Page 83 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 83

торое    сначала     действуете      въ   человеке     какъ   непосредственная,

                                   Э К О Н О М И К А  и  П О Л И Т И К А  СЪ  Д И К Е О Л О Г І Е І О .                           инстинктивная         сила   природиаго,       т.-е.   животненнаго         чувства,
                                                                                                                                  но   которое     въ  сущности      своей   есть   нравственное       чувствованіе,
                             Иереходомъ       отъ   Сократовой       этики   въ   тѣсномъ     смыслѣ     къ                       стремящееся        къ    восполиенію        своего    существа       посредствомъ
                       Сократову      ученію      о  государстве      или   къ   политике      служило     у                      теснаго     общеиія     съ  существомъ      по  натуре    и  сроднымъ      съ  нимъ,

                       Сократа     его   ученіе     о  дружбе     иди    любви      и  непосредственно                            и  въ оже        время    отъ   него   отличпымъ.      Поэтому     Сократъ     огра-
                                                                                                                                          т
                       связанное     съ   нимъ    ученіе    о  семействе,    о доме   или   домоводстве,                          ничился     только    ионятіемъ      о  дружбе     или любви       между    мужчи-
                       что   у  грековъ     называлось      экономикою      въ  отличіе   отъ   политики.                         нами-гражданами,          а   не    между    мужчиною        съ   одной    стороны
                            Сократъ      призналъ     важное     значеніе    дружбы    или  любви,    какъ                        и  женщиною        съ   другой;    онъ   не   признавалъ      еще    любви    суще-

                       одного   изъ  могучихъ     средствъ—съ       одной    стороны    къ   достиженію                           ственной     нравственной       основой     супружества,       какъ   не   призна-
                       счастья,   къ преуспѣянію       въ  добродетели      и  къ  исполненію     долга  —                        вали   любви     существенною       основою     супружества       вообще     совре-
                       следовательно        ко  всему,     чтб   составляете      предмете      этики   въ                        менные     ему    греки.   Вообще     Сократъ      имѣлъ    о  сунружествѣ      до-
                       тѣсномъ     смысле;     а  съ  другой     стороны     и  къ  скрепленію      обще-                         вольно    низкое    понятіе,    общее     грекамъ.     Онъ     поставлять     сущ-
                       ственна™      союза    между     гражданами,       къ единенію,      которое    есть                       ность    супружества        въ   посторонней       для    него   цѣли,     которая
                       предмете     политики.      Дружбу      и   любовь     понималъ      Сократъ     не                       можетъ      осуществиться,        но   можетъ      и   не    осуществиться—въ

                      такъ,    какъ    обыкновенно       понимали      его   современники,       т.-е.  не                       рождены       дѣтей,    т.-е. въ    произведены        на  св тъ   гражданъ, ио-
                                                                                                                                                                                              ѣ
                      какъ    плотскую      связь   не   только    между    мужчиною      и  женщиною,                           лезныхъ     государству.      Однакоже      Сократъ     н сколько      возвышался
                                                                                                                                                                                          ѣ
                      но   и  между     мужчинами;       а  потому     онъ    былъ   чуждъ    господство-                        надъ    обычнымъ      въ его   время    преиебреженіемъ         женщины,       осно-
                      вавшаго     въ   то  время     между    аѳинянами       порока—мужеложства,                                ваннымъ      на   томъ,   что  она   способна    служить     государству     только

                      ггедерастіи,    прямо     называя     его  свинскою     страстью,    недостойною                           рожденіемъ       гражданъ.     Такъ    Сократъ     допускалъ     и   въ   женщинI;
                      человека.     Сократъ      признавалъ      дружбу     или любовь      (<ріХіа)  нрав-                      равную      съ  мужчиною       способность      къ    добродѣтели,       a   слѣдо-
                      ственною      связью    или    внутреннимъ        общеніемъ        человеческихъ                           вательно     и   къ   знаиію;     такъ    онъ    порицалт»     мужей,     не   забо-
                      душъ;    а  потому     онъ   не   считалъ     возможною      истинную       дружбу                         тившихся      объ   образованіи      своихъ    женъ;    такъ    онъ   призиавалъ,
                      или   любовь    между    людьми    безнравственными,         и требовалъ,     чтобы                        что   въ   своей    сферѣ,     въ   кругу     своихъ     занятій    —   въ   воспи-

                      граждане      избирали     себе   въ   друзья    людей     хорошихъ,      и   чтобы                        таны     дѣтей,    въ   домашиемъ       хозяйствѣ     и   вообще     въ   домовод-
                      сами   они были       хорошими      людьми.      Но Сократъ       останавливался                           ств —жена        никакъ     не   менѣе,    если   не  болѣе    мужчины      можетъ
                                                                                                                                     ѣ
                     только     на  внѣ шнемъ      проявленіи       дружбы      или   любви—на       той                         быть    полезною     для    своего   семейства,     для   вс хъ    своихъ     домо-
                                                                                                                                                                                              ѣ
                     пользе,    которая    возникаете     изъ  совместной      деятельности     взаимно                          чадцевъ,      для   дѣтей    и  прислуги,      а   чрезъ    посредство       семей-

                     дополпяющихъ         себя    друзей,     на  целесообразности         дружбы    или                         ства—и      для   государства.
                     любви,     какъ   средства   для   ихъ  нравственной      и вообще     правильной                                Ближайнымъ         принципомъ        экономики,       или ученія      о  домѣ,
                     деятельности,       въ   особенности      же   на   пользе,   возникающей        изъ                        ноставилъ      Сократъ     дружбу     или любовь       въ              нравствен-
                                                                                                                                                                                             смысдѣ
                     виешняго     согласія    между    друзьями.     Это  потому,    что  для   Сократа                          на™   внутренняго      общенія     душъ    членовъ    семейства    между    собою,
                     доброе     значило      въ   особенности       целесообразное,         или  — чтб                           выражающагося          собственно     только   во внѣшнемъ       согласіи    между

                     не   всегда     ясно     и   отчетливо      сознавалъ      онъ   —    совершенно                            ними,    послѣдствія      котораго     есть   польза    для   нихъ    самихъ.    Съ
                     безотносительное,       независимое        отъ   внешнихъ       последствій     до-                         этой   точки    зрѣнія    посмотрѣлъ       Сократъ     на   первый,      основной
                     стоинство     добродетели,      нравственности.       Поэтому      Сократъ     и  не                        семейный       союзъ—союзъ          супружескій,       требуя     взаимна™,      по
                     обратилъ     вниманія     па то,    таящееся     въ   глубине      человеческаго                            крайней     мѣрѣ    вн шняго,      согласія    между     супругами.      Тотъ    же
                                                                                                                                                        ѣ
                     сердца,   влеченіе    къ   любви     между    мужчиной       и  женщиной,       ко-                         принцинъ      дружбы      или любви      приложилъ      Сократъ      и  къ   двумъ
   78   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88