Page 84 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 84

торое    сначала     действуете      въ   человеке     какъ    непосредственная,

 Э К О Н О М И К А  и  П О Л И Т И К А  СЪ  Д И К Е О Л О Г І Е І О .  инстинктивная  сила  природиаго,  т.-е.  животненнаго  чувства,
              но   которое     въ   сущности      своей  есть   нравственное       чувствованіе,
 Иереходомъ  отъ  Сократовой  этики  въ  тѣсномъ  смыслѣ  къ  стремящееся  къ  восполиенію  своего  существа  посредствомъ
 Сократову  ученію  о  государстве  или  къ  политике  служило  у  теснаго  общеиія  съ  существомъ  по натуре  и  сроднымъ  съ  нимъ,

 Сократа  его  ученіе  о  дружбе  иди  любви  и  непосредственно  и  въ оже  время  отъ  него  отличпымъ.  Поэтому  Сократъ  огра-
                      т
 связанное  съ  нимъ  ученіе  о  семействе,  о доме  или  домоводстве,  ничился  только  ионятіемъ  о  дружбе  или любви  между  мужчи-
 что  у  грековъ  называлось  экономикою  въ  отличіе  отъ  политики.  нами-гражданами,  а  не  между  мужчиною  съ  одной  стороны
 Сократъ  призналъ  важное  значеніе  дружбы  или  любви,  какъ  и  женщиною  съ  другой;  онъ  не  признавалъ  еще  любви  суще-

 одного  изъ  могучихъ  средствъ—съ  одной  стороны  къ  достиженію  ственной  нравственной  основой  супружества,  какъ  не  призна-
 счастья,  къ преуспѣянію  въ  добродетели  и  къ  исполненію  долга  —  вали  любви  существенною  основою  супружества  вообще  совре-
 следовательно  ко  всему,  чтб  составляете  предмете  этики  въ  менные  ему  греки.  Вообще  Сократъ  имѣлъ  о  сунружествѣ  до-
 тѣсномъ  смысле;  а  съ  другой  стороны  и  къ скрепленію  обще-  вольно  низкое  понятіе,  общее  грекамъ.  Онъ  поставлять  сущ-
 ственна™  союза  между  гражданами,  къ единенію,  которое  есть  ность  супружества  въ  посторонней  для  него  цѣли,  которая
 предмете  политики.  Дружбу  и  любовь  понималъ  Сократъ  не  можетъ  осуществиться,  но  можетъ  и  не  осуществиться—въ

 такъ,  какъ  обыкновенно  понимали  его  современники,  т.-е. не   рождены  дѣтей,  т.-е. въ  произведены  на  св тъ  гражданъ, ио-
                                                                           ѣ
 какъ  плотскую  связь  не  только  между  мужчиною  и  женщиною,  лезныхъ  государству.  Однакоже  Сократъ  н сколько  возвышался
                                                                       ѣ
 но  и  между  мужчинами;  а  потому  онъ  былъ  чуждъ  господство-  надъ  обычнымъ  въ его  время  преиебреженіемъ  женщины,  осно-
 вавшаго  въ  то  время  между  аѳинянами  порока—мужеложства,  ваннымъ  на  томъ,  что  она  способна  служить  государству  только

 ггедерастіи,  прямо  называя  его  свинскою  страстью,  недостойною  рожденіемъ  гражданъ.  Такъ  Сократъ  допускалъ  и  въ  женщинI;
 человека.  Сократъ  признавалъ  дружбу  или любовь  (<ріХіа)  нрав-  равную  съ  мужчиною  способность  къ  добродѣтели,  a  слѣдо-
 ственною  связью  или  внутреннимъ  общеніемъ  человеческихъ  вательно  и  къ  знаиію;  такъ  онъ  порицалт»  мужей,  не  забо-
 душъ;  а  потому  онъ  не  считалъ  возможною  истинную  дружбу  тившихся  объ  образованіи  своихъ  женъ;  такъ  онъ  призиавалъ,
 или  любовь  между  людьми  безнравственными,  и требовалъ,  чтобы  что  въ  своей  сферѣ,  въ  кругу  своихъ  занятій  —  въ  воспи-

 граждане  избирали  себе  въ  друзья  людей  хорошихъ,  и  чтобы  таны  дѣтей,  въ  домашиемъ  хозяйствѣ  и  вообще  въ  домовод-
 сами  они были  хорошими  людьми.  Но Сократъ  останавливался  ств —жена  никакъ  не  менѣе,  если  не  болѣе  мужчины  можетъ
                  ѣ
 только  на  вн шнемъ  проявленіи  дружбы  или любви—на  той  быть  полезною  для  своего  семейства,  для  вс хъ  своихъ  домо-
                                                                          ѣ
 ѣ
 пользе,  которая  возникаете  изъ  совместной  деятельности  взаимно  чадцевъ,  для  дѣтей  и  прислуги,  а  чрезъ  посредство  семей-
 дополпяющихъ  себя  друзей,  на  целесообразности  дружбы  или  ства—и  для  государства.
 любви,  какъ  средства  для  ихъ  нравственной  и вообще  правильной  Ближайнымъ  принципомъ  экономики,  или ученія  о  домѣ,
 деятельности,  въ  особенности  же  на  пользе,  возникающей  изъ  ноставилъ  Сократъ  дружбу  или любовь  въ  нравствен-
                                                                         смысдѣ
 виешняго  согласія  между  друзьями.  Это  потому,  что  для  Сократа  на™  внутренняго  общенія  душъ  членовъ  семейства  между  собою,
 доброе  значило  въ  особенности  целесообразное,  или  — чтб   выражающагося  собственно  только  во внѣшнемъ  согласіи  между

 не  всегда  ясно  и  отчетливо  сознавалъ  онъ  —  совершенно  ними,  послѣдствія  котораго  есть  польза  для  нихъ  самихъ.  Съ
 безотносительное,  независимое  отъ  внешнихъ  последствій  до-  этой  точки  зрѣнія  посмотрѣлъ  Сократъ  на  первый,  основной
 стоинство  добродетели,  нравственности.  Поэтому  Сократъ  и  не  семейный  союзъ—союзъ  супружескій,  требуя  взаимна™,  по
 обратилъ  вниманія  па то,  таящееся  въ  глубине  человеческаго  крайней  вн шняго,  согласія  между  супругами.  Тотъ  же

 сердца,  влеченіе  къ  любви  между  мужчиной  и  женщиной,  ко-  принцинъ мѣрѣ  ѣ  или любви  приложилъ  Сократъ  и  къ  двумъ
                           дружбы
   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89