Page 34 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 34

Напротивъ,  характеристическая  особенность  или  сущность
                                                                                         ѣ
                                      ѣ
 мышленія  совс мъ  другая,  противоположная  сущности  чувствен-  въ  этомъ  именно  м стѣ ,  но  и  во  всякомъ  другомъ  мѣ ст ,  не
 ѣ
                                                                                              ѣ
 наго  воспріятія.  Мышленіе  отличается  отъ  него  т мъ  что  только  въ  этомъ  пальцѣ,  но  и  въ  другихъ  пальцахъ,  въ  рук ,
 ѣ
                                                                      ѣ
                                                                   ѣ
 мышленіе  о  какомъ-либо  опредѣленномъ  единичномъ  предметѣ  въ  ногѣ ,  въ  головѣ,  вообще  во  всемъ  т л ,  да  и  не  только
 никогда  не  есть  мышленіе  объ этомъ  только  опредѣленномъ  въ  своемъ,  но  и  въ  тѣ лѣ  всякаго  другого  чувствующаго  су-
 единичномъ  предметѣ,  но  всегда  есть  мышленіе  еще  и о  чемъ-то  щества.  Чувствовать  же,  ощущать  боль  я  могу  только  ядѣсь,
                                                      ѣ
 другомъ,  еще  о  чемъ-то  бблынемъ,  нежели  этотъ  опредѣ лен-  въ  этомъ  именно  единичномъ  м стѣ  моего  собственнаго  тѣ ла.
 ныи  единичный  предмет*;  другими  словами—объектъ  мышле-  Словомъ,  мысль  никакъ  не  можетъ  быть  привязана  только  къ
 ния  никогда  не  есть  только,  исключительно  этотъ  единичный  единичному  какому-либо  чувству,  ощуіценію  и  вообще  къ  еди-
 объектъ;  по  объектъ  мышленія  всегда  есть  и  этотъ  единичный  ничному  какому-либо  объекту,—сущность  мысли  есть  всеобщ-
 предмета,  т.-е.  и  это  чувственное  воспріятіе,  ощущеніе  и  ность.  Напротивъ,  чувственность  непремѣ нно  привязана  къ
 еще  пѣчто  болѣе.  Напримѣръ,  если  я  чувствую,  ощущаю  боль  единичному  объекту,  —  сущность  чувственности  есть  единич-
 о'іъ  укола  моего  пальца  булавкою,  то чувствую,  ощущаю  только  ность.  Поэтому^)  если  мы,  напримѣръ,  смотримъ  на  какой-либо
                                                                                             ѣ
                                                       ѳ
 шу  опредѣлепную  единичную  боль  и  ничего  болѣе-  но  если  предмета,—положимъ,  на  эту  ка едру—то  наше  чувство  зр -
 я  мыслю  объ этой  боли,  то  я  мыслю  не  объ  этой  только  опре-  иія  представляетъ  намъ  только  эту  единичную  каоедру;  но
 д ленной  единичной  боли,  но  о  подобной  еще  боли  и  даже  о  коль  скоро  мысль  послѣдуетъ  за  этимъ  чувствешшмъ  воспрія-
 ѣ
 всякой  боли  вообще.  Такъ  что  эта  опредѣ ленная  единичная  тіемъ,  то  въ  тотъ  же  самый  момента  мы  начинаемъ  мыслить
                                 ѣ
 боль  становится  только  однимъ  изъ  безчисленнаго  множества  объ  этой  каоедр ,  какъ  объ  одной  изъ  безчисленнаго  мно-
 примѣровъ  всякой  боли,  какая  бываетъ,  какая  была  и  какая  жества  каоедръ  дѣ йствительныхъ  или возможныхъ.  (Вотъ  смо-
             ѣ
 можетъ  еще быть  во  всякое  время,  во  всякомъ  м стѣ  и  у  тр ть-то  на  эту  каоедру,  какъ  на  одну  изъ каоедръ,  какъ  па
 ѣ
 всякаго  человѣ ка,  даже  у  всякаго  сущесра,  одарениаго  чув-  примѣръ,  образчикъ  безчисленнаго  множества  подобныхъ  ка-
                                                            ѳ
                                                                  ѣ
 ствовашемъ.  Следовательно,  въ  процессѣ  мышленія  умъ  всегда  оедръ— значитъ  ужо мыслить  о  ка едр .  Это-то  и  дѣ лаетъ
 переступаете  предѣлъ  опред леннаго  едипичнаго  чувства,  ощу-  всегда  умъ,  дѣ лаетъ  необходимо,  но  своей  сущности,  когда
 ѣ
 щешя;  мысль  всегда  трансцендентальна,  между  т мъ'  какъ  онъ  мыслитъ  о  чемъ-нибудь,  —  все  равно,  будетъ  ли  объек-
 ѣ
 чувственность  никогда  не  переступаетъ  этого  пред ла.  Если  томъ  его  мышлепія  какое-либо  чувство  или  ощущеніе,  или
 ѣ
 я  мыслю  о  боли,  то  я  мыслю  или могу  мыслить,  что  ощуіце-  какая-либо  матеріалыіая  чувственная  вещь,  или  же,  наконецъ,
 ше  боли  испытываетъ  и  другой  челов къ  и вообще  другое  чув-  что-либо  вовсе  печувствешюе,  напримѣръ  мысль  о  самом*,
 ѣ
 ствующее  существо;  но если  я  только  чувствую,  ощущаю  боль  мышленіи.  Итакъ^  умъ,  мысля,  всегда  бываетъ  занять  при
 то  чувствую,  ощущаю  боль  только  я  самъ,  единично;  я  не  этомъ  чѣ мъ-то  бблѣе,  нежели  единичнымъ  объектомъ,  въ  про-
 могу  чувствовать,  ощущать  боли,  испытываемой  другимъ  чело-  тивоположность  чувственности,  которая  всегда  бываетъ  занята

 в комъ  или вообще  чувствующимъ  существомъ.  Дал е,  если  я  только  единичнымъ  объектомъ.  Этимъ-то  существенно  и  отли-
 ѣ
 ѣ
 мыслю  о  боли,  то  я  могу  мыслить  о  ней,  какъ  о  боли,  кото-  чается  мысль  отъ  чувственнаго  воспріятія,  или  мыгаленіе  отъ
 рую  я  чувствовал*,,  ощущалъ  вчера,  которую  буду  чувство-  чувственности  вообще.
 вать,  ощущать  завтра,  вообще  во  всякое  время;  но  есчи  я  Но  спрашивается:  чѣмъ  же  мышленіе  всегда  бываетъ  за-
 только  чувствую,  ощущаю  боль,  то  я  могу  чувствовать  ее  нято,  кромѣ  единичнаго  объекта?  Чт<)  составляете  необходимый
 только  въ  пастоящій  единичный  момента  времени.  ІІотомъ.  объектъ  мышлепія,  кромѣ  того  единичнаго  объекта,  который

 если  я  мыслю  о  боли,  то  я  могу  мыслить  о  пей,  какъ  о  боли,'  воспринимается  чувственностью?
 которая  можетъ  быть  чувствуема,  ощущаема  не  только  здѣсь  Вотъ  этотъ-то  вопросъ  и  старался  разрѣгаить  впервые
         Сократа.    Онъ рѣшилъ         его   такъ:  объектъ     мышленія      есть  цѣлый
   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38   39