Page 46 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 46

дильницѣ,  облегчить  страданія  при рожденіи  созрѣвшаго  уже
                         „Менонъ",
               говорѣ:
 ребенка,  такъ  и  онъ можетъ  въ  своихъ  слушателяхъ  или  уско-  оудемъ  говорить  о  содержаніе  котораго  мы  представимъ,  когда
                                          Платонѣ.
 рить  обнаруженіе  того,  что  знаніе  ихъ  есть  мнимое,  призрач-  Итакъ,  Сократова  діалектика  существенно  состоите  въ  обра-
 ное,  или же  помочь  имъ произвести  на  св тъ,  родить  заклю-  зованы  нонятій  посредствомъ  индукціи,  съ  помощью  свое-
 ѣ
 чающееся  внутри  ихъ, въ  ихъ умѣ,  мышленіи,  всеобщее  по-  ооразныхъ  иріемовъ,  преимущественно  съ  помоншо  Сократовой
 нятіе.  Все  отличіе  —  говорилъ  Сократъ  —  его  искусства  отъ  ироніи  и  Сократовой  интеллектуальной  мэевтики?}
 искусства  его  матери  состоите  въ  томъ,  что онъ  помогаете,
                    Сократова
                                                                                            такъ-
                                                                                          о
                                              имѣетъ
                                                                  связь
                                                        т сную
                                  мэевтика
                                                         ѣ
 родить,  произвести  на  св тъ  илодъ,  лежащій  внутри  не  жен-  пазышемыхъ  врожденныхъ,  прирожденныхъ съ ученіемъ  идеяхъ.
 ѣ
                                                                            человѣку
 щинъ,  а  мужчинъ,  и  что  онъ  обращаете  вниманіе  не  на  роды
                  \Иервоначальная
                                                                                        истинахъ
                                                      мысли
                                           основа
 т лесные,  а  на  душевные,  интеллектуальные.  Сократъ  не  пред-  заключается  въ  томъ  ученЦ  что  о  врожденныхъ  свободный
 ѣ
                                                                               есть
                                                                мышленіе
 лагал^  не  давалъ  своимъ  ученикамъ  или, лучше  сказать,  со-  акте.  Никакая  внѣ шняя  сила  не  можетъ  принудить  человѣка
 бес дникамъ,  готовыхъ  понятій,  уже добытыхъ  имъ  познапій,  мыслить;  если  человѣкъ  мыслите,  то  онъ  не  можетъ  мыслить
 ѣ
 догматическихъ  положеній,  цѣлой  системы  однородных!,  истинъ  иначе,  какъ  для  себя  и  изъ  себя.  Онъ  не  можетъ  мыслить по
 науки;  но  старался  выводить  ихъ  на  свѣ тъ  какъ  бы  изнутри  указу  и  изъ  принужденія  со  стороны  другихъ  людей,  какъ  не
 еамихъ  собесѣ дниковъ,  подобно  тому  какъ  поступаете  акушерка  можетъ  и  чувствовать.  Поэтому  всякое  знаніе,  всякая  наука,
 съ  родильницами.  ^  истины  которой  суть  истины  мышленія,       должны      быть     вызы-
 Слѣдовательно  интеллектуальна^  Сократова  мэевтика  осно-  ваемы  изнутри  ума  учащагося,  а  не  могутъ  быть  вложены  въ
 вывалась  на  томъ  убѣжденіи  Сократа,  что  всякое  заключаю-  него  извнѣ.
 щееся  въ  умѣ  челов ка  умозрительное  знаніе  можетъ  и  должно  У  Платона  это  ученіе  о  прирожденныхъ  человѣку  исти-
 ѣ
 быть  извлекаемо  изнутри  самого  ума, изъ его  мишленія,  а  не   нахъ  превратилось  въ  ученіе  о  томъ,  что  все знаніе  есть  вос-
 можетъ  быть  вложено  въ  него  извнѣ.(ТГоэтому  Сократова  мэев-  поминаніе  о  томъ,  чтб умъ дѣйствительио,  in  actu,  зпалъ  въ
 тика  есть  такой  пріемъ,  который  служите  къ  добытію  истии-  гірежнемъ  состояніи  своего  бытія,  а  потому  и  послѣ  знаетъ
 иаго  знанія,  къ  образованію  всеобщихъ  понятій,  словомъ—къ  ш  potentia  (въ  возможности),  или  можетъ  знать,  какъ  бы
 тому  же,  къ  чему  служите  и  его  метода,  индукція,  и  вообще  припомнивъ  себ ,  что  онъ  ихъ зналъ  прежде.  Разум ется
                                  ѣ
                                                                                          ѣ
 вся  его  положительная  діалектика.  Итакъ  сущность  Сократо-  это  ученіе  должно  быть  ограничено  тѣмъ,  что  можетъ  быть
 товой  мэевтики  состоите  въ  томъ,  чтобы  помогать  уму,  мыш-  названо  раціональнымъ  или  умозрительньшъ  знаніемъ,  знаніемъ
 ленію  сознать  истины,  которыя  уже содержатся  въ  умѣ  каж-  истинъ,  которыя  сами  по  себѣ  необходимы,  въ  отличіе  отъ

 даго  челов ка,  но  еще  безсознательно,  такъ  что  челов къ,  не  исгорическаго  и  опытнаго  знаній,  которыя,  конечно,  никакими
 ѣ
 ѣ
 сознавая  самъ  себя,  не  знаете  и  того,  что  онѣ  содержатся  въ  средствами  не  могутъ  быть  развиты  прямо  изъ ума.
 его  умѣ, и  потому  не  сознаетъ  еамихъ  этихъ  истинъ.  Этой
 цѣли  обыкновенно  достигалъ  Сократъ  путемъ  наводя іцихъ  во-  Въ  новое  время  TÖ  ученіе,  что  всякое  раціональное  знаніе

 просовъ,  вызывающихъ  такіе  именно  отв ты,  какіе  были ему   есть  воепомиыаніе,  появилось  вновь  въ  ученіи  о  врожденныхъ
 ѣ
 нужны  для  этой  цѣли,  чт0  называется  пынѣ  катехизацгею.  идеяхъ.  Знаменитый  англійскій  философъ  Локке  {Loche),  жив-
                                                                       что
                                                                             онъ
                                                  г., воображалъ,
                  отъ
            шш
                        1 6 3 2 г.
                                     до
 Вотъ  почему  — сказали  мы—мэевтика,  или  Сократовъ  способъ  и  навсегда  искоренилъ 1 7 0 4 ученіе,  и  несмотря  на  то опровергъ
                                                                                     въ
                                                                                          наше
                                            это
 обученія,  его  катехизація,  находится  въ  т сн йшей  связи  съ  нремя  оно съ  новою  силою  появилось  въ  философіи  Гербарта.
 ѣ
 ѣ
 ei'o  методою  образоваиія  всеобщихъ  понятій  и  вообще  съ его
 положительною  діалектикою.  Самый  наглядный  примѣръ  Сокра-  Ноказавъ,  въ  чемъ  существенно  состоите  Сократова  діа-
 товой  мэевтики  представляете  намъ  Платонъ  въ  своемъ  раз-  лсктика,  мы  тѣмъ  опредѣлили  Сократову  философію  только  съ
           формальной       стороны,     т.-е.  показали     форму,     образъ     его  фило-
   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51