Page 97 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 97
Б. Б Е С Ѣ Д А С О К Р А Т А СЪ Е Г О У Ч Е Н И К О М Ъ , О С Н О В А Т Е Л Е М Ъ спросилъ Аристиппъ.—Безъ всякаго сомн нія, клянусь Зевсомъ,
ѣ
К И Г Е Н С К О Й , или К И Р Е Н А Й С К О Й , школы, А Р И С Т И П П О М Ъ , О какъ и золотой щитъ будетъ не прекрасное, но безобразное
Д О Б Р О М Ъ ( т о a y o i D o v ) , П Р Е К Р А С Н О М Ъ ( т о х а Х о ѵ ) . (то àicr/роѵ ), если корзина будетъ хорошо сд лана для своего
ѣ
иазначенія, а щитъ сд ланъ дурно.—Такъ ты утверждаешь,
(„Воспом. о Сокр.", кн. III, гл. 8.) ѣ
что прекрасное и безобразное одно и то же?—Непрем нно, какъ
ѣ
Аристипнъ спросилъ Сократа, знаетъ ли онъ что-либо и доброе (ауайа), и злое ( х а х а ) . Часто доброе (хорошее) относи-
доброе (то іТа»о )?—Сократъ отвЕтилъ такимъ вопросомъ: ты тельно голода бываете злымъ (дурнымъ) относительно лихорадки,
ѵ
спрашиваешь меня, не знаю ли я чего-либо добраго (хоро- и доброе относительно лихорадки бываете злымъ относительно
шаго) противъ лихорадки?—Нисколько, отвЕчалъ Аристипнъ — голода. Часто прекрасное относительно б га бываете безобраз-
ѣ
н
Такъ противъ глазной бол зни?—И это Етъ.— Такъ противъ ітымъ относительно борьбы и прекрасное относительно борьбы
ѣ
голода?—И это нѣ тъ. А если ты меня спрашиваешь, знаю бываете безобразнымъ относительно б га. Все бываете добрымъ
ѣ
ли я такое доброе, которое служить добромъ противъ ничего и прекраснымъ по отношенію къ тому, къ чему оно пригодно,
(ни къ чему не служить хорошимъ), то такого добраго я не хорошо (su), и дурнымъ и безобразнымъ по отношенію къ тому,
знаю, и мнѣ его знать не надо, сказалъ Сократъ.— ЗатЕмъ КЪ Ч е м у ОНО НепрИГОДНО, ДурНО ( х а х ш с ) .
Аристипнъ спросилъ Сократа, знаетъ ли онъ что-либо пре-
красное (то xaÀôv)?—Даже много, отвѣчалъ Сократъ.—Но все
ли это многое похоже одно на другое? спросилъ Аристипнъ.— в. Б Е С Ѣ Д А С О К Р А Т А СО своимъ С Т А Р Ш И М Ъ С Ы И О М Ъ Л А М -
Иное положительно непохоже. — Какимъ же образомъ не- П Р О К Л О М Ъ О В Ъ О С Н О В А Х Ъ О Б Я З А Н Н О С Т И ДЪТГСЙ П О Ч И Т А Т Ь
похожее на прекрасное можетъ быть прекраснымъ? спраши- с в о и х ъ Р О Д И Т Е Л Е Й и Б Ы Т Ь К Ъ ІІИМЪ Б Л А Г О Д А Р Н Ы М И .
валъ Аристипнъ.—Даже очень, отвѣчалъ Сократъ. На чело- („Восномин. о Сокр.", кн. II, гл. 2-я.)
века, прекрасна™ въ бѣ г , непохожъ прекрасный въ борьбѣ.
ѣ
ІЦитъ, прекрасное для отраженія, совершенно непохожъ на Замѣтивт» однажды, что его старшій сынъ Ламироклъ пагру-
дротикъ, прекрасное для сильна™ и быстраго метанія.—Ты билъ своей матери (КсантиппЕ), Сократъ сказалъ ему: Сынъ мой,
отвѣчаешь совершенно такъ же, какъ тогда, когда я спраши- знаешь ли ты людей, которыхъ называютъ неблагодарными?—
валъ, знаешь ли ты что-либо доброе, сказалъ Аристипнъ.— Да, отвЕчалъ Лампроклъ.—Но замѣтилъ ли ты, за какіе поступки
А ты полагаешь, что доброе одно, а прекрасное другое? спро- даютъ такое имя?—Конечно, отвѣчалъ Лампроклъ: т хъ облаго-
ѣ
силъ Сократъ. Развѣ ты пе знаешь, что все относительно дЕтельствованныхъ людей, которые, имѣя возможность оказать
одного и того же есть и доброе, и прекрасное? И прежде признательность, не оказываютъ ея, называютъ неблагодарными.
всего добродѣтель ( à p e ^ ) не есть по отношенію къ одному —Значите ты находишь, что неблагодарные принадлежат!» къ
доброе, а по отношенію въ другому прекрасное. Затѣ мъ людей числу неснраведливыхъ (àôixoiç)? сираншвалъ Сократъ.—Да, я
называютъ и добрыми, и прекрасными въ одномъ и томъ же полагаю, отвЕчалъ Лампроклъ.—Но задумывался ли ты вотъ
отноіденіи и по отношенію къ одному и тому же предмету; надъ чЕмъ: такъ ли неблагодарность предосудительна по отно-
ихъ тЕлесный организмъ въ одномъ и томъ же отношеніи ніенію къ друзьямъ и законна по отношенію къ врагамъ, какъ,
считается добрымъ (хорошимъ) и прекраснымъ, и все т5, чЕмъ напримѣръ, продажа въ рабство предосудительна но отношенію
человѣкъ пользуется, считается добрымъ и прекраснымъ въ къ друзьямъ и законна по отношенію къ врагамъ?- Да, я заду-
одномъ и томъ же отношены, т.-е. въ отношены чего оно мывался надъ этимъ, отв чалъ Лампроклъ, и нахожу, что если
ѣ
пригодно.—Значите, и корзина съ соромъ тоже прекрасное? человЕкъ не старается быть благодарным!» по отітошеиію къ
тому, отъ кого получил!» благодЕяніе,—будетъ ли это другъ