Page 135 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 135

или     молчаливое       еогласіе     свое     на    исполненіе       задумаинаго
                        ими".                                                                                                         кратомъ      вѣрованія     его   народа,     такъ    предѣлъ     его    нозпаванія
                                                                                                                                                                      что
                                                                                                                                                              томъ,
                                                                                                                                                                                                               осиованія
                                                                                                                                                                            вообще
                                                                                                                                                                                       тѣ
                              „Демоническій       голосъ   является     вообще    какъ   форма,    которую                            является     уже   въ ие   изслѣдовалъ,      могли    чувствованія,    надъ    нимъ
                                                                                                                                      которыхъ
                                                                                                                                                                                            иріобрѣсть
                                                                                                                                                     оиъ
                        принимало       чувствованіе     живое,     но   не  развитое     до   ясна™     со                           такую    непреоборимую        власть.    Съ   другой   стороны,     въ   томъ,   что
                        зиапія    его  основаній,—чувствованіе,            что   извѣстный      ггостуиокъ                           демонъ     (тамъ,           оиъ    высказывается)        выступаете      на    мѣсто
                                                                                                                                                           гдѣ
                        не  согласеиъ      съ   собственнымъ       созианіемъ      Сократа.     Поступки,                            разныхъ      знаменій      и  предзнамеиованій,        —   справедливо       видите
                        которые      имѣло     въ   виду   это   чувствованіе,      могли    быть     внро-                           Гегель    знакъ     того,    что   р шеніе,       которое     въ             грече-
                                                                                                                                                                           ѣ
                        чемъ     весьма     различны     по    своему     содержанію       и  значеніямъ,                            скихъ     оракуловъ      было   поставлено       въ   зависимость    видѣ     вн ш-
                                                                                                                                                                                                            отъ
                                                                                                                                                                                                                      ѣ
                       и   столько    же   различны     должны     были    быть   внутреипіе     процессы                            иихъ    явлепій,    теперь     перенесено      было   внутрь    челов ка;     и  если
                                                                                                                                                                                                            ѣ
                       и   мотивы,     изъ   которыхъ     возникло      это  чувствованіе.      Это   могло                          при    этомъ    придается     такое     высокое     значеніе     и  такимъ     пред-
                       быть    нравственное        опасеніе,     которое     неотступно      овладѣваетъ                             чувствіямъ,      которыя     не   въ  состояніи     привести      къ   ясному     р -
                                                                                                                                                                                                                        ѣ
                       чувствованіемъ         философа,       не   восходя     одпакоже      въ   немъ    до                         шенію;     если    въ   нихъ    прямо    признается       откровеніе      божества,
                       яснаго     созиаиія;    это  могло    быть  опасеніе     за  послѣдствія    сдѣ лан-                          то   этимъ     доказывается,        что    умъ,    духъ     началъ      заниматься
                       нагопіага,—опасеиіе,          нерѣ дко    возникающее      въ  опытномъ      наблю-                           самъ    собою    такимъ      образомъ,     какъ    это    до   т хъ    поръ     было
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                       датель     людей,    отношеній       и  обстоятельству        прежде     чѣмъ    ему                          чуждо     грекамъ,      и  началъ     также     обращать      вниманіе      на    TÖ,
                       становится     возможііымъ      отдать   себѣ   отчетъ   въ  осиованіяхъ      своего                          что   происходить       въ  немъ    самомъ.     Власть,    которую     съ  раниихъ
                       предчувствія;      извѣстный      поступокъ,      который      самъ   по   себѣ    не                         поръ    иріобрѣли     надъ   Сократомъ       эти  чуветвованія,      благогов ніе,
                                                                                                                                                                                                                     ѣ
                       былъ    ни   безиравственъ,       пи   иецѣлесообразенъ,         могъ   быть    про-                          съ   которымъ      уже    тогда    онъ   прислушивался         къ   своему     внут-
                       тивенъ    Сократову       чувствовапію      лишь    потому,    что   онъ   не   гар-                          реннему     голосу,    —   все   это   дозволяете     намъ     заглянуть     вглубь
                       моішровалъ      со   свойствешшмъ         ему   образомъ      жизни    и  д ятель-                            необыкновенной         натуры    Сократа;     мы  открываемъ      уже   въ  юноше
                                                                                                   ѣ
                       ности;     при    незначителыіыхъ          поводахъ      могли     подѣйствовать                              задатокъ     того,   какимъ     онъ   будетъ    въ   возмужаломъ       возрасте,    а

                       всѣ   тѣ    неисчислимыя         вліянія     и   побужденія,      которыя      тѣмъ                           именно:      человѣкомъ,      для    котораго     самою      настойчивою       яшз-
                       болѣе    д йствуютъ        на    наше     расположепіе        духа    и  на   иаши                            иепиою     задачею    было   самопознаніе,—челов комъ,              для   котораго
                                  ѣ
                                                                                                                                                                                              ѣ
                      р шеиія,      чѣмъ    мепѣе    предмета     предлагаете     намъ    ясныя,    реаль-                           необходимою       потребностью       были   безпрестанное      наблюдеиіе      надъ
                        ѣ
                      ныя    оспованія     для   нашей     рѣшимости.        Поэтому      демонъ     сира-                           своимъ     нравствешшмъ          и  умственнымъ         состояніемъ,      анализъ,
                      ведливо    сводится    къ  внутреннему       голосу    индивиду ал    ыіаго   такта,                           разложеніе       своихъ      иредставлепій        и   поступковъ,        выясиеніе

                      ибо   словомъ:     „такте",    означаемъ     мы    вообще     чувствованіе     того,                           ихъ   внутренняго        качества     и  испытаніе      ихъ    достоинства.       Но
                      чті)  прилично      въ   словахъ    и  д лахъ    въ   самыхъ     разнообразиыхъ                                такое    же    умственное       направленіе       проявляется      для   насъ     въ
                                                              ѣ
                      жизнеішыхъ       отпошеніяхъ,      какъ   въ  маломъ,     такъ  и  въ  всликомъ".                              другой    особенности      Сократа,     столь    изумляющей        его   совремеи-

                          „Это    чувствованіе      уже   съ   раниихъ     лѣтъ    ощущалъ       въ   себѣ                           шіковъ.     Если   оиъ    по  временамъ      углублялся     въ   свои   мысли     до
                          ф
                      Coi атъ      съ  необыкновенною          силою,   и  совремеиемъ       оно   разви-                            безчувствія      ко  всему    происходящему         вокругъ     него;   если   онъ,
                      лось   у  него   до   такой    вѣриости,    что   рѣдко    или,   какъ    оиъ  самъ                            при   встретившемся        ему   случа ,    не  заботясь    о  господствующихъ
                                                                                                                                                                             ѣ
                      думалъ,     никогда     ие  обманывало       его   какими-либо       нежданными                                нравахъ     и  обычаяхъ,      шелъ    своею    дорогою;      если   во  всемъ    его
                      иослѣдствіями.       Однакоже      отъ   его   собственна™       созпанія     скры-                            существѣ      проявлялось      иногда     далеко     простирающееся         равно-
                      валось    психологическое         происхожденіе        сказаннаго       ощущеиія;                              душіе    къ   внѣшыему,      одностороннее        предпочтеніе      целесообраз-
                      уже   съ   самаго    начала     оно   приняло     для  него   видъ  чуждаго     воз-                          на™     прекрасному,—то          и  эти   черты   объясняются      для   насъ   тѣмъ
                     д йствія     на   него   высшаго      откровепія,     оракула.    Какъ    въ  этомъ                            значеніемъ,      какое    имѣли    для   него  занятіе    самимъ     собой,    уеди-
                       ѣ
                     обнаруживается         сила,   съ   которою     еще   господствовали      надъ   Со-                           ненная     работа    мысли    и  свободное,    независимое      отъ   чужого    суж-


                                                                                                                                            III                                                                   о
   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140