Page 110 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 110
не въ смыслѣ научныхъ методъ, а въ смысле пріемовъ, въ изученіи природы вообще, или въ физикѣ, основанной на
нособіе научнымъ методамъ. 3) Посредством! постепенна™ математикѣ, слѣдуетъ искать ближайшей основы для біологіи
восхожденія къ более и более общимъ понятіямъ, въ чемъ п вообще, a слѣдовательно и для ея части, для психологіи, или—
выразилось со стороны Сократа признаніе системы взаимно точн е—для аптропологіи, ибо человѣкъ есть одно изъ существъ
ѣ
себя ПОДЧИНЯЮЩИХ! и подчиняемых! понятій видовыхъ и родо- природы вообще. Поэтому положительная наука никакъ не
выхь, а это соотношеніе между ними дѣлаетъ возможным! то можетъ допустить и того Сократова положенія, будто физика,
распредѣ леніе фактовъ по ихъ родамъ и видамъ, вообще но т.-е. изученіе природы вообще, безполезна для этики, для
группамъ, которое составляет! до сихъ поръ одну изъ важныхъ учепія о человѣческой нравственности. Мы не говорим! уже
основъ положительной науки. 4) Посредствомъ прызианія со о томъ, что въ этомъ мнѣніи Сократъ противоречить самъ
стороны Сократа того, что познаваніе всеобща™, какъ общихъ себ , ибо оно несогласно съ его признаніемъ добра, какъ
ѣ
фактовъ, или законовъ единичных! явленій, и есть научное ближайшаго принципа, общаго и для его физики, и для его
познаваніе; что законы и суть предмете филоеофіи природы, ибо этики. Но и помимо этого положительная наука находить,
современная натурфилософія поставляет! своею задачею по- что этика есть часть соціологіи, или науки о человѣческомъ
знаніе законовъ явленій природы. обществѣ , ибо нравственность можетъ проявиться только въ
Сверхъ того, положительная наука призпаетъ за Сократомъ обществѣ, a соціологія основывается на антропологіи, какъ
относительно его ученія о природѣ еще и слѣдующія мате- части біологіи, ибо общественность есть существенное свой-
ріальныя заслуги: 1) онъ отвергъ возможность рѣшенія со ство человека; біологія же, какъ мы сказали, основывается на
стороны знанія, науки т хъ вопросов!, которые и теперь еще физике; следовательно изученіе природы вообще не только не
ѣ
часто задаетъ себѣ метафизическая натурфилософія, напримѣръ безполезно для этики, но, папротивъ, необходимо. 3) Сократъ
о пачалѣ и конце міра и т. п. Впрочем! положительная наука соединил! въ одно целое два такъ-называемыхъ міра, физиче-
далеко не всѣ вопросы, казавшіеся прежде неразрешимыми скій и нравственный, хотя черезъ это онъ опять впалъ въ
для знапія, науки, считаете таковыми, основываясь на тѣ хъ противорѣчіе, ибо только-что сказалъ я, что онъ разъединил!
({іактахъ, что наукою р шеиы уже многіе изъ тѣ хъ вопросов!, физику и этику; оставаясь последовательным!, онъ долженъ
ѣ
которые прежде считались неразрешимыми, и что вообще область былъ бы разъединить и ихъ предметы—физическій и нрав-
челов ческаго знанія все болѣе и болѣе расширяется въ той ственный міры. Но человекъ видитъ передъ собой нераздвоен-
ѣ
же м р , въ какой съуживается область непознаваема™ для ішй, единый міръ, и потому-то положительная наука не разъеди-
ѣ
ѣ
пасъ. 2) Сократъ обратил! особенное вниманіе человека на няет! физики, какъ ученія о физическомъ мірѣ, и этики,
изученіе самого себя, на самопознаніе. Одиакоже положительная какъ ученія о нравственном! мірѣ, а связываете ихъ посред-
паука отвергаете въ этомъ отношеніи ту крайность, до какой ством! біологіи. 4) Сократъ первый старался выделить область
дошли метафизики, начиная съ Декарта, старавшагося построить зианія, науку и область веры изъ того см шенія, которое
ѣ
всю философію на самопознаніи человѣка, т.-е. на психологіи, собственно не прекратилось еще до сихъ поръ, и вслѣ дствіе
какъ иаукѣ о дуигЬ человѣческой. Положительная наука при- котораго то философія превращается въ теологію, то теологія
зпаетъ, что психологія, или точнѣе антропологія (наука о превращается въ философію; Сократъ старался также о томъ,
т
человѣкѣ вообще) есть только часть (полоть, .-е. науки о чтобы, различив! эти области, не противоположить ихъ, а
жизни или о живыхъ существахъ, къ которым! принадлежит! соединить. И положительная наука не чуждается этихъ вопро-
и челов къ; a біологія основывается на физикѣ, въ смыслѣ науки сов!; иаиротивъ, она также старается определить соотношеніе
ѣ
о природ 1; вообще, которая въ свою очередь основывается на между знаніемъ и верою; по она признаете, что подобно тому,
математик!;. Отсюда положительная наука выводить, что въ какъ никакая метафизическая теорія не можетъ примирить сво-