ни съ нимъ, пи между собою, онъ властвовала, и, большая часть государства дозволяете каждому воспитывать
несмотря на то, онъ съумѣлъ такъ далеко простереть свое го- своихъ детей гго своему усмотрѣнію; даже родителямъ предо-
сподство однимъ благоговѣніемъ къ его имени, что никто не ставляюсь они, относительно ихъ образа жизни, полную сво-
отважился возстать противъ него; опъ съумѣ лъ даже воодуше- боду. Напротивъ, иерсидскіе законы зараиЬе заботились о томъ,
вить вс хъ такимъ желашемъ заслужить его благоволеніе, что чтобы предотвратить отъ гражданъ возможность стремленія К!>
ѣ
ѣ
они желали всегда управляться по его волѣ ,.,. Этоть человека дурному и постыдному. Этой цѣли они достигаютъ сл дующимъ
образомъ: перед!, царскимъ дворцомъ находится большая пу-