Page 139 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 139
Кромѣ того, человѣкъ, рѣшающійся ианасиліе, нуждается прекраснымъ и добрымъ и превосходно разсуждающимъ о добро-
въ достаточном'!» числѣ помоіцн ико въ, тогда какъ челов къ, спо- детели и о другихъ человеческихъ вопросахъ. Знаю, что и эти
ѣ
собный убѣждать, не нуждается въ нихъ вовсе: онъ одинъ мо- люди, пока находились при Сократе, были здравомыслящи, и не
жетъ убѣдить. Такимъ людямъ р же всего приходится убивать потому, чтобы боялись паказаній или иобоевъ со стороны Со-
ѣ
другихъ: ибо кто сочтетъ за лучшее убить челов ка, чѣмъ поль- крата, но потому что такой образъ дѣйствій считали тогда луч-
ѣ
зоваться имъ живымъ и послушпымъ? шимъ. Быть можетъ, многіе изъ т хъ, кто считаете себя фило-
ѣ
„Но собеседниками Сократа (говорите обвинитель) были софомъ, скажутъ на это, что никогда праведный и справедливый
Критій и Алкивіадъ, которые причинили государству много зла. человекъ не сд'Ьлается неправеднымъ и несправедливым!, разум-
Критій былъ самый жадный, корыстолюбивый и самый жестокій ный—иеобузданнымъ, и что во всЬхъ предметахъ знанія изу~
•изъ вс хъ олигарховъ, a Алкивіадъ — самый необузданный и чившій ихъ никогда не сделается невеждою. Но я не такъ
ѣ
самый разрушительный изъ всЬхъ демократовъ ". думаю. Я вижу, что человекъ, не упражияющій своего тела,
Я не стану оправдывать этихъ людей (говорите Ксенофонтъ), не въ состояпіи выполнять физическихъ трудовъ; точно также
если они причинили государству какое-либо зло; я разскажу челов'Ькъ, не развивающій своихъ душевныхъ способностей, не
только, какъ произошло ихъ сближеніе съ Сократомъ. По своему въ состояніи выполнять трудовъ умственныхъ, ибо онъ не мо-
характеру оба они были самые честолюбивые изъ всЬхъ а и- жетъ дѣлать того, чтЬ следуете д лать, и не можетъ удержаться
ѣ
ѳ
нянъ. Они желали, чтобы все делалось черезъ нихъ, и чтобы отъ того, отъ чего следуете удерживаться.
имя ихъ славилось болѣе веЬхъ. Въ то же время они знали, что Иоэтому-то родители удаляютъ своихъ детей отъ людей дур-
Сократъ, живитій въ полиомъ довольстве на самыя иичтожныя ныхъ, хотя бы дети были хорошихъ правилъ, такъ какъ сооб-
средства и воздерживавшійся отъ всякихъ прихотей, вм'Ьстѣ сь щество съ добрыми людьми служите развитію добродетели, а
т'Ьмъ такъ управлялъ своими собеседниками въ теченіе разго- сообщество съ дурными—ея порчѣ. Но моему мненію, все пре-
вора, какъ хотелъ. красное и доброе пріобретается посредствомъ упражненія (а
Если они вид'Ьли это, и если они были таковы, какъ ска- следовательно теряется отъ неупражненія), такъ какъ въ одномъ
зано, то скажете ли кто-нибудь, что эти люди стремились къ и томъ же теле, врожденным душ'Ь человеческой чувственным
сообществу съ Сократомъ, потому что искали его образа жизни стремленія, страсти влекутъ ее ие къ здравомыслію (нравственной
и его благоразумія, а не потому, что надеялись, что после сооб- устойчивости), а къ скорЬйшей угодливости плоти и къ чув-
щества съ нимъ и сами сделаются людьми вполне способными ствениымъ удовольствіямъ.
на слово и дело? Я полагаю, что если бы божество предоста- Критій и Алкивіадъ, пока были при Сократе, съ его помощью
вило имъ или целый в къ жить, какъ жилъ Сократъ, или уме- могли сдерживать свои нехорошія влеченія; но они отпали отъ
ѣ
реть, они предпочли бы последнее. Это обнаружилось въ ихъ Сократа. Кри тій бѣжалъ въ Ѳ ессалію и тамъ встунилъ въ обще-
иоетуикахъ, ибо лишь только они пришли къ мысли о собствен- ство людей, которые скорее совершали беззаконіе, чемъ пра-
помъ превосходстве надъ другими—тотчасъ отпали отъ Сократа восудие; съ другой стороны Алкивіадъ, красота котораго при-
и занялись политикой. влекала многихъ жеиіцинъ, человекъ, который, въ силу своего
Быть можетъ, скажутъ, что Сократу следовало учить своихъ вліянія на Аоины и на союзниковъ, былъ избалованъ много-
слушателей политике не прежде, ч'Ьмъ здравомыслію, благо- численными ловкими льстецами, котораго народъ высоко чтилъ,
разумно. Я не стану возражать противъ этого, но знаю, что всякій и который легко достигъ первенства въ государстве, сгалъ
учитель выставляете себя передъ своими учениками, чтобы по- пренебрегать собою точно такъ же, какъ перестаютъ упраж-
казать имъ, какъ онъ самъ делаете т6, чему учите. Знаю также, няться въ своемъ искусстве атлеты, легко одерживаюіціе победы
что и Сократъ выказывалъ себя передъ своими собеседниками на гимнастических!» состязаніяхъ.