Page 134 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 134

1  M








 несправедливыми,  то  развѣ  не  позорно  дѣлать  что бы то ни   ной  умственной  жизни,—въ  немъ  возникла  в ра  въ  божествен-
                                                                              ѣ
 было  несправедливо?  Но  что  можетъ  быть  постыднаго  для  меня  ным  откровенія,  которыми  оиъ  пользуется,  наслаждается.  Со-
 въ  томъ,  что  другіе  въ  отношеніи  меня  не  въ  состояніи  ни  кратъ  не  только  былъ  убѣждепъ  вообще,  что онъ  состоите  въ
 знать  справедливости,  ни  поступать  справедливо.  Л  вижу  также,  услуженіи  у  божества,  но  оиъ вѣрилъ  также,  что оно  откры-

 что  и  по  отношеиіго  къ  прежде  жившимъ  людямъ,  какъ  къ  ваете  ему  свою  волю,  рядомъ  съ  публичными  оракулами,  еще
 обидчикамъ,  такъ  и къ  обиженпымъ,  неодинаковая  слава  остается  и  посредствомъ  сновидѣній,  но  въ  особенности  посредствомъ
 у  по гомковъ.  И  я  увѣ ренъ,  что  если  я  умру  теперь,  то  получу  того,  ему  собственно  свойственна™  образа  высшаго  вдохпове-
 признательность  не  одинаковую  съ  моими  убійцами;  что  всегда  пія,  которое  извѣстно  подъ  именемъ  Сократова  демона
 будутъ  за  меня  тѣ  свид тсльства,  что  я  никогда  никого  не
 ѣ
 обидѣлъ  и  не  сдѣлалъ  хуже,  по  всегда  старался  сдѣлать луч-  /Тазличиыімъ  образомъ  толковали  зпаченіе  этого  Сократова
 шими  т хъ,  кто  приходидъ  въ  общеніе  со  мной".  демона;  но,  упоминая  вообще  объ  этихъ  толкованіяхъ,  Целлеръ
 ѣ
 Такъ  говорилъ  онъ  Гермогепу  и  другимъ.  говорите:  „мы можемъ  обойтись  безъ  всякихъ  такихъ  толкова-
 Такимъ  образомъ  старался  Ксенофонтъ  защитить  своего  Ііій  съ  тѣ хъ  поръ,  какъ  ІІІлсйермахеръ  (одинъ  изъ  знамени-
 учителя  отъ  перваго  пункта  его  обвипеиія,  т.-е.  обвинения въ   тѣ йшихъ  пѣ мецкихъ  теологовъ  и  философовъ,  умершій  въ
 безбожш,  нечестіи,  именно  въ  нспочитаніи  отечественныхъ  1 8 3 4  г.)  въ  своемъ  изданіи  твореиій  Платона  СSchleiermacher,
 ооговъ  и  въ  в рѣ  вмѣсто  нихъ  въ  какое-то  чужое,  вымы-  „Platon's  Werke")  при  общемъ  одобреніи  способпѣйшихъ  крити-
 ѣ
 шленное  имъ  божество,  будто  бы дающее  ему  указанія  ирямо,—  ковъ  иоказалъ,  что  подъ  демономъ  въ  смыслѣ  Сократовомъ
 чего  ему  не  слѣдуетъ  дѣлать,  а  следовательно  косвенно,  что  слѣдуетъ  понимать  вообще  пе  какого-либо  генія,  духа,  не
 ему  должно  д лать.  Объ  этомъ-то  божествѣ,  которое  самъ  какое-либо  личное  существо,  а  лишь  неопредѣленно  какой-то
 ѣ
 Сократъ  называлъ  демономъ (дацмжоѵ)  и  говорить  здѣсь  Ксено-  демоническій  голосъ,  высшее  откровеніе.  В ъ самомъ  дѣлѣ  нѣ тъ
                                 ѣ
 фонтъ,  а^  впослѣдствіи  и  ІІлатонъ  въ  своей  „Апологіи"  Со-  ни  одного  м ста  въ сочиненіяхъ  Ксенофопта  и  ІІлатона,  гдѣ бы
 крата.  Вотъ  почему  я  нахожу  умѣстнымъ  изложить  здѣсь  шла  рѣ чь  о  сиошеніяхъ  Сократа  съ  демономъ,  a  говорится

 весьма  справедливое,  какъ  согласное  съ  фактами,  ясное  и по-  только  о  божествепномъ  или  демоническомъ  знаменіи,  о  голосѣ ,
                                                        о
                                                                                              н что
                                                                        демоническомъ
                                                            чемъ-то
                                                                                                ѣ
 дробное  объясненіе  этого  Сократова  демона,  предложенное  Цел-  который  слышится  Сократу, значить  только,  что  онъ  сознавалъ
                ему
                                             А
                                                это
                      возвѣщающемъ.
 леромъ  (.Zeller,  „Die  Philosophie  der  Griechen",  zweiter  Theil  внутри  себя  н кое  откровеніе;  но  какъ  производилось  это
                                     ѣ
 1889).         откровеніе,      и  кто  былъ   его  ближайшимъ        виновникомъ,      это   вовсе
 „Мы  вид имъ  (говорите  Целлеръ),  какъ  работающій  внутри  оставляется  нер шеннымъ  этими  сказаніями,  и  такая  именно
                                      ѣ
 въ  глубинѣ  своей,  философскій  геній  Сократа  то теряется  при  ихъ  неопредѣленность  показываете  съ  достаточною  ясностью,
 этой  работѣ  до  бесчувственности  ко  всѣмъ  вііѣшнимъ  шіечат-  что  ни  Сократъ,  ни  его  ученики  не  образовали  себѣ  точпаго
 л ніямъ,  то  высказывается  въ  загадочныхъ  предчувствіяхъ,  объ  этомъ  представленія.  Далѣ е,  это  откровеніе  всегда  касается
 ѣ
 представляющихся  ему  въ  бодрственномъ  его  состояніи  (наяву),'  только  опредѣ ленныхъ  поступковъ  и  выражается,  по  свидетель-
 каіеъ  н что  ему  чуждое;  съ  такимъ  то  напряженіемъ  (своихъ  ству  Платона,  лишь  какъ  запреть  (отрицательно):  демоиъ  удер-
 ѣ
 умствеішыхъ  силъ)  боролся  оиъ самъ  съ  собою,  чтобы  уяснить  живаетъ  философа  отъ  того,  чтобы  сказать  или сдѣлать  что-
 сеоѣ  все,  что  его  волновало.  Но  насколько  при такомъ  его  либо  и  только  косвенно  возв щаетъ  также  и то,  что  слѣ дуетъ
                                                       ѣ
 состоянш  все  еще оставалось  у  него  чувствованій  и  побужде-  •дѣлать  (положительно),  какъ  нѣчто  хорошее,  незапрещаемое;
 ны,  которыя  онъ  иаходилъ  въ  себѣ  самомъ,  и  на  которыя  равпымъ  образомъ  косвенно  это  откровеніе  поставляете  Сократа
 онъ  добросовѣстно  обращалъ  свое  вниманіе,  не  будучи  одна-  въ  состояніе,  въ  возможность  давать  совѣты  также  и  своимъ
 коже  въ  состояніи  объяснить  себѣ  ихъ изъ  своей  сознатель-  пріятелямъ,  если  оно  не  препятствуете  Сократу  дать  явное
   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139