Page 93 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 93

отъ  законной,      т.-е.  праведной      и   справедливой      власти,   но   чтобы
                     онъ    и   но    своему    содержанію        бгллъ    выраженіемъ        законной,                              рабами,    слѣдовательно       господство      противъ     воли   поддаыныхъ       и
                     т.-е.  праведной    и  справедливой       народной      воли;    прочіе   же   такъ '                           противно     законамъ,     т.-е.   иравдѣ      и  справедливости;        такъ   что
                     называемые       законы,    исходящіе       отъ   незаконныхъ,       т.-е.   непра-                            тиранъ     правите     и   властвуете      по   своему    произволу,      захватив!,

                     ведныхъ     и  несправедливыхъ          властей—отъ        тирановъ,      отъ    оли-                           и  удерживая      власть    насиліемъ.
                     гарховъ    или отъ      охлократіи—Сократъ            называлъ      не   законами,                                   Наконецъ       замѣтимъ,       что   и    вообще     Сократъ      возвысился
                                                                                                                                     надъ
                    а  просто    выраженіемъ      силы,   насилія,    принужденія,       беззаконна™,'                              потому   суіцествующимъ          въ    дѣйствительности        государством!,,      и
                                                                                                                                                                                                       необходимость
                                                                                                                                                указывалъ
                                                                                                                                                                косвенно
                                                                                                                                                                                   нравственную
                                                                                                                                                                              на
                    т.-е.   неправеднаго       и  несправедливаго,       произвола.      Поэтому     Со-
                    кратъ    считалъ     самымъ    лучшимъ      государствениымъ         устройством!»                              преобразованія        государства      на    основаніи      ионятія,    обусловли-
                    то,  гдѣ  знающіе,     мудрые    и добродѣтельные        правители      властвуютъ                              вающего       истинное       знаніе    и   всякую     добрую,      нравственную,
                    на   основаніи     законовъ,     праведно     и  справедливо;      такъ   что  граж-                            вообще     правильную        дѣятельность.                этого     нравственна™
                                                                                                                                                                              исполнилъ
                                                                                                                                                  самъ
                                                                                                                                                         Сократъ
                                                                                                                                                                      и
                                                                                                                                         Хотя
                                                                                                                                                                         не
                    дане    подчиняются       ихъ   власти    сознательно       и  свободно.                                        требованія,     т.-е.  хотя   самъ   онъ   и  не  начерталъ—соотвѣ тствешю
                          „ Вообще     же   люди     (замѣчалъ     Сократъ)      всего   скор е    пови-                            своему    пониманію,      понятію—сущности            государства,      но   своимъ
                                                                                               ѣ
                    нуются     сознательно      и свободно     тому,   кого   считаютъ      способнѣй-
                    IIIимъ,  т.-е. знаюіцимъ,        если    оиъ   покажете      имъ,    что   повино-                              ученіемъ     о  государств^.     своею    политикою,      онъ  положиль      основу
                    ваться    ему   всего   полезнѣе    и   сносн е     для   нихъ    же  самихъ,    для                            для    поетроенія      такого    государства       въ   понятіи     или   въ   идеѣ;
                                                                   ѣ
                                                                                                                                                                     былъ
                                                                                                                                                        Сократъ
                                                                                                                                                                                                новой
                                                                                                                                                                            осыователемъ
                    повинующихся".                                                                                                  слѣдовательно     политики      съ   дикеологіею,      точно    такъ, положитель-
                                                                                                                                    ной
                                                                                                                                          научной
                                                                                                                                                                                                                    онъ
                                                                                                                                                                                                             какъ
                         Зат мъ     Сократъ      не   придавалъ      особенной      важности      самой                             же   былъ    и  основателемъ       новой    положительной        научной    діалек-
                             ѣ
                   формѣ     государственна™        устройства,     лишь    бы только     государство                               тики,    физики,      этики   въ    тѣсномъ      смыслѣ     и  экономики,      т.-е.
                   управлялось       к мъ     слѣдуетъ     и   какъ    слѣдуетъ;      а   впрочемъ—                                 всѣ хъ   т хъ    частей,   изъ   которыхъ     составлялась      у  грековъ    фило-
                                      ѣ
                                                                                                                                              ѣ
                   думалъ     оиъ   —   все   равно,    будетъ    ли   образъ     правленія      едиио-                             софія,  словомъ—Сократъ            былъ   основателемъ      новой    положитель-
                   властіе    или же     многовластіе,      т.-е.   будутъ    ли   править    государ-                              ной   философіи      вообще.
                   ствомъ    одно    лицо    или многія     лица.    Однакоже,      при   многовласт-
                   иомъ    образѣ     правлеиія,     Сократъ      считалъ    возможно       ббльшимъ
                   приближеніемъ         къ   истинной      сущности      государства       разумную                                     Въ   дополненіе       къ    представленному         мною    обозрѣнію      Со-
                   аристократію,       ирототипомъ      которой     онъ  призиавалъ      спартанскій                                кратовой     этики    въ  обширномъ        смыслѣ     сообщу     извлеченія     изъ
                                                                                                                                                                          ѣ
                   образъ    правленія,     а  не   ту  грубую    охлократическую        демократіго,                              содержанія       нѣ которыхъ       зам чателыіыхъ         въ  этическомъ       отио-
                                                                                                                                                 ѣ
                   которая     преобладала       въ   А инахъ.       Но    отъ   аристократы,        въ                            шеніи     бес дъ      Сократа,      переданных!,        Ксенофонтомъ         въ его
                                                        ѳ
                                                                                                                                                                Сократ ".
                                                                                                                                    „Воспоминаніяхъ
                                                                                                                                                            о
                   смыслѣ     закониаго     правленія     лучшихъ      людей,    Сократе     отличалъ                                                                    ѣ
                   ложную     аристократію,       именно    плутократію      (отъ  слова    -Xoùxoç—
                   богатство),    т.  е.  тотъ   образъ     правленія,     при   которомъ     богатые                              A.  Б Е С Ѣ  Д А  С О К Р А Т А  ОЪ  Э В О И Д Е М О М Ъ  К Р А С И В Ы М Ъ  О  В О З Д Е Р -
                   имѣютъ     въ   правлепіи     перев съ      надъ    бѣдными,      властвуя     надъ                             Ж А Н Ы    ( г - у х р а т г і и ) ,  К А К Ъ  Д О Б Р О Д Е Т Е Л И  В О О Б Щ Е ,  П О Д Ч И Н Я Ю -
                                                        ѣ
                  ними.                                                                                                            Щ Е Й   Ч У В С Т В Е Н Н О С Т Ь  УМУ  Ч Е Л О В Е Ч Е С К О М У  СЪ  Е Г О  М Ы Ш Л Ѳ  -

                                                                                                                                   III  Е M Ъ ,  З Н А І І І Е М Ъ ,  Э Т О М У  В Е Р Х О В Н О М У  П Р И Н Ц И П У  С О К Р А Т О "
                        Что   касается     единовластия,      то  Сократъ      отличалъ     монархію
                  отъ   тираніи     тѣмъ,   что   монархія    есть   такое    правленіе     и   власт-                                                      В О Й  Ф И Л О С О Ф Ы  В О О Б Щ Е .
                  воваиіе     одного    лица,     которое     производится       съ  согласія    под-                                                    („Восномин.   о  Сокр.",  кн.  IV,  гл.  ô.)

                  данных!,     и  на   основапіи     законовъ,     a   тиранія,    напротивъ,     есть                                  —     Эвѳидемъ,      спросилъ     Сократъ     однажды:      считаешь     ли ты
                  правлеігіе    и  властвовавіе      одного     лица,     какъ    господина      надъ                              свободу    прекраснымъ        и  величественным!,        достояніемъ     какъ для
   88   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98