Page 139 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 139

Кромѣ     того,   человѣкъ,      рѣшающійся        ианасиліе,      нуждается                              прекраснымъ        и  добрымъ     и  превосходно     разсуждающимъ         о  добро-
                    въ  достаточном'!»     числѣ    помоіцн ико въ,    тогда   какъ   челов къ,     спо-                           детели    и   о  другихъ     человеческихъ       вопросахъ.      Знаю,    что  и  эти
                                                                                             ѣ
                    собный     убѣждать,     не   нуждается      въ   нихъ   вовсе:   онъ   одинъ    мо-                           люди,    пока    находились      при  Сократе,     были   здравомыслящи,        и  не

                    жетъ    убѣдить.     Такимъ     людямъ     р же     всего  приходится       убивать                            потому,    чтобы   боялись      паказаній     или   иобоевъ     со   стороны     Со-
                                                                 ѣ
                    другихъ:     ибо   кто   сочтетъ    за  лучшее    убить   челов ка,    чѣмъ    поль-                           крата,    но  потому     что   такой    образъ    дѣйствій   считали    тогда   луч-
                                                                                     ѣ
                    зоваться    имъ    живымъ      и  послушпымъ?                                                                  шимъ.     Быть    можетъ,     многіе    изъ   т хъ,    кто  считаете   себя   фило-
                                                                                                                                                                                  ѣ
                         „Но    собеседниками         Сократа      (говорите      обвинитель)      были                            софомъ,    скажутъ      на  это,   что  никогда   праведный      и  справедливый
                    Критій    и   Алкивіадъ,      которые    причинили      государству     много   зла.                           человекъ     не  сд'Ьлается    неправеднымъ       и  несправедливым!,        разум-

                   Критій     былъ    самый     жадный,     корыстолюбивый        и  самый    жестокій                             ный—иеобузданнымъ,            и   что  во   всЬхъ    предметахъ       знанія    изу~
                  •изъ    вс хъ    олигарховъ,      a   Алкивіадъ     —    самый    необузданный       и                          чившій     ихъ    никогда     не   сделается      невеждою.        Но   я  не   такъ
                            ѣ
                   самый     разрушительный         изъ   всЬхъ    демократовъ      ".                                            думаю.     Я   вижу,     что   человекъ,     не   упражияющій         своего   тела,
                         Я  не  стану   оправдывать      этихъ   людей    (говорите     Ксенофонтъ),                              не   въ   состояпіи     выполнять      физическихъ       трудовъ;     точно   также

                   если    они   причинили       государству      какое-либо      зло;    я  разскажу                             челов'Ькъ,    не   развивающій       своихъ     душевныхъ       способностей,      не
                   только,    какъ    произошло      ихъ  сближеніе     съ  Сократомъ.      По   своему                           въ   состояніи    выполнять      трудовъ     умственныхъ,        ибо   онъ   не  мо-
                   характеру      оба   они    были    самые     честолюбивые       изъ   всЬхъ    а и-                           жетъ    дѣлать    того,   чтЬ   следуете    д лать,   и  не  можетъ    удержаться
                                                                                                                                                                                ѣ
                                                                                                     ѳ
                   нянъ.    Они    желали,     чтобы    все   делалось     черезъ    нихъ,    и   чтобы                           отъ   того,   отъ   чего    следуете     удерживаться.
                   имя    ихъ   славилось     болѣе   веЬхъ.     Въ  то  же  время    они   знали,   что                               Иоэтому-то       родители     удаляютъ     своихъ    детей   отъ  людей    дур-
                   Сократъ,     живитій     въ   полиомъ     довольстве     на   самыя     иичтожныя                              ныхъ,    хотя   бы   дети   были    хорошихъ       правилъ,     такъ    какъ   сооб-

                   средства     и  воздерживавшійся         отъ   всякихъ     прихотей,     вм'Ьстѣ   сь                          щество    съ   добрыми     людьми      служите     развитію      добродетели,       а
                   т'Ьмъ   такъ    управлялъ      своими    собеседниками        въ   теченіе    разго-                           сообщество      съ  дурными—ея          порчѣ.   Но   моему    мненію,    все   пре-
                   вора,   какъ     хотелъ.                                                                                       красное     и  доброе     пріобретается        посредствомъ       упражненія       (а

                        Если    они    вид'Ьли   это,  и  если    они   были    таковы,     какъ   ска-                          следовательно       теряется    отъ   неупражненія),        такъ  какъ   въ  одномъ
                   зано,   то   скажете     ли   кто-нибудь,      что  эти   люди    стремились       къ                         и   томъ    же   теле,   врожденным       душ'Ь    человеческой       чувственным
                   сообществу      съ   Сократомъ,       потому    что   искали    его  образа   жизни                           стремленія,     страсти   влекутъ    ее  ие  къ  здравомыслію       (нравственной
                   и  его   благоразумія,      а  не  потому,    что  надеялись,     что  после   сооб-                          устойчивости),       а  къ   скорЬйшей       угодливости       плоти    и  къ    чув-
                   щества     съ  нимъ     и  сами    сделаются     людьми     вполне     способными                             ствениымъ       удовольствіямъ.
                   на   слово   и   дело?   Я   полагаю,      что   если  бы    божество    предоста-                                  Критій   и  Алкивіадъ,     пока   были   при   Сократе,    съ  его  помощью
                   вило   имъ    или   целый     в къ    жить,    какъ   жилъ    Сократъ,    или   уме-                          могли    сдерживать      свои    нехорошія      влеченія;     но  они   отпали   отъ
                                                  ѣ
                   реть,   они   предпочли      бы   последнее.      Это   обнаружилось        въ   ихъ                          Сократа.     Кри тій    бѣжалъ     въ Ѳ ессалію     и  тамъ  встунилъ     въ  обще-
                   иоетуикахъ,      ибо   лишь    только    они   пришли     къ  мысли    о  собствен-                           ство   людей,    которые      скорее    совершали       беззаконіе,     чемъ    пра-
                   помъ    превосходстве       надъ   другими—тотчасъ          отпали   отъ   Сократа                            восудие;    съ  другой     стороны     Алкивіадъ,      красота    котораго     при-
                   и  занялись     политикой.                                                                                    влекала    многихъ     жеиіцинъ,      человекъ,     который,     въ   силу   своего

                        Быть    можетъ,    скажутъ,      что  Сократу     следовало    учить    своихъ                           вліянія   на   Аоины      и   на  союзниковъ,       былъ    избалованъ       много-
                   слушателей       политике      не   прежде,     ч'Ьмъ   здравомыслію,        благо-                           численными       ловкими     льстецами,      котораго    народъ    высоко    чтилъ,
                   разумно.    Я  не  стану   возражать     противъ    этого,  но  знаю,   что  всякій                           и  который      легко     достигъ     первенства       въ   государстве,      сгалъ
                   учитель    выставляете      себя    передъ    своими     учениками,     чтобы    по-                          пренебрегать      собою    точно    такъ    же,    какъ    перестаютъ       упраж-
                   казать   имъ,   какъ   онъ    самъ   делаете    т6,  чему  учите.    Знаю    также,                           няться    въ  своемъ    искусстве    атлеты,    легко   одерживаюіціе       победы

                   что   и  Сократъ     выказывалъ       себя   передъ     своими    собеседниками                              на   гимнастических!»        состязаніяхъ.
   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144