Page 110 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 110

не  въ  смыслѣ  научныхъ  методъ,  а  въ  смысле  пріемовъ,  въ  изученіи  природы  вообще,  или  въ  физикѣ,  основанной  на
 нособіе  научнымъ  методамъ.  3)  Посредством!  постепенна™  математикѣ,  слѣдуетъ  искать  ближайшей  основы  для  біологіи
 восхожденія  къ  более  и  более  общимъ  понятіямъ,  въ  чемъ  п  вообще,  a  слѣдовательно  и для  ея  части,  для  психологіи,  или—
 выразилось  со  стороны  Сократа  признаніе  системы  взаимно  точн е—для  аптропологіи,  ибо  человѣкъ  есть  одно  изъ  существъ
                       ѣ
 себя  ПОДЧИНЯЮЩИХ!  и  подчиняемых!  понятій  видовыхъ  и родо-  природы  вообще.  Поэтому  положительная  наука  никакъ  не
 выхь,  а  это  соотношеніе  между  ними  дѣлаетъ  возможным! то   можетъ  допустить  и  того  Сократова  положенія,  будто  физика,
 распредѣ леніе  фактовъ  по  ихъ родамъ  и  видамъ,  вообще  но  т.-е.  изученіе  природы  вообще,  безполезна  для  этики,  для
 группамъ,  которое  составляет!  до сихъ  поръ  одну  изъ  важныхъ  учепія  о  человѣческой  нравственности.  Мы  не  говорим! уже
 основъ  положительной  науки.  4)  Посредствомъ  прызианія  со  о  томъ,  что  въ  этомъ  мнѣніи  Сократъ  противоречить  самъ

 стороны  Сократа  того,  что  познаваніе  всеобща™,  какъ  общихъ  себ ,  ибо  оно  несогласно  съ  его  признаніемъ  добра,  какъ
                     ѣ
 фактовъ,  или  законовъ  единичных!  явленій,  и  есть  научное  ближайшаго  принципа,  общаго  и  для его  физики,  и  для  его
 познаваніе;  что  законы  и  суть  предмете  филоеофіи  природы,  ибо  этики.  Но  и  помимо  этого  положительная  наука  находить,
 современная  натурфилософія  поставляет!  своею  задачею  по-  что  этика  есть  часть  соціологіи,  или  науки  о  человѣческомъ
 знаніе  законовъ  явленій  природы.  обществѣ ,  ибо  нравственность  можетъ  проявиться  только  въ

 Сверхъ  того,  положительная  наука  призпаетъ  за  Сократомъ  обществѣ,  a  соціологія  основывается  на  антропологіи,  какъ
 относительно  его  ученія  о  природѣ  еще и  слѣдующія  мате-  части  біологіи,  ибо  общественность  есть  существенное  свой-

 ріальныя  заслуги:  1)  онъ  отвергъ  возможность  рѣшенія  со  ство  человека;  біологія  же,  какъ  мы  сказали,  основывается  на
 стороны  знанія,  науки  т хъ  вопросов!,  которые  и  теперь  еще  физике;  следовательно  изученіе  природы  вообще  не  только  не
 ѣ
 часто  задаетъ  себѣ  метафизическая  натурфилософія,  напримѣръ  безполезно  для  этики,  но,  папротивъ,  необходимо.  3)  Сократъ
 о  пачалѣ  и  конце  міра  и т.  п.  Впрочем!  положительная  наука  соединил!  въ  одно  целое  два  такъ-называемыхъ  міра,  физиче-
 далеко  не  всѣ  вопросы,  казавшіеся  прежде  неразрешимыми  скій  и  нравственный,  хотя  черезъ  это  онъ  опять  впалъ  въ

 для  знапія,  науки,  считаете  таковыми,  основываясь  на  тѣ хъ  противорѣчіе,  ибо только-что  сказалъ  я,  что онъ  разъединил!
 ({іактахъ,  что  наукою  р шеиы  уже  многіе  изъ  тѣ хъ  вопросов!,  физику  и  этику;  оставаясь  последовательным!,  онъ  долженъ
 ѣ
 которые  прежде  считались  неразрешимыми,  и что  вообще  область  былъ  бы  разъединить  и  ихъ  предметы—физическій  и  нрав-
 челов ческаго  знанія  все  болѣе  и  болѣе  расширяется  въ  той  ственный  міры.  Но  человекъ  видитъ  передъ  собой  нераздвоен-
 ѣ
 же  м р ,  въ  какой  съуживается  область  непознаваема™  для  ішй,  единый  міръ,  и потому-то  положительная  наука  не  разъеди-
 ѣ
 ѣ
 пасъ.  2)  Сократъ  обратил!  особенное  вниманіе  человека  на  няет!  физики,  какъ  ученія  о  физическомъ  мірѣ,  и  этики,
 изученіе  самого  себя,  на самопознаніе.  Одиакоже  положительная  какъ  ученія  о  нравственном!  мірѣ,  а  связываете  ихъ  посред-
 паука  отвергаете  въ  этомъ  отношеніи  ту  крайность,  до  какой  ством!  біологіи.  4)  Сократъ  первый  старался  выделить  область
 дошли  метафизики,  начиная  съ Декарта,  старавшагося  построить  зианія,  науку  и  область  веры  изъ  того  см шенія,  которое
                                                                               ѣ
 всю  философію  на  самопознаніи  человѣка,  т.-е.  на  психологіи,  собственно  не  прекратилось  еще до  сихъ  поръ,  и  вслѣ дствіе
 какъ  иаукѣ  о  дуигЬ  человѣческой.  Положительная  наука  при-  котораго  то  философія  превращается  въ  теологію,  то  теологія
 зпаетъ,  что  психологія,  или  точнѣе  антропологія  (наука  о  превращается  въ  философію;  Сократъ  старался  также  о  томъ,
 т
 человѣкѣ  вообще)  есть  только  часть  (полоть, .-е.  науки  о  чтобы,  различив!  эти  области,  не  противоположить  ихъ, а
 жизни  или о  живыхъ  существахъ,  къ  которым!  принадлежит!  соединить.  И  положительная  наука  не чуждается  этихъ  вопро-
 и  челов къ;  a  біологія  основывается  на физикѣ,  въ  смыслѣ  науки  сов!;  иаиротивъ,  она  также  старается  определить  соотношеніе
 ѣ
 о  природ 1;  вообще,  которая  въ  свою  очередь  основывается  на  между  знаніемъ  и  верою;  по она  признаете,  что подобно  тому,
 математик!;.  Отсюда  положительная  наука  выводить,  что въ   какъ  никакая  метафизическая  теорія  не можетъ  примирить  сво-
   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115