Page 146 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 146

онъ  удерживалъ  своихъ  учениковъ,  имѣвшихъ  дурныя  наклон-
 ности,  отъ  этихъ  наклонностей  и  обращалъ  ихъ  къ  желанію  отлично  отъ  того,  какъ  еслибы  люди  молились  объ  игрѣ  въ
 возвыситься  до  той  ирекраснѣйшей  и  достойнѣйгітей  добродѣ-  кости,  о  битве  или о  другомъ,  относительно  чего  точно  не-

 тели,  на  которой  зиждется  хорошее  управлеиіе  государствами  известно,  какъ  оно  выйдете.
 и  семействами.  Катшмъ  же  образомъ  Сократъ  при  такой  своей  Если  оиъ  находилъ,  что  въ  известномъ  случае  даютъ  ему
 деятельности  не  заслуживалъ  великихъ  почестей  отъ  своего  ѵ казанія  боги,  то  труднее  было  убедить  его  поступить  вопреки
 города?         этимъ    указаніямъ,      чемъ    еслибы    его убѣждали       взять   въ  провод-
                                   вмѣсто
                                                          Уличалъ
                                                                      онъ
                        слепца
                                             зрячаго.
                                                                                                ѣ
 Въ  упомяну ты хъ  государствепныхъ  ирестушгеніяхъ  по  двоя-  ники  во  избѣжаніе  дурной  молвы,  поступаете»  въ глупости  и  т хъ,
                                                                            вопреки
                 кто,
                                                                                        указаиіямъ
 каго  рода  обвиненію  и старался  оправдать  Сократа  Ксенофоптъ  боговъ;  лично  же  онъ се  человеческія  соббраженія  стаиилъ
                                                 в
 въ  той  части  своихъ  „Воспомипаній  о  Сократѣ ",  которую  ни  во  что  передъ  определеніемъ  боговъ.
 можно  назвать  собственно  Ксенофоитовою  апологіею,  защитою
 Сократа.             Четвертую      главу    второй    книги    Ксенофоптъ       начинаете»    сле-
 Но  этимъ  Ксенофоптъ  не  ограничился,  а  дополиилъ  свою  дующими  словами:  слышалъ  я  также  бесѣду  Сократа  о  друзьяхъ.
                                                          заимствовать
                                                можетъ
                                                                            много
                                                                                                 для
                                                                                    полезною
                                  человекъ
                изъ
                      которой
 защиту  Сократа  приведеніемъ  многихъ  такихъ  отд лыіыхъ  бс-  пріобретенія  друзей  и  обращенія  съ  ними.
 ѣ
 с дъ  и  разсужденій  Сократа,  которыми,  какъ  бы  въ  примѣ-
 ѣ
 рахъ,  паглядпо  доказывалось,  что  Сократъ  не  зло,  не  вредъ  Первую  главу^  третьей  книги  Ксенофоптъ  начинаете  съ
 причинялъ  всѣмъ,  съ  кѣмъ  сходился,  а,  напротивъ,  постояппо  такого  общаго  замѣчанія:  теперь  я  буду  говорить  о  томъ, что
 старался  оказывать  добро,  благо,  которое  уже  и  зд сь,  въ изло-  Сократъ  былъ  полезет  людямъ,  стремившимся  къ  прекрасному
 ѣ
 жеиіи  Сократовыхъ  бес дъ,  какъ  и  собственно  въ  своей  апо-  (хаХбѵ),  потому  что  заставлялъ  ихъ  быть  внимательными  къ
 ѣ
 логіи  Сократа,  Ксенофоптъ  прямо  называете  пользою, отожде-  предмету  своихъ  стремленій.  А  именно,  одному  юношѣ,  желав-
 ствляя  эти  слова.  Такъ  онъ  посмотрѣлъ  на  ученіе  Сократа,  шему  быть  избраннымъ  въ  военачальники,  Сократъ  совѣ туетъ
 опредѣляя  въ  этомъ  общемъ,  а  не  въ  особенномъ  нравствеіт-  прежде  научиться  всему,  для  этого  необходимому,  и  съ по-
 помъ  смысле  доброе  какъ  полезное  единичному  человеку,  обще-  дробностью  перечисляете,  это  необходимое.
 ству  и  государству.  Въ  приведенной      уже мною       прежде     Сократовой       бесѣ дѣ   съ
                                    помѣщеиной
 Такъ  въ  третьей  главе  первой  книги  Ксенофоптъ  сообщаете  Аристиппомъ, замѣчаетъ,  что  въ  восьмой  главѣ  третьей  книги,
                                                        Сократъ
                                                                     на
                Ксепофонтъ
                                                                                       сдѣланиьтй
                                                                         вопросъ,
 о  Сократе  следующее:  теперь  я  укажу,  насколько  припомню,  ему  Аристиппомъ  съ  ц лыо  поставить  его  въ  тупикъ:  „при-
 катшмъ  образомъ,  на  мой  взглядъ,  Сократъ  былъ  полезет  сво-  знаете  ли  оиъ  что-либо  ѣ  благимъ  (ауаОоѵ)?"  отвѣчалъ  ему  такъ,
 имъ  ученикамъ  съ  одной  стороны  собствешіымъ  примеромъ,  чтобы  изъ этой  бесѣды  могла  быть  извлечена  польза  для  его
 съ  другой—своими  разсуждепіями.  Известно,  что  онъ,  по  отно-  слушателей.
 шению  къ  богамъ,  поступалъ  и  говорилъ  такъ,  какъ  ответила
 ІІиѳія  на  вопросъ:  „какъ  следуете  поступать  съ  жертвами,  Сократовымъ  бесѣдамъ  съ  живописцемъ,  ваятелемъ  и  при-
 съ  иочтеиіемъ  предковъ  и  т.  п.".  Пиѳія  вещала,  что  по-  готовляющимъ  панцири,  помѣщеннымъ  въ десятой  главѣ  третьей

 ступающее  по  законамъ  страны  поступаютг  благочестиво.  книги,  Ксенофоптъ  предпосылаете  такое  общее  замѣчаніе:  если
 Такъ  Сократъ  и  самъ  поступалъ,  и  другимъ  совѣтовалъ.  Мо-  Сократъ  вступалъ  въ  бесѣды  съ  художниками,  для  которыхъ
 лился  оиъ богамъ  просто  о  подаиіи  добра,  блага  («ТаПа),  пред-  искусство  служитъ  ремесломъ,  то  онъ и  здѣсь  былъ  полезет.
 полагая,  что  боги  лучше  знаютъ,  въ  чемъ  оно состоите;  отно-  Въ  первой  главѣ  четвертой  книги,  обобщая  уже  всѣ  частные
 сительно  же  т хъ,  что  молятся  о иодаиіи  золота,  серебра,  власти  случаи,  когда  прямо  выразилась  польза  ученія  и  дѣ ятелыіости
 ѣ
 и  тому  подобнаго,  оиъ думалъ,  что они  молятся  нисколько  не  Сократа,  Ксенофоптъ  говорите:  Сократъ  настолько  былъ  поле-
               зет    во   всѣ хъ   случаяхъ     и   разными     способами,       что  для    чело-
   141   142   143   144   145   146   147   148   149   150   151