Page 39 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 39
Такое опредѣленіе есть у Сократа или отправная точка, кратъ требовалъ, чтобы человѣкъ ясно и опредѣлительно со-
начало его индуктивныхъ резоновъ, доводовъ, или же оно есть зналъ и все особенное, единичное, дабы можно было новѣрять
единичиомъ—и
особенномъ,
ихъ результате, или же, наконецъ, оно входите въ составъ всеобщее на всемъ также изъ виду и того, что наоборотъ. Со-
кратъ
прежде
мы,
не
упустилъ
этихъ доказательства всѣ
Итакъ, приведенный слова Аристотеля о Сократѣ значатъ: составленія себѣ такого понятія, которымъ выражается истин-
о Сократѣ справедливо говорятъ, что онъ первый сталъ упо- ное знаніе сущности вещи, частью получаемъ по преданію,
же
частью
другихъ
отъ
о
треблять индуктивные резоны, какъ доказательство, дабы по- составляемъ разныя мнѣнія свое всеобщемъ, мнѣніе. Если сами
при-
какое-либо
о
немъ
средствомъ ихъ сознать всеобщее, сущее, истину, взойти къ знанное нами себѣ образомъ мнѣніе о всеобщемъ вѣ рно,
такимъ
истинному абсолютному знанію, и что онъ первый сгалъ реально
опредѣлять всеобщее, сущее, истину, показывая, чтЬ есть и то, разумѣется, это наше мнѣиіе о всеобщемъ должно согласо-
единичнымъ;
слѣдовательно,
со
TÖ,
ваться
особеннымъ,
всѣмъ
отчего, и почему это есть. Восходя иосредствомъ индукціи къ чтЬ мы считаемъ истиннымъ вообще, во вс хъ отношеніяхъ и
всеобщему, къ сущему, къ истине, Сократъ восходите къ тому, ѣ
чтЪ служите основою, принципомъ аподиктическихъ силлогиз- случаяхъ, нисколько не должно противорѣчить тому, чтЬ мы
мовъ, дедукціи, ибо всеобщее сознанное сущее, истина и есть считаемъ истиннымъ во всѣ хъ частныхъ отношеніяхъ, случаяхъ—
этого
для
на
нужна
основа, принципъ для аподиктическаго, вполне достов рнаго, и наоборотъ; и а всего особенна™ на повѣрка всеобщаго такой всемъ
ѣ
всеобщемъ.
При
по-
особенномъ
нстиннаго, абсолютна™ знанія. мы можемъ начать или съ т хъ особенныхъ положеній,
в ркѣ
ѣ
ѣ
Сократъ созналъ первый, что всякое истинное знаніе заклю- понятій, съ которыми наиболѣе согласно большинство людей,
чается въ правильныхъ понятіяхъ; что ничего не можетъ быть и потомъ уже изъ нихъ развивать всеобщее, какъ лежащее
истинно познано, если не будете нами выразумена сущность въ основѣ всего особеннаго; или же признать на время вѣ р-
его; что образованное нами понятіе, какъ умозаключеніе, слу- нымъ какое-либо признанное всеобщее положеніе, понятіе и по-
жите потомъ отправною точкою правильна™ сужденія о дан- томъ—либо показать его несостоятельность, слѣдовательно со-
иомъ предметѣ. Вотъ почему Сократъ непрестанно старался вершенно отвергнуть его; либо исправить его расширеніемъ
возвести къ всеобіцимъ понятіямъ всѣ оеобыя мнѣ нія, пред- или ограничеиіемъ, посредствомъ повѣрки этого всеобщаго по-
ставленія о предметахъ, дабы такимъ образомъ уже на основа- ложенія на положеніяхъ особенныхъ. Т мъ и другимъ обра-
ѣ
ніи этихъ понятій решать все представляющіеся вопросы или зомъ неопредѣленность всякаго положенія — и всеобщаго, и
по крайней мѣрѣ- показать несостоятельность т хъ ответовъ особеннаго—возвысится къ опредѣленности; или, чтЪ все равно,
ѣ
на эти вопросы, которые не истекаютъ изъ понятія, изъ истин- мы получимъ нѣчто опредѣленное, всеобщее опредѣленіе, въ
наго знанія сущности вещей, добываема™ разумомъ умозри- которомъ и выразится понятіе, знаніе истинно-сущаго.
тельно, а не посредствомъ чувственнаго воспріятія. Вотъ по-
чему знаніе не есть уже у Сократа личное единичное мн ніе Такъ именно восходилъ Сократъ къ своимъ опредѣденіямъ;
ѣ
того или другого индивида въ тотъ или другой моменте, но такъ вырабатывалъ, образовывалъ онъ понятія; въ этомъ суще-
есть всеобщее нонятіе, добываемое умомъ человѣческимъ вообще; ственно состояла его діалектика; въ этомъ состоялъ самый
поэтому и понятіе есть знаніе всеобща™, а не особенна™, нроцессъ его діалектическаго образованія попятій или восхож-
единична™. Впрочемъ подъ именемъ всеобщаго Сократъ не денія къ опредѣленіямъ, который и называется Сократовою
разумѣлъ такого всеобщаго, которое не имѣетъ ничего общаго индукціею (етшуо-р}). Слѣдовательно у Сократа опредѣленіе и
съ особеннымъ и единичнымъ; напротивъ, Сократъ признавалъ, индукція находятся въ неразрывной связи между собою. Это
что знаніе всеобщаго, выражаемаго въ ноиятіи, содержится, неразрывное соединеніе такого именно опредѣленія и такой
заключается въ знаніи особенна™, единична™. Поэтому Со- индукціи и составляете сущность Сократовой методы.
ш з