Page 97 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 97

Б.  Б Е С Ѣ  Д А  С О К Р А Т А  СЪ  Е Г О   У Ч Е Н И К О М Ъ ,  О С Н О В А Т Е Л Е М Ъ                     спросилъ     Аристиппъ.—Безъ           всякаго    сомн нія,    клянусь     Зевсомъ,
                                                                                                                                                                                            ѣ
                      К И Г Е Н С К О Й ,  или  К И Р Е Н А Й С К О Й ,  школы,   А Р И С Т И П П О М Ъ ,  О                        какъ    и  золотой     щитъ     будетъ     не   прекрасное,      но    безобразное

                               Д О Б Р О М Ъ  ( т о  a y o i D o v ) ,  П Р Е К Р А С Н О М Ъ  ( т о  х а Х о ѵ  ) .                (то  àicr/роѵ ),  если  корзина     будетъ     хорошо      сд лана     для    своего
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                    иазначенія,      а  щитъ     сд ланъ      дурно.—Такъ          ты   утверждаешь,
                                              („Воспом.  о  Сокр.",  кн.  III,  гл.  8.)                                                                            ѣ
                                                                                                                                    что  прекрасное      и безобразное      одно   и то  же?—Непрем нно,            какъ
                                                                                                                                                                                                          ѣ
                           Аристипнъ       спросилъ      Сократа,      знаетъ      ли   онъ     что-либо                            и  доброе    (ауайа),   и злое    ( х а х а ) .  Часто  доброе  (хорошее)   относи-
                     доброе    (то   іТа»о )?—Сократъ          отвЕтилъ     такимъ     вопросомъ:      ты                           тельно   голода   бываете     злымъ    (дурнымъ)     относительно      лихорадки,
                                           ѵ
                     спрашиваешь        меня,    не   знаю    ли   я    чего-либо     добраго     (хоро-                            и  доброе     относительно      лихорадки      бываете     злымъ     относительно
                     шаго)   противъ     лихорадки?—Нисколько,             отвЕчалъ    Аристипнъ       —                            голода.    Часто    прекрасное       относительно      б га   бываете     безобраз-
                                                                                                                                                                                            ѣ
                                                                             н
                     Такъ    противъ     глазной     бол зни?—И         это Етъ.—       Такъ    противъ                             ітымъ    относительно      борьбы     и  прекрасное       относительно       борьбы
                                                         ѣ
                     голода?—И        это   нѣ тъ.    А   если    ты   меня    спрашиваешь,         знаю                            бываете     безобразнымъ       относительно      б га.   Все   бываете     добрымъ
                                                                                                                                                                                      ѣ
                     ли  я  такое    доброе,     которое    служить      добромъ      противъ    ничего                             и   прекраснымъ       по   отношенію       къ   тому,   къ  чему   оно   пригодно,
                     (ни   къ   чему    не   служить     хорошимъ),       то  такого    добраго    я  не                            хорошо     (su),  и дурнымъ      и безобразнымъ        по отношенію       къ   тому,

                    знаю,    и   мнѣ его     знать    не   надо,    сказалъ      Сократъ.— ЗатЕмъ                                   КЪ   Ч е м у  ОНО  НепрИГОДНО,      ДурНО     ( х а х ш с ) .
                    Аристипнъ       спросилъ      Сократа,     знаетъ     ли   онъ    что-либо     пре-
                    красное     (то  xaÀôv)?—Даже         много,    отвѣчалъ     Сократъ.—Но         все
                    ли   это   многое    похоже    одно   на  другое?     спросилъ     Аристипнъ.—                                  в.  Б Е С Ѣ  Д А  С О К Р А Т А  СО  своимъ      С Т А Р Ш И М Ъ  С Ы И О М Ъ  Л А М -
                    Иное     положительно        непохоже.      —   Какимъ      же     образомъ     не-                             П Р О К Л О М Ъ  О В Ъ  О С Н О В А Х Ъ  О Б Я З А Н Н О С Т И  ДЪТГСЙ  П О Ч И Т А Т Ь
                    похожее      на   прекрасное       можетъ      быть   прекраснымъ?        спраши-                                  с в о и х ъ  Р О Д И Т Е Л Е Й  и  Б Ы Т Ь  К Ъ  ІІИМЪ   Б Л А Г О Д А Р Н Ы М И .

                    валъ   Аристипнъ.—Даже             очень,     отвѣчалъ     Сократъ.      На   чело-                                                    („Восномин.  о  Сокр.",  кн.  II,  гл.  2-я.)
                    века,   прекрасна™        въ  бѣ г ,   непохожъ       прекрасный       въ  борьбѣ.
                                                       ѣ
                    ІЦитъ,    прекрасное       для   отраженія,       совершенно       непохожъ      на                                  Замѣтивт»    однажды,      что  его  старшій    сынъ   Ламироклъ        пагру-
                   дротикъ,      прекрасное       для    сильна™      и  быстраго      метанія.—Ты                                  билъ    своей  матери    (КсантиппЕ),      Сократъ     сказалъ   ему:  Сынъ    мой,
                   отвѣчаешь      совершенно       такъ    же,   какъ    тогда,   когда    я  спраши-                               знаешь    ли   ты   людей,    которыхъ      называютъ       неблагодарными?—
                   валъ,    знаешь     ли   ты   что-либо     доброе,     сказалъ     Аристипнъ.—                                   Да,  отвЕчалъ     Лампроклъ.—Но          замѣтилъ     ли  ты,  за  какіе  поступки

                   А   ты   полагаешь,      что   доброе    одно,   а  прекрасное      другое?   спро-                              даютъ    такое    имя?—Конечно,         отвѣчалъ    Лампроклъ:      т хъ    облаго-
                                                                                                                                                                                                         ѣ
                   силъ     Сократъ.      Развѣ     ты    пе   знаешь,      что  все   относительно                                 дЕтельствованныхъ         людей,     которые,     имѣя    возможность      оказать
                   одного    и  того    же    есть    и   доброе,     и  прекрасное?      И    прежде                               признательность,       не  оказываютъ      ея,   называютъ      неблагодарными.
                   всего    добродѣтель       ( à p e ^ )  не  есть  по   отношенію       къ   одному                               —Значите        ты   находишь,      что   неблагодарные      принадлежат!»       къ
                  доброе,     а  по   отношенію      въ  другому    прекрасное.      Затѣ мъ    людей                               числу   неснраведливыхъ         (àôixoiç)?  сираншвалъ        Сократъ.—Да,         я

                   называютъ      и  добрыми,      и  прекрасными        въ   одномъ     и  томъ   же                               полагаю,     отвЕчалъ      Лампроклъ.—Но           задумывался       ли  ты    вотъ
                  отноіденіи     и   по  отношенію        къ    одному     и  тому    же   предмету;                                надъ   чЕмъ:    такъ    ли   неблагодарность       предосудительна       по   отно-
                  ихъ    тЕлесный       организмъ       въ   одномъ      и   томъ    же   отношеніи                                 ніенію    къ  друзьямъ      и  законна     по  отношенію     къ  врагамъ,     какъ,
                  считается     добрымъ      (хорошимъ)       и  прекраснымъ,       и  все  т5,  чЕмъ                               напримѣръ,      продажа      въ   рабство   предосудительна       но  отношенію
                  человѣкъ      пользуется,      считается      добрымъ       и  прекраснымъ        въ                              къ  друзьямъ      и  законна    по  отношенію      къ  врагамъ?-      Да,  я  заду-
                  одномъ      и  томъ    же   отношены,        т.-е.    въ  отношены       чего  оно                                мывался     надъ   этимъ,    отв чалъ      Лампроклъ,      и  нахожу,    что   если
                                                                                                                                                                     ѣ
                  пригодно.—Значите,            и  корзина      съ  соромъ     тоже    прекрасное?                                  человЕкъ     не   старается     быть    благодарным!»       по   отітошеиію     къ

                                                                                                                                   тому,    отъ кого      получил!»     благодЕяніе,—будетъ           ли это     другъ
   92   93   94   95   96   97   98   99   100   101   102