Page 39 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 39

Такое    опредѣленіе       есть   у  Сократа      или   отправная       точка,                         кратъ    требовалъ,      чтобы     человѣкъ     ясно    и  опредѣлительно         со-
                      начало     его   индуктивныхъ        резоновъ,     доводовъ,     или   же  оно   есть                        зналъ    и  все   особенное,     единичное,      дабы    можно    было    новѣрять
                                                                                                                                                                              единичиомъ—и
                                                                                                                                                             особенномъ,
                      ихъ    результате,     или   же,    наконецъ,      оно    входите      въ    составъ                         всеобщее      на  всемъ   также     изъ  виду   и  того,   что   наоборотъ.      Со-
                                                                                                                                   кратъ
                                                                                                                                                                                                               прежде
                                                                                                                                                                                                        мы,
                                                                                                                                            не
                                                                                                                                                 упустилъ
                      этихъ     доказательства                                                                                                                                                     всѣ
                            Итакъ,    приведенный       слова    Аристотеля       о  Сократѣ     значатъ:                          составленія     себѣ    такого    понятія,    которымъ      выражается       истин-
                      о   Сократѣ     справедливо       говорятъ,     что   онъ   первый     сталъ    упо-                         ное   знаніе     сущности     вещи,      частью    получаемъ       по   преданію,
                                                                                                                                                                                                            же
                                                                                                                                                                                                 частью
                                                                                                                                         другихъ
                                                                                                                                   отъ
                                                                                                                                                                            о
                      треблять     индуктивные       резоны,     какъ    доказательство,        дабы    по-                        составляемъ       разныя     мнѣнія     свое всеобщемъ,   мнѣніе.      Если    сами
                                                                                                                                                                                                                  при-
                                                                                                                                                           какое-либо
                                                                                                                                                                                  о
                                                                                                                                                                                     немъ
                      средствомъ      ихъ    сознать    всеобщее,       сущее,     истину,     взойти    къ                        знанное     нами себѣ          образомъ      мнѣніе      о   всеобщемъ      вѣ рно,
                                                                                                                                                       такимъ
                      истинному       абсолютному       знанію,   и  что  онъ  первый     сгалъ   реально
                       опредѣлять      всеобщее,     сущее,      истину,     показывая,      чтЬ   есть   и                        то,  разумѣется,     это  наше     мнѣиіе    о  всеобщемъ      должно     согласо-
                                                                                                                                                                            единичнымъ;
                                                                                                                                                                                               слѣдовательно,
                                                                                                                                            со
                                                                                                                                                                                                                    TÖ,
                                                                                                                                   ваться
                                                                                                                                                          особеннымъ,
                                                                                                                                                 всѣмъ
                       отчего,    и  почему    это   есть.   Восходя      иосредствомъ      индукціи     къ                       чтЬ   мы    считаемъ     истиннымъ      вообще,     во   вс хъ    отношеніяхъ       и
                       всеобщему,     къ   сущему,     къ  истине,    Сократъ      восходите     къ  тому,                                                                                   ѣ
                       чтЪ   служите     основою,     принципомъ        аподиктическихъ         силлогиз-                         случаяхъ,       нисколько     не   должно     противорѣчить       тому,     чтЬ   мы
                      мовъ,    дедукціи,     ибо   всеобщее     сознанное       сущее,    истина    и  есть                       считаемъ     истиннымъ      во  всѣ хъ  частныхъ    отношеніяхъ,       случаяхъ—
                                                                                                                                                              этого
                                                                                                                                                        для
                                                                                                                                                                                                            на
                                                                                                                                                                       нужна
                       основа,    принципъ      для   аподиктическаго,          вполне     достов рнаго,                          и   наоборотъ;   и  а всего  особенна™      на повѣрка     всеобщаго    такой всемъ
                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                                                  всеобщемъ.
                                                                                                                                                                                                   При
                                                                                                                                                                                                                   по-
                                                                                                                                  особенномъ
                       нстиннаго,     абсолютна™        знанія.                                                                            мы    можемъ     начать    или    съ  т хъ    особенныхъ      положеній,
                                                                                                                                  в ркѣ
                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                                                  ѣ
                            Сократъ     созналъ    первый,     что  всякое   истинное     знаніе   заклю-                         понятій,     съ   которыми     наиболѣе      согласно     большинство       людей,
                       чается    въ  правильныхъ        понятіяхъ;     что   ничего    не   можетъ    быть                        и  потомъ     уже    изъ    нихъ     развивать     всеобщее,      какъ    лежащее
                       истинно     познано,      если   не  будете     нами    выразумена       сущность                          въ   основѣ    всего   особеннаго;       или   же   признать     на   время    вѣ р-
                       его;  что   образованное       нами    понятіе,    какъ   умозаключеніе,        слу-                       нымъ    какое-либо      признанное      всеобщее    положеніе,     понятіе    и  по-
                       жите    потомъ     отправною      точкою     правильна™        сужденія     о   дан-                       томъ—либо        показать     его   несостоятельность,        слѣдовательно      со-
                       иомъ    предметѣ.      Вотъ    почему      Сократъ      непрестанно       старался                         вершенно      отвергнуть     его;    либо    исправить     его    расширеніемъ
                       возвести     къ   всеобіцимъ     понятіямъ       всѣ   оеобыя    мнѣ нія,     пред-                        или   ограничеиіемъ,       посредствомъ      повѣрки      этого   всеобщаго     по-
                       ставленія    о  предметахъ,     дабы    такимъ     образомъ     уже    на   основа-                       ложенія     на   положеніяхъ       особенныхъ.       Т мъ     и  другимъ       обра-
                                                                                                                                                                                        ѣ
                       ніи  этихъ     понятій    решать     все   представляющіеся         вопросы      или                      зомъ    неопредѣленность         всякаго      положенія     —   и  всеобщаго,       и
                       по   крайней     мѣрѣ-    показать      несостоятельность        т хъ     ответовъ                         особеннаго—возвысится           къ  опредѣленности;        или,  чтЪ   все  равно,
                                                                                          ѣ
                       на   эти  вопросы,     которые     не  истекаютъ      изъ  понятія,    изъ   истин-                       мы    получимъ     нѣчто    опредѣленное,        всеобщее      опредѣленіе,       въ
                       наго   знанія     сущности      вещей,     добываема™        разумомъ      умозри-                        которомъ      и  выразится      понятіе,    знаніе    истинно-сущаго.
                       тельно,    а  не   посредствомъ       чувственнаго      воспріятія.      Вотъ    по-
                       чему    знаніе   не   есть   уже    у  Сократа     личное    единичное       мн ніе                             Такъ    именно     восходилъ     Сократъ     къ  своимъ     опредѣденіямъ;
                                                                                                       ѣ
                       того   или   другого     индивида      въ   тотъ   или   другой     моменте,      но                      такъ    вырабатывалъ,       образовывалъ       онъ   понятія;    въ  этомъ    суще-
                       есть  всеобщее     нонятіе,   добываемое      умомъ    человѣческимъ       вообще;                        ственно     состояла     его   діалектика;      въ    этомъ     состоялъ     самый
                       поэтому      и   понятіе    есть   знаніе    всеобща™,       а   не   особенна™,                          нроцессъ     его   діалектическаго       образованія     попятій    или    восхож-
                       единична™.        Впрочемъ       подъ    именемъ      всеобщаго      Сократъ      не                      денія    къ   опредѣленіямъ,        который      и    называется      Сократовою
                       разумѣлъ     такого    всеобщаго,      которое     не  имѣетъ     ничего    общаго                        индукціею      (етшуо-р}).    Слѣдовательно       у   Сократа     опредѣленіе      и
                       съ  особеннымъ       и  единичнымъ;       напротивъ,     Сократъ      признавалъ,                         индукція     находятся      въ  неразрывной       связи    между     собою.     Это
                       что   знаніе    всеобщаго,      выражаемаго         въ  ноиятіи,      содержится,                         неразрывное       соединеніе      такого    именно     опредѣленія       и    такой
                       заключается       въ  знаніи    особенна™,       единична™.        Поэтому      Со-                       индукціи     и  составляете      сущность      Сократовой      методы.
                                                                                                                                         ш                                                                   з
   34   35   36   37   38   39   40   41   42   43   44