Page 47 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 47

софствованія,       какъ   образованія     вееобщихъ      понятій    посредствомъ                              нежели     онъ   обратится     къ   познанію      внѣ шней     природы.       „Одно

                   индуктивной         методы,     съ    помощью       своеобразныхъ         пріемовър                            уже   изученіе     человѣкомъ       самого    себя  (говорилъ     онъ)    возьметъ
                   Теперь     спрашивается:         къ  какому     именно      содержанію      и   какъ                           столь   много    времени,      что   затѣмъ   не   останется     досуга    для    ио-
                   прилагалъ       Сократъ       свою   діалектику,       или   въ    чемъ    состоитъ                            знаванія    вн шней       природы".
                                                                                                                                                 ѣ
                   сущность       Сократовой        философіи       по   содержанію,        съ    мате-                                3.  Сократъ       считалъ,      что заниматься         натурфилософскими
                   ріальной      стороны?      ГІриведемъ       общій     отвѣ тъ    Аристотеля      на                           вопросами     безполезно     для   нравственной       дѣятельности       челов ка,
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                   этотъ    вопросъ:    Аристотель       говорить,     что Сократъ      занялся эти-                             вообще     для   этики,    на которую       онъ   обратилъ     преимущественно
                   ческими     предметами,       именно     добродѣтелями,       и   первый     искалъ                           свое    внимаыіе.
                   для   нихъ    вееобщихъ       онредѣленій      или   понятій    раціонально      (на                               О   мн ніи     Сократа      относительно       занятія    натурфилософіею
                                                                                                                                              ѣ
                   основаны      индуктивныхъ        резоновъ,     причинъ,     доказательств!»),     и                          Ксенофонтъ        говорить     сл дующее:      „О природѣ,       какъ    вселенной
                                                                                                                                                                  ѣ
                   что   его   изысканія     касались     не   всей   природы,      подобно     натур-                           (въ   ея  ц лости),     онъ    не  говорилъ—подобно           тому,    какъ    гово-
                                                                                                                                             ѣ
                   философскому        цѣлостному      міросозерцанію,         а   касались     только                           рило   большинство        другихъ      (философовъ),—что          онъ    (Сократъ)
                   этикиу/Это      значить:    Сократъ     прилагалъ     свою   діалектику      только                           изслѣдовалъ,      какъ    устроено     TÖ,  чтб   философія      иазываетъ     кос-
                   отчасти    и   къ  физическимъ,       натурфилософскимъ           вопросам!»,     но                          мосомъ     (цѣлымъ     міромъ)      и  но   какимъ     законамъ      происходить
                   не   составлялъ     себѣ   ц лостнаго     міросозерцанія       въ томъ     смьтслѣ,                           каждое     небесное     явленіе;    напротивъ,     онъ старался       даже    пока-
                                               ѣ
                   въ   какомъ     составляли     его   физики,     натурфилософы.                                               зать,   что   безумны     т ,    кто   занимаются       подобными       мудрство-
                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                вашями.      Онъ    поставилъ      прежде       всего   такой     вопросъ:     развѣ
                                                                                                                                они    (эти философы)         думаютъ     (воображаютъ        себѣ),    будто они
                                                     2.   Физика.                                                               уже    достаточно     знаютъ      человѣческую       жизнь,      что   занимаются
                                                                                                                                мудрствованіями        о  подобныхъ       предметахъ;       или же      развѣ   они

                        Сократъ     только     въ  свои   молодые     годы    занимался     физикою,                            полагаютъ,      будто    они  исполняютъ      свой   долгъ,   когда    оставляют!»
                   патурфилософіею.         Однакоже       онъ    занимался      тогда    ею   съ  та-                          въ   сторонѣ    человѣчеекіе       предметы       и  разеуждаютъ        о  предме-
                   кимъ    ѵсердіемъ     и  съ   такимъ     успѣхомъ,      что   былъ    совершенно                             тахъ    божественныхъ?          Онъ     удивлялся,      какъ     они   не   могутъ
                   знакомь     съ  учеиіями     предшествовавшихъ          ему   натурфилософовъ,                               понять,    что   люди     не   въ  состояніи     познать     этихъ    предметовъ
                   и  поэтому     былъ     въ   состояніи      судить    о  нихъ,     оцѣнить    ихъ.                           (божественныхъ),         ибо даже       и  тѣ ,  которые     наиболѣе      вообра-

                   Познакомившись         весьма     близко    съ   ученіемъ     софистовъ,      пока-                          жаютъ     себ ,   будто    они въ состояніи       говорить    объ   этихъ     пред-
                                                                                                                                              ѣ
                  завшихъ      несостоятельность       иатурфилософіи,        Сократъ      не  только                           метахъ,   не одинакова™        между    собою   мнѣиія,    а, напротивъ,      отно-
                  пересталъ      заниматься      физикою,       натурфилософіею,        но   и   отзы-                         сятся    другъ    къ   другу    какъ    сумасшедшіе".
                  вался    о  натурфилософахъ          весьма    неблагосклонно.                                                   „  З д ѣ  с ь  я с н о  высказывается  скептицизмъ      Сократа,      одинако-

                        1.  Сократъ      отвергалъ      возможность       для    человѣка     р шать                           вый    со    скептицизмомъ        софистовъ,       противъ      натурфилософы,
                                                                                                ѣ
                  вопросы,     какіе    обыкновенно       были   поставляемы       и  рѣшаемы     на-                          имѣющеи         своимъ      предметомъ        цѣлостное       міросозерцаніе,       -
                  турфилософами,        a  слѣдовательно      отвергалъ      и  возможность      осно-                         скептицизмъ       противъ      достоверности        познаванія,      добываемаго
                  вывать    на   такихъ      рѣ шеніяхъ     свое   міросозерцаніе.       Эту   невоз-                          чувственнымъ       воспріятіемъ.      Но    между    тѣмъ    какъ    этотъ    скеп-
                  можность      онъ   доказывалъ       противоположностью           міросозерцаній                             тицизмъ     привелъ    софистовъ      къ   устраненію      достоверности        вся-

                  разныхъ      натурфилософовъ.                                                                                тго    познанія,     объективной        истины,     онъ    побудилъ       Сократа
                        2.  Сократъ     считалъ,      что  человѣкъ      самъ    къ   себѣ    ближе,                           искать    истину      не   внѣ     себя,    не   во    внѣшней       нриродѣ,      а
                  нежели     вн шняя      природа,      и  что   потому     первый     долгъ    чело-                          н'ь  сеоѣ   самомъ,      въ    своемъ    сознаніи.     Сократъ,      какъ    и  со-
                                ѣ
                  века    состоитъ     въ   томъ,     чтобы    познать     самого     себя,   прежде                           фисты,    изучилъ    міросозерцанія        натурфилософовъ,         но,   подобно
   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51   52