Page 84 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 84
торое сначала действуете въ человеке какъ непосредственная,
Э К О Н О М И К А и П О Л И Т И К А СЪ Д И К Е О Л О Г І Е І О . инстинктивная сила природиаго, т.-е. животненнаго чувства,
но которое въ сущности своей есть нравственное чувствованіе,
Иереходомъ отъ Сократовой этики въ тѣсномъ смыслѣ къ стремящееся къ восполиенію своего существа посредствомъ
Сократову ученію о государстве или къ политике служило у теснаго общеиія съ существомъ по натуре и сроднымъ съ нимъ,
Сократа его ученіе о дружбе иди любви и непосредственно и въ оже время отъ него отличпымъ. Поэтому Сократъ огра-
т
связанное съ нимъ ученіе о семействе, о доме или домоводстве, ничился только ионятіемъ о дружбе или любви между мужчи-
что у грековъ называлось экономикою въ отличіе отъ политики. нами-гражданами, а не между мужчиною съ одной стороны
Сократъ призналъ важное значеніе дружбы или любви, какъ и женщиною съ другой; онъ не признавалъ еще любви суще-
одного изъ могучихъ средствъ—съ одной стороны къ достиженію ственной нравственной основой супружества, какъ не призна-
счастья, къ преуспѣянію въ добродетели и къ исполненію долга — вали любви существенною основою супружества вообще совре-
следовательно ко всему, чтб составляете предмете этики въ менные ему греки. Вообще Сократъ имѣлъ о сунружествѣ до-
тѣсномъ смысле; а съ другой стороны и къ скрепленію обще- вольно низкое понятіе, общее грекамъ. Онъ поставлять сущ-
ственна™ союза между гражданами, къ единенію, которое есть ность супружества въ посторонней для него цѣли, которая
предмете политики. Дружбу и любовь понималъ Сократъ не можетъ осуществиться, но можетъ и не осуществиться—въ
такъ, какъ обыкновенно понимали его современники, т.-е. не рождены дѣтей, т.-е. въ произведены на св тъ гражданъ, ио-
ѣ
какъ плотскую связь не только между мужчиною и женщиною, лезныхъ государству. Однакоже Сократъ н сколько возвышался
ѣ
но и между мужчинами; а потому онъ былъ чуждъ господство- надъ обычнымъ въ его время преиебреженіемъ женщины, осно-
вавшаго въ то время между аѳинянами порока—мужеложства, ваннымъ на томъ, что она способна служить государству только
ггедерастіи, прямо называя его свинскою страстью, недостойною рожденіемъ гражданъ. Такъ Сократъ допускалъ и въ женщинI;
человека. Сократъ признавалъ дружбу или любовь (<ріХіа) нрав- равную съ мужчиною способность къ добродѣтели, a слѣдо-
ственною связью или внутреннимъ общеніемъ человеческихъ вательно и къ знаиію; такъ онъ порицалт» мужей, не забо-
душъ; а потому онъ не считалъ возможною истинную дружбу тившихся объ образованіи своихъ женъ; такъ онъ призиавалъ,
или любовь между людьми безнравственными, и требовалъ, чтобы что въ своей сферѣ, въ кругу своихъ занятій — въ воспи-
граждане избирали себе въ друзья людей хорошихъ, и чтобы таны дѣтей, въ домашиемъ хозяйствѣ и вообще въ домовод-
сами они были хорошими людьми. Но Сократъ останавливался ств —жена никакъ не менѣе, если не болѣе мужчины можетъ
ѣ
только на вн шнемъ проявленіи дружбы или любви—на той быть полезною для своего семейства, для вс хъ своихъ домо-
ѣ
ѣ
пользе, которая возникаете изъ совместной деятельности взаимно чадцевъ, для дѣтей и прислуги, а чрезъ посредство семей-
дополпяющихъ себя друзей, на целесообразности дружбы или ства—и для государства.
любви, какъ средства для ихъ нравственной и вообще правильной Ближайнымъ принципомъ экономики, или ученія о домѣ,
деятельности, въ особенности же на пользе, возникающей изъ ноставилъ Сократъ дружбу или любовь въ нравствен-
смысдѣ
виешняго согласія между друзьями. Это потому, что для Сократа на™ внутренняго общенія душъ членовъ семейства между собою,
доброе значило въ особенности целесообразное, или — чтб выражающагося собственно только во внѣшнемъ согласіи между
не всегда ясно и отчетливо сознавалъ онъ — совершенно ними, послѣдствія котораго есть польза для нихъ самихъ. Съ
безотносительное, независимое отъ внешнихъ последствій до- этой точки зрѣнія посмотрѣлъ Сократъ на первый, основной
стоинство добродетели, нравственности. Поэтому Сократъ и не семейный союзъ—союзъ супружескій, требуя взаимна™, по
обратилъ вниманія па то, таящееся въ глубине человеческаго крайней вн шняго, согласія между супругами. Тотъ же
сердца, влеченіе къ любви между мужчиной и женщиной, ко- принцинъ мѣрѣ ѣ или любви приложилъ Сократъ и къ двумъ
дружбы