Page 89 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 89

вить   послѣ    себя    мое   отечество     не   умаленнымъ,       a  пріумножен-

                     нымъ     м  лучшимъ.      Клянусь     подчиняться      назначаемымъ        судьямъ;                         маютъ     дѣла,   то   повинуются       тому,   кто   понимаете       его,   и   при-
                     клянусь     повиноваться       законамъ,      постановленнымъ        народомъ,      и                       томъ    не  только     пока   эти    зпающіе       находятся      на-лицо,     по и
                     т мъ,     которые     впредь     будутъ     имъ постановлены,          и  не   допу-                        въ   отсутствіи     ихъ,   такъ   что   нарочно      призываютъ       ихъ,    чтобы,
                      ѣ
                     скать,    чтобы     кто-либо      уничтожалъ        ихъ    или   не   повиновался                           подчиняясь      имъ, дѣлать        все   какъ    слѣ дуетъ.     Даже     женщины
                                                                                                                                                                                     ѣ
                                                                                                                                                                              ѣ
                     имъ,    а,  напротивъ,      защищать       ихъ   одинъ    и   съ  другими.    Кля-                          властвуютъ      надъ    мужчинами       въ  т хъ   д лахъ,    которыя    женщины
                     нусь   почитать     отечественныхъ         боговъ     и  отечественныя        святи-                        поиимаютъ      лучше    мужчинъ,     иапримѣръ       въ нряжѣ      шерсти.    Когда
                                                                                                                                                                           что
                                                                                                                                                                                 тиранъ
                                                                                                                                                                                                        и не пови-
                                                                                                                                                                                            властенъ
                                                                                                                                                               Сократу,
                                                                                                                                           это
                                                                                                                                                 возразили
                                                                                                                                 же
                                                                                                                                      на
                     лища.    Боги    да   будутъ    мнѣ    въ   этомъ    свид телями".                                          новаться     тѣмъ,     которые      сов туютъ       ему    поступать     такъ   или
                                                                                ѣ
                          Съ   другой      стороны—сказалъ           я—Сократъ          пе    раздѣлялъ                          иначе,—оиъ        отвѣчалъ:     „какъ   ѣ  можно   назвать   тирана     властпымъ
                     общегреческаго        взгляда    на   государство,     особенно    въ томъ     видѣ,                        не   повиноваться      такимъ    совѣтиикамъ,      когда   наказывается      всегда
                     какъ   образовался      этотъ    взглядъ      у  современныхъ        ему   сограж-                          тотъ,   кто   не   слѣдуетъ     хорошимъ       совѣ тамъ?     Ибо въ     чемъ   кто
                    данъ,    у  а инянъ;      напротивъ,     онъ    возвысился     надъ   этимъ    взгля-                        пе   послѣдуетъ      хорошему      сов ту,    въ   томъ   онъ   над лаетъ     много
                                  ѳ
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                    домъ.                                                                                                        ошибокъ,     a дѣлающій      ошибки    ѣ всегда  наказывается     (послѣдствіями
                          Поставляя       въ   принципѣ,      что    добродѣтель,       нравственная,                            этихъ    оіттибокъ)".     Когда     же   Сократу       возразили     на   это,    что
                    правильная       д ятельность      человѣ ка,     исполияющаго         долгъ    свой'                        в дь   тиранъ      властенъ     даже    казнить     людей     знающихъ        (а  не
                                      ѣ
                                                                                                                                  ѣ
                    обусловливаются         понятіемъ       всеобща™        добра,    зианіемъ,     онъ                          только    не   принимать      ихъ   сов товъ),      ОІІЪ  отвѣчалъ:      „неужели
                                                                                                                                                                         ѣ
                    требовалъ      такого    же   знанія    и  отъ    вс хъ    гражданъ,      т.-е. тре-                         вы   думаете,     что если   тиранъ    казнить    лучшихъ     изъ  своихъ    пособ-
                                                                        ѣ
                    бовалъ,    чтобы    они    повиновались      нравамъ     и обычаямъ,      законамъ                           гшковъ,     то  ОІІЪ   останется    безнаказаннымъ,          или же     потерпите
                    и   учрежденіямъ       своего    государства      не  иначе,   какъ    сознательно                           только    незначительное       иаказаиіе    (за  такой   свой   промахъ)?      Какъ
                    и   свободно;    отъ   правителей       онъ   требовалъ,     сверхъ   того,  знанія,                         вы   думаете:     если   онъ    такъ   поступить,      то   что   в рояти е—тй
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                    в рнаго    пониманія,     понятія    сущности     государства,'какъ        осущест-                          ли,   что   онъ   самъ    останется     въ   живыхъ,      или же,      напротивъ,
                     ѣ
                    вляющаго       всеобщее       добро,    благо.     Поэтому     оиъ    утверждалъ,                            то,  что,   д йствуятакимъ          образомъ,    онъ   самъ   всего  скорѣ е   най-
                                                                                                                                              ѣ
                    что   только    знаніе    того,  чтЬ  и  какъ    сл дуетъ    дѣлать    правителю,'                           дете   себѣ    гибель?.19
                                                                        ѣ
                    даетъ    право    быть    правителемъ      государства,       а  не   фактическое                                 Въ    особенности      возставалъ      Сократъ     противъ      того   крайне
                    обладаніе     властью     въ  государств ,      достигнутое      или    насиліемъ,                           демократическаго        или охлократическаго           способа    избирать
                                                                ѣ
                                                                                                                                                                                                                себѣ
                    или   обманомъ,      или   избраніемъ     по  жребію,     или  именнымъ      избра-                          правителей,       который     въ   его   время    былъ     въ    унотребленіи      у
                    ніемъ    народа.    Когда     на это   Сократу     возразили,    что  дѣло  вообще                           аоинянъ,     а  именно—посредствомъ             жребія.     Онъ говорить,       что
                    правителя      (т.-е.   какъ    знающаго,       умѣ ющаго,      такъ   и   незнаю-                           безумно     выбирать     правителей      государства     жребіемъ,    тогда    какъ

                   щего,    неумѣюіцаго        править     государствомъ)        повелѣвать,      власт-                         никто    не  хот лъ      бы   получить             по   жребію     ни   кормчаго,
                                                                                                                                                   ѣ
                    вовать,    a   дѣло     управляемых!»,        напротивъ,       повиноваться,      то                         ни   архитектора,      ни   музыканта,     себѣ  для  какихъ-либо      подобных!,
                                                                                                                                                                             ни
                   онъ    привелъ     въ   примѣръ,      что   и  на   кораблѣ     властвуете,    пра-                           дѣлъ,         ошибки      пр и чиня юте    гораздо     менѣе     вреда,     нежели
                   вите,   тотъ,   кто  понимаете      дѣло   (кораблеплаваніе),       и  что  хозяинъ                           ошибки  гдѣ     управленіи      государствомъ.        Вообще      Сократъ     гова-
                                                                                                                                            въ
                   корабля     и  всѣ   прочіе    повинуются       ему; что     землевладѣльцы       въ                          ривалъ:    „глупо   думать,   будто   самое   бйлылее     изъ  всѣ хъ   искусств!,,

                   сельскомъ      хозяйств ,      больные      въ   болѣзняхъ      и   т.  под.   пови-                          политическое      искусство,     т.-е. искусство      править     государствомъ,
                                             ѣ
                   нуются     именно     тѣмъ    людямъ,     которые     знаютъ,    поиимаютъ      свое                          приходите      людямъ     само    собою,    т.-е.  безъ   того,  чтобы    оии  учи-
                   дѣло   (т.-е.  искуснымъ     въ сельскомъ      хозяйств ,    врачамъ     и т.  под.);                         лись   ему,   восходили      до  понятія,    знанія    его,  между    тѣ мъ    какъ
                                                                            ѣ
                   что   вообще      и  всѣ   прочіе    люди,     если    у  нихъ    есть    что-либо'                           всѣми    признано,     что   и   въ   самыхъ     низкихъ      искусствах!,     безъ

                   требующее       присмотра,      и  если    они   думаютъ,      что^сами   не   пони-                          хорошаго      ученія    нельзя   имѣть     надлеѵкащаго       у с п ѣ х а Х

                                                                                                                                                                                                     <      6*
   84   85   86   87   88   89   90   91   92   93   94