Page 34 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 34
Напротивъ, характеристическая особенность или сущность
ѣ
ѣ
мышленія совс мъ другая, противоположная сущности чувствен- въ этомъ именно м стѣ , но и во всякомъ другомъ мѣ ст , не
ѣ
ѣ
наго воспріятія. Мышленіе отличается отъ него т мъ что только въ этомъ пальцѣ, но и въ другихъ пальцахъ, въ рук ,
ѣ
ѣ
ѣ
мышленіе о какомъ-либо опредѣленномъ единичномъ предметѣ въ ногѣ , въ головѣ, вообще во всемъ т л , да и не только
никогда не есть мышленіе объ этомъ только опредѣленномъ въ своемъ, но и въ тѣ лѣ всякаго другого чувствующаго су-
единичномъ предметѣ, но всегда есть мышленіе еще и о чемъ-то щества. Чувствовать же, ощущать боль я могу только ядѣсь,
ѣ
другомъ, еще о чемъ-то бблынемъ, нежели этотъ опредѣ лен- въ этомъ именно единичномъ м стѣ моего собственнаго тѣ ла.
ныи единичный предмет*; другими словами—объектъ мышле- Словомъ, мысль никакъ не можетъ быть привязана только къ
ния никогда не есть только, исключительно этотъ единичный единичному какому-либо чувству, ощуіценію и вообще къ еди-
объектъ; по объектъ мышленія всегда есть и этотъ единичный ничному какому-либо объекту,—сущность мысли есть всеобщ-
предмета, т.-е. и это чувственное воспріятіе, ощущеніе и ность. Напротивъ, чувственность непремѣ нно привязана къ
еще пѣчто болѣе. Напримѣръ, если я чувствую, ощущаю боль единичному объекту, — сущность чувственности есть единич-
о'іъ укола моего пальца булавкою, то чувствую, ощущаю только ность. Поэтому^) если мы, напримѣръ, смотримъ на какой-либо
ѣ
ѳ
шу опредѣлепную единичную боль и ничего болѣе- но если предмета,—положимъ, на эту ка едру—то наше чувство зр -
я мыслю объ этой боли, то я мыслю не объ этой только опре- иія представляетъ намъ только эту единичную каоедру; но
д ленной единичной боли, но о подобной еще боли и даже о коль скоро мысль послѣдуетъ за этимъ чувствешшмъ воспрія-
ѣ
всякой боли вообще. Такъ что эта опредѣ ленная единичная тіемъ, то въ тотъ же самый момента мы начинаемъ мыслить
ѣ
боль становится только однимъ изъ безчисленнаго множества объ этой каоедр , какъ объ одной изъ безчисленнаго мно-
примѣровъ всякой боли, какая бываетъ, какая была и какая жества каоедръ дѣ йствительныхъ или возможныхъ. (Вотъ смо-
ѣ
можетъ еще быть во всякое время, во всякомъ м стѣ и у тр ть-то на эту каоедру, какъ на одну изъ каоедръ, какъ па
ѣ
всякаго человѣ ка, даже у всякаго сущесра, одарениаго чув- примѣръ, образчикъ безчисленнаго множества подобныхъ ка-
ѳ
ѣ
ствовашемъ. Следовательно, въ процессѣ мышленія умъ всегда оедръ— значитъ ужо мыслить о ка едр . Это-то и дѣ лаетъ
переступаете предѣлъ опред леннаго едипичнаго чувства, ощу- всегда умъ, дѣ лаетъ необходимо, но своей сущности, когда
ѣ
щешя; мысль всегда трансцендентальна, между т мъ' какъ онъ мыслитъ о чемъ-нибудь, — все равно, будетъ ли объек-
ѣ
чувственность никогда не переступаетъ этого пред ла. Если томъ его мышлепія какое-либо чувство или ощущеніе, или
ѣ
я мыслю о боли, то я мыслю или могу мыслить, что ощуіце- какая-либо матеріалыіая чувственная вещь, или же, наконецъ,
ше боли испытываетъ и другой челов къ и вообще другое чув- что-либо вовсе печувствешюе, напримѣръ мысль о самом*,
ѣ
ствующее существо; но если я только чувствую, ощущаю боль мышленіи. Итакъ^ умъ, мысля, всегда бываетъ занять при
то чувствую, ощущаю боль только я самъ, единично; я не этомъ чѣ мъ-то бблѣе, нежели единичнымъ объектомъ, въ про-
могу чувствовать, ощущать боли, испытываемой другимъ чело- тивоположность чувственности, которая всегда бываетъ занята
в комъ или вообще чувствующимъ существомъ. Дал е, если я только единичнымъ объектомъ. Этимъ-то существенно и отли-
ѣ
ѣ
мыслю о боли, то я могу мыслить о ней, какъ о боли, кото- чается мысль отъ чувственнаго воспріятія, или мыгаленіе отъ
рую я чувствовал*,, ощущалъ вчера, которую буду чувство- чувственности вообще.
вать, ощущать завтра, вообще во всякое время; но есчи я Но спрашивается: чѣмъ же мышленіе всегда бываетъ за-
только чувствую, ощущаю боль, то я могу чувствовать ее нято, кромѣ единичнаго объекта? Чт<) составляете необходимый
только въ пастоящій единичный момента времени. ІІотомъ. объектъ мышлепія, кромѣ того единичнаго объекта, который
если я мыслю о боли, то я могу мыслить о пей, какъ о боли,' воспринимается чувственностью?
которая можетъ быть чувствуема, ощущаема не только здѣсь Вотъ этотъ-то вопросъ и старался разрѣгаить впервые
Сократа. Онъ рѣшилъ его такъ: объектъ мышленія есть цѣлый