Page 42 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 42

(Свою  методу  Сократъ  употреблялъ  съ  цѣлью  образованія

 всеобщихъ  понятій  и  притомъ  съ  цѣлыо  исканія  истины  для  ему  ничего  отвѣчать  и  тѣмъ  обнаружили  бы  свое  незнаніе.
 самой  истины,  знанія  для  самого  знанія;  такъ  что  знаніе  Впрочемъ  иногда  Сократъ  употреблялъ  такой  пріемъ  и для
                                                           ѣ
 было  для  Сократа  не  только  отправною  точкою  всего  его  того,  чтобы  уничтожить,  разс ять  заблужденія,  самообол ыценія
                                     ѣ
 философствованія,  но  вмѣстѣ  и  его  конечною  ц лыо.  В ъ по-  воооще  въ  т хъ  изъ  своихъ  собесѣ дниковъ,  которые  вообра-
 ѣ
                                ѣ
 мощь  своей  методѣ  Сократъ  употреблялъ  различные  свое-  жали  себ ,  будто  они что-либо  знаютъ,  между  тѣмъ  какъ  они
 образные  пріемы;  эти  пріемы  не  составляютъ  собственно  сущ-  этого  не  знали;  обнаруживши,  обличивши  такимъ  образомъ  ихъ
 ности  его  методы,  а  только  находятся  съ нею  въ бЬлыней  или  незнаніе,  возведши  ихъ  къ  самосозианію,  Сократъ  возбуждалъ
 мёныней  связи;  поэтому  не  должно  смѣшивать  ихъ  съ  его  ме-  затѣмъ  въ  нихъ  стремленіе  искать  истиннаго  знанія,  мудрости,
 тодою,  какъ  это  обыкновенно  дѣлается.  Мы  не  будемъ  гово-  вмѣсто  ложнаго,  мнимаго  знанія;  возбуждалъ  въ  нихъ  любо-
 рить  о  всѣ хъ  своеобразныхъ  пріемахъ  Сократа,  а  остановимся  знательность,  любомудріе,  философствованіе.
 только  на  двухъ  главныхъ  изъ  нихъ,  т.-е. на  тѣ хъ,  которые  <Далѣ е,  TÖ,  чтЬ  называется  обыкновенно  Сократовою иро-

 находятся  въ  наиболѣе  т сной  связи  съ  методой  Сократа,  а  111(310 ?  имѣетъ  еще  и  такое  значеніе:  Сократъ  допускаете  хо-
 ѣ
 черезъ  ея  посредство  и  со  всею  его  діалектикой.  Одинъ  изъ  дячія  иредставленія,  миѣнія,  какъ  будто  в рнкя,  но  затѣмъ
                                                                               ѣ
 этихъ  пріемовъ  находится  въ тѣснѣйшей  связи  преимущественно  показываете  ихъ  несостоятельность.  Это и  имѣло  такой  видъ,
 съ  отрицательною,  обличительною  стороною  его  діалектики,—  какъ  будто  Сократъ  заставляете  говорить  другихъ,  прося,  чтобы'
 это  такъ-называемая  Сократова  иронгя,  а  другой  пріемъ—въ  его  научили  тому,  чего  онъ  не  знаетъ.  Наконецъ,  есть при-

 т сн йшей  связи  преимущественно  съ положительною  стороною  мѣры  и  такихъ  бесѣ дъ  Сократа,  гдѣ  вовсе  н тъ  ироніи  въ
                                                                                    ѣ
 ѣ
 ѣ
 его  діалектики,  т.-е.  прямо  съ  образованіемъ  всеобщихъ  поня-  вышесказанномъ  смыслѣ  притворства,  хотя  съ  перваго  взгляда
 тій,—это  такъ-называемая  Сократова  мэевтика,  или  же,  какъ  Сократъ  и  кажется  виновнымъ  въ  такомъ  притворствѣ.  Это
 ее  теперь  называютъ  въ  недагогикѣ ,  —  сократическій  способъ  именно  когда  Сократъ  не  знаетъ  въ  точности,  что  другіе
 обученія  посредствомъ  наводящихъ  вопросовъ.  нредставляютъ  себѣ  подъ  тімъ,  о  чемъ  они  говорятъ;  что  зна-
                             предположена,
                  чатъ
                         тѣ
 Слово  иронгя  (stpomia)  значитъ  собственно  притворство  такомъ  случа ,  конечно,  на  которыхъ  они  основываются.  Въ
                                                    Сократъ
                                                                          необходимымъ
                                                               считалъ
                                                                                              сперва
                                   ѣ
 вообще,  особенно  же  притворство,  выражаемое  въ  рѣ чахъ,  со-  согласиться  со  своими  собесѣдииками  въ  значеніи  этихъ  пред-
 стоящее  въ  томъ,  что  кто-либо  прикидывается  иезнающимъ  положеній,  чтобы  затѣмъ  возможно  было  изслѣдовать  вѣ рность
 чего-либо,  между  тѣмъ  какъ  онъ  это  зпаетъ^Сократъ(именно  ихъ  самихъ,  а  также  и  вѣ рность  основанныхъ  на  нихъ  по-
 такъ  ш) притворялся  въ  нѣ которыхъ  бес дахъ  незнающимъ,  ложений,  какъ  выводовъ  изъ  нихъ,  такъ  какъ  безъ  этого  не-
 ѣ
 а  з а т г ь  разспрашивалъ  еобесѣдниковъ  своихъ,  какъ  будто  ооходимаго  соглашенія  ни  въ  какихъ  преніяхъ  вообще  нельзя
 бы  съ  цѣлью  узнать  отъ  нихъ  TÖ,  чтЬ  они  знаютъ,  и  чего  придти  ни  къ  какому  результату.  Между  тѣмъ  обыкновенно
 онъ  не  знаетъ,  между  тѣмъ  какъ  ему  было  отлично  из-  считаютъ  зпаченіе  предположен^  и  выводовъ  изъ  нихъ  обще-

 в сгно  TÖ,  о чемъ  онъ  спрашивалъ  доугихъ.  Этотъ  пріемъ  упо-  извѣстнымъ  и  общепризнанными  Отсюда  обыкновенно  и  про-
 ѣ
 треблялъ  Сократъ  въ  особенности  противъ  софистовъ  и при   исходите  нескончаемые  споры,  не  приводящіе  ни  къ  какому
 томъ  съ  отрицательною  цѣлыо,  чтобы  своими  разсгіросами  при-  результату.  Вотъ  Сократова  иронія  —  въ  такомъ  уже
                                                                                     смысдѣ
 вести  ихъ къ  самопротиворѣчіямъ,  несовмѣстнымъ  съ  истин-  притворства,  а  просто  исканія  истины  и  утвержденія  въ
 нымъ  знаніемъ,  и  тѣмъ  опровергнуть  ихъ  иоложенія;  или  же  лев  имѣетъ  то  важное  значеніе,  что  посредствомъ  этого  пріема
                ней
 съ  цѣлыо  обличительной,  чтобы  довести  ихъ до  нелѣпости  (ad  сократъ  доводите  своихъ  собесѣдниковъ  до  необходимости
 absurdum)  и, поставивъ  ихъ,  какъ  говорится,  въ  тупикъ, при-  оъясниться  и  защитить  свои  предположенія,  а  черезъ  то  и
 вести  въ  такое  замѣшатедьство  и  смущеніе,  чтобы  не  могли  Доказать  в рность  основанныхъ  на  нихъ  выводовъ,  или  ж е -
                             ѣ


                                                                                           3*
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47