Page 46 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 46
дильницѣ, облегчить страданія при рожденіи созрѣвшаго уже
„Менонъ",
говорѣ:
ребенка, такъ и онъ можетъ въ своихъ слушателяхъ или уско- оудемъ говорить о содержаніе котораго мы представимъ, когда
Платонѣ.
рить обнаруженіе того, что знаніе ихъ есть мнимое, призрач- Итакъ, Сократова діалектика существенно состоите въ обра-
ное, или же помочь имъ произвести на св тъ, родить заклю- зованы нонятій посредствомъ индукціи, съ помощью свое-
ѣ
чающееся внутри ихъ, въ ихъ умѣ, мышленіи, всеобщее по- ооразныхъ иріемовъ, преимущественно съ помоншо Сократовой
нятіе. Все отличіе — говорилъ Сократъ — его искусства отъ ироніи и Сократовой интеллектуальной мэевтики?}
искусства его матери состоите въ томъ, что онъ помогаете,
Сократова
такъ-
о
имѣетъ
связь
т сную
мэевтика
ѣ
родить, произвести на св тъ илодъ, лежащій внутри не жен- пазышемыхъ врожденныхъ, прирожденныхъ съ ученіемъ идеяхъ.
ѣ
человѣку
щинъ, а мужчинъ, и что онъ обращаете вниманіе не на роды
\Иервоначальная
истинахъ
мысли
основа
т лесные, а на душевные, интеллектуальные. Сократъ не пред- заключается въ томъ ученЦ что о врожденныхъ свободный
ѣ
есть
мышленіе
лагал^ не давалъ своимъ ученикамъ или, лучше сказать, со- акте. Никакая внѣ шняя сила не можетъ принудить человѣка
бес дникамъ, готовыхъ понятій, уже добытыхъ имъ познапій, мыслить; если человѣкъ мыслите, то онъ не можетъ мыслить
ѣ
догматическихъ положеній, цѣлой системы однородных!, истинъ иначе, какъ для себя и изъ себя. Онъ не можетъ мыслить по
науки; но старался выводить ихъ на свѣ тъ какъ бы изнутри указу и изъ принужденія со стороны другихъ людей, какъ не
еамихъ собесѣ дниковъ, подобно тому какъ поступаете акушерка можетъ и чувствовать. Поэтому всякое знаніе, всякая наука,
съ родильницами. ^ истины которой суть истины мышленія, должны быть вызы-
Слѣдовательно интеллектуальна^ Сократова мэевтика осно- ваемы изнутри ума учащагося, а не могутъ быть вложены въ
вывалась на томъ убѣжденіи Сократа, что всякое заключаю- него извнѣ.
щееся въ умѣ челов ка умозрительное знаніе можетъ и должно У Платона это ученіе о прирожденныхъ человѣку исти-
ѣ
быть извлекаемо изнутри самого ума, изъ его мишленія, а не нахъ превратилось въ ученіе о томъ, что все знаніе есть вос-
можетъ быть вложено въ него извнѣ.(ТГоэтому Сократова мэев- поминаніе о томъ, чтб умъ дѣйствительио, in actu, зпалъ въ
тика есть такой пріемъ, который служите къ добытію истии- гірежнемъ состояніи своего бытія, а потому и послѣ знаетъ
иаго знанія, къ образованію всеобщихъ понятій, словомъ—къ ш potentia (въ возможности), или можетъ знать, какъ бы
тому же, къ чему служите и его метода, индукція, и вообще припомнивъ себ , что онъ ихъ зналъ прежде. Разум ется
ѣ
ѣ
вся его положительная діалектика. Итакъ сущность Сократо- это ученіе должно быть ограничено тѣмъ, что можетъ быть
товой мэевтики состоите въ томъ, чтобы помогать уму, мыш- названо раціональнымъ или умозрительньшъ знаніемъ, знаніемъ
ленію сознать истины, которыя уже содержатся въ умѣ каж- истинъ, которыя сами по себѣ необходимы, въ отличіе отъ
даго челов ка, но еще безсознательно, такъ что челов къ, не исгорическаго и опытнаго знаній, которыя, конечно, никакими
ѣ
ѣ
сознавая самъ себя, не знаете и того, что онѣ содержатся въ средствами не могутъ быть развиты прямо изъ ума.
его умѣ, и потому не сознаетъ еамихъ этихъ истинъ. Этой
цѣли обыкновенно достигалъ Сократъ путемъ наводя іцихъ во- Въ новое время TÖ ученіе, что всякое раціональное знаніе
просовъ, вызывающихъ такіе именно отв ты, какіе были ему есть воепомиыаніе, появилось вновь въ ученіи о врожденныхъ
ѣ
нужны для этой цѣли, чт0 называется пынѣ катехизацгею. идеяхъ. Знаменитый англійскій философъ Локке {Loche), жив-
что
онъ
г., воображалъ,
отъ
шш
1 6 3 2 г.
до
Вотъ почему — сказали мы—мэевтика, или Сократовъ способъ и навсегда искоренилъ 1 7 0 4 ученіе, и несмотря на то опровергъ
въ
наше
это
обученія, его катехизація, находится въ т сн йшей связи съ нремя оно съ новою силою появилось въ философіи Гербарта.
ѣ
ѣ
ei'o методою образоваиія всеобщихъ понятій и вообще съ его
положительною діалектикою. Самый наглядный примѣръ Сокра- Ноказавъ, въ чемъ существенно состоите Сократова діа-
товой мэевтики представляете намъ Платонъ въ своемъ раз- лсктика, мы тѣмъ опредѣлили Сократову философію только съ
формальной стороны, т.-е. показали форму, образъ его фило-