Page 137 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 137

денія    самоопредѣленіе.        Какъ     пи  странно     для   насъ   найти   здѣеь                            жадно     его   слушавшихъ.        Воздерживаясь         отъ    всего   этого,  онъ

                      соединенными        въ   одномъ     лицѣ    прозу    разсудочнаго      челов ка     и                           полагалъ,     что   заботится     о своей    свободѣ,   и  т хъ   людей,    которые
                                                                                                    ѣ
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                      мечтательность        челов ка     вдохновеннаго,       но   и то, и   другое    сво-                           берутъ     плату    за свои  бес ды,    называлъ     самопоработителями,          по-
                                                   ѣ
                                                                                                                                                                       ѣ
                      дится    въ   концѣ     концовъ      къ   одному     общему      имъ    основанію:                              тому    что   они    обязываютъ      себя     непремѣнно       вести    бесѣды    съ
                      именно     TÖ,   чѣмъ    отличается     Сократъ     уже   въ своей    личной    дѣя -                           тѣми   лицами,    отъ  которыхъ      получили     плату.   Онъ   удивлялся,     если
                      тельности    отъ   своихъ   единоплеменниковъ,—его             углублепіе    внутрь                             кто-либо,     онов щая      добродѣтель,      беретъ    за   это  деньги,    не   по-
                                                                                                                                                         ѣ
                      самого    себя,    которое     столь    страннымъ       образомъ       дѣйствовало                              нимая,    что   ОІІЪ   получите     огромный      выигрышъ       въ  пріобрѣтеніи

                      на   его   современниковъ,        и  вслѣдствіе     котораго     въ самомъ      дѣлѣ                            хорошаго      друга,    и  какъ    будто   боится,     чтобы    тотъ,   кто    сталъ
                      совершалось        впервые      непоправимое       нарушеніе        пластическаго                               прекраснымъ       и   добрымъ,     не   питалъ     къ   нему    признательности
                      единства     греческой      жизни'?/                                                                            за  эту   услугу.
                           Въ   защиту    Сократа    отъ  второго    пункта    обвииенія    его,  именно                                   Сократъ     никогда     никого     ни   о   чемъ    подобномъ      не   оповѣ-

                      въ   развраіценіи      юношей,      Ксенофоптъ       говорите     сл дующее:                                    щалъ.     О І І Ъ  думалъ,   что его      собесѣдники,       усвоивъ      себѣ  его
                                                                                           ѣ
                           Точно     также    для   меня     кажется     удивительным!,        убѣ жденіе                             убѣжденія,     всю    жизнь     будутъ    преданными        друзьями,     какъ   но
                      н которыхъ,       будто    Сократъ     развращалъ      юношей,     тотъ   Сократъ,                             отношенію       къ   нему,   такъ    и  между     собой.   Какимъ     же   образомъ
                       ѣ
                      который,    кромѣ    сказаннаго,     былъ,   во-первыхъ,     самый    воздержный                               такой    человѣкъ      могъ   развращать       юношей?      Развѣ    уже   и  стрем-
                      человѣ къ    въ   чувственности       и  въ пищѣ;     во-вторыхъ,     былъ    самый                            леніе    къ  добродѣтели       есть   средство    къ    развращенію?
                      выносливый       и  зимой,   и   лѣтомъ,    и   въ  перенесеніи      всякихъ    тру-                                 „Но    (говорите     обвинитель)      в дь   Сократъ      внушалъ      своимъ
                                                                                                                                                                                  ѣ
                      довъ;    наконецъ      онъ    такъ   пріучилъ     себя    къ скромнымъ        жела-                            слушателямъ        презрѣиіе     къ   устаиовленнымъ        государствомъ      зако-
                      ніямъ,    что,  располагая       чрезвычайно      малымъ,      былъ   совершенно                               намъ,    такъ    какъ   доказывалъ       имъ,    что   нелѣпо    назначать     пра-
                     доволенъ.      Какъ     же   Сократъ,     будучи     такимъ,    могъ   дѣлать    дру-                           вителя    государствомъ       посредствомъ        бобовъ    (чернаго      и  бѣлаго
                     гихъ    нечестивыми,       преступниками        противъ    законовъ,    чревоугод-                              цв та,    зам иеиныхъ        впослѣдствіи       камешками       такихъ    же    цв -
                                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                                                                                         ѣ
                      никами,    мало    способными       къ   труду?    Напротивъ,       оиъ   многихъ                              товъ),   когда    не   желаютъ      имѣть     кормчаго,     избраннаго      такимъ
                     людей     удержалъ      отъ   этихъ    пороковъ,     побуждая     ихъ   стремиться                              же   образомъ,      или    архитектора,       флейтиста      и  т.  д.,  хотя   ихъ
                     къ   добродѣтели       и  внушая      надежду,    что  путемъ     самонаблюденія                                ошибки     приносите      гораздо    менѣе     вреда,    чѣмъ    ошибки      прави-
                     челов къ      становится      прекраснымъ       и   добрымъ.     Да оігь    никогда                             телей.   Такія    мысли     внушали      слушателямъ       презр ніе      къ   уста-
                            ѣ
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                     и   не   вызывался     быть   учителемъ,     а только,   будучи    очевидно    тако-                            новленному       государственному         устройству       и  вызывали      ихъ а
                                                                                                                                                                                                                       н
                     вымъ,     давалъ    поводъ    своимъ    собесѣдиикамъ       иадѣяться,    что,  под-                            насиліе".
                     ражая     Сократу,     они    сами   будутъ     такими    же,   какъ    онъ.                                         Но    я  полагаю      (продолжаете        Ксенофонтъ),         что   челов къ
                                                                                                                                                                                                                      ѣ
                           Не   пренебрегалъ      онъ   и  собственнымъ       тѣломъ     и  не   хвэлилъ                             благоразумный        и  считающій      себя  въ  состояніи    убѣждать     сограж-
                     небрежныхъ.       Онъ    осуждалъ      и  изнуреніе    себя   чрезмѣрнымъ       тру -                           данъ    въ  полезномъ,      меыѣе    всего    способенъ      къ   насилію.     Онъ
                     домъ,   и   обжорство,     и только   то  насыщеніе       признавалъ      правиль-                              знаетъ,    что   насиліе    связано    съ   ненавистью      и  опасностью,     тогда

                     нымъ,    когда  желудокъ       принимаете      пищу    съ   удовольствіемъ.     Эта                             какъ    убѣжденіемъ      то же самое      достигается      безопасно     и  друже-
                     привычка,     по  словамъ     Сократа,    достаточно     соотв тствуетъ      требо-                             любно.    И   дѣйствительно,       человѣ къ,     надъ    которымъ      кѣмъ-либо
                                                                                     ѣ
                     ваніямъ    здоровья     и  вмѣстѣ    съ тѣмъ    не  ст сняетъ     заботъ   о  дуніѣ.                            было    совершено      насиліе    ощущаетъ       ненависть,    тогда   какъ   чело-
                                                                            ѣ
                          Дал е:      Сократъ      не   былъ     изнѣжеиъ       или   прихотливъ       въ                            в къ,    убѣжденный       кѣмъ-либо,      ощущаетъ      любовь     къ нему,    какъ
                               ѣ
                                                                                                                                      ѣ
                     одеждѣ,     обуви    или    въ   чемъ   либо     иодобномъ;      не   дѣлалъ   оиъ                              бы   къ  тому   обязанный.      Слѣдовательно       иасиліе    не  принадлежите
                     своихъ    послѣдователей        и  любостяжательными;          вообще    онъ  удер-                             къ  такого    рода    поступкамъ,      которые     свойственны       людямъ    муд-
                     живаете    ихъ   отъ    прихотей,     и  самъ    не   бралъ    денегъ    съ   лицъ,                             рымъ,    а, напротивъ,     людямъ      неразумньшъ.
                                                                                                                                                                                                                У*
   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141   142