Page 36 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 36

родъ  единичныхъ  объектовъ,  или,  точн е,  есть  всеобщее  въ  крата  всеобщія  понятія  прирожденными  челов ку?  Въ  смыслѣ
 ѣ
                                                                           ѣ
 единичныхъ  объектахъ,  есть  понятіе,  какъ  понятіе  всеобщее,  ли  чисто  умозрителышхъ  понятій,  т.*е.  въ  томъ  ли  смысл ,
                                                                                              ѣ
 какъ  понятіе  челов ка  вообще,^не  какъ  единичное  вн шнее,  въ  какомъ  по  учеыію  ГІлатона  идеи  присущи,  прирождеиы  уму,
 ѣ
 ѣ
 чувственное  воспріятіе  или  внутреннее  ощущеніе,  не  какъ  еди-  какъ  въ  немъ,  такъ  сказать,  лежащія  умозрительный  понятія,
 ничное  мн ніе,  представленіе  челов ка  единичнаго,  индивида,  или  же  только  въ  смыслѣ  прирожденной  челов ку,  какъ  разум-
 ѣ
 ѣ
                                                                          ѣ
 какъ  чувственнаго  существа  съ  особеннымъ  физическимъ  орга-  ному  существу  вообще,  способности  образовывать,  вырабаты-
 иизмомъ,  съ  чувственностью.  Сократъ  призналъ  за  фактъ,  что  вать  понятія  посредствомъ  абстракціи,  отвлеченія  всеобгцато
 при  мысли  о  чемъ-либо  мы  всегда,  необходимо  мыслимъ  о  отъ  единичныхъ  предметовъ,  посредствомъ  обобщенія  или  объ-
 чемъ-то  ббльшемъ,  нежели  объ  этомъ  только  единичномъ  единенія?  Прямого  отв та  на  этотъ  вопросъ  мы  не  имѣемъ;
                                          ѣ
 объект .  Одно  уже  это  гіризнаніе  такого  факта  со  стороны  но  косвеннымъ  путемъ  его  выводягъ  въ  пользу  иерваго  спо-
 ѣ
 Сократа  весьма  важно  само  по  себѣ ,  независимо  отъ  того,  соба,  именно  слѣдуюіцимъ  образомъ:
 р шилъ  ли  онъ  или  не  рѣшилъ  вопроса  о  тому  чтб  такое  Извѣ стно,  что  Платоново  ученіе  объ  идеяхъ  имѣетъ  своею
 ѣ
 это  ббльшее,  нежели  единичный  объекту  —  ибо  этимъ  Сократъ  отправною  точкою  Сократово  ученіе  о  всеобщихъ  попятіяхъ;
 отличилъ  мысль  отъ  чувственнаго  воспріятія,  мышлепіе  отъ  а  Платонъ  подъ  идеями  разумѣлъ  не  результаты  абстракціп
 чувственности,  на  которой  построили  все  свое  философское  или  обобщенія,  объединенія,  а  чисто  умозрительныя  сам осущія,

 учепіе  софисты;  слѣ довательно,  этимъ  Сократъ  положилъ  основу  объективныя  существа,  въ  отличіе  отъ  субъективныхъ  мыслей
 своему  философскому  учеиію,  отличному  отъ  ученія  софистовъ,  человѣка.  Отсюда  заключаемъ.  что  и  Сократъ  подъ  всеобщими
 и  т мъ  ниспровергъ  всѣ  отрицательные  выводы  софистовъ  и  нонятіями  не  разумѣлъ  результатовъ  отвлеченія  или  обобщенія,
 ѣ
 замѣнилъ  ихъ  своими  положительными  выводами.  объединенія,  а  признавалъ  свои  всеобщія  нонятія  чисто  умо-
 Мало  того,  Сократъ  не  только  призналъ  за  фактъ  такое  зрительными,  какъ  признавалъ  таковыми  и  Платонъ  свои  идеи.

 отличіе  мышленія  отъ  чувственности;  но  онъ  же  первый  ста-  Однакоже  Сократовы  всеобщія  понятія  Аристотель  существенно
 рался  р шить  вопросъ:  чтб  же  есть  объектъ  мышленія?  Объекта  отличаетъ  отъ  ІІлатоновыхъ  идей.
 ѣ
 мышленія  есть,  по  Сократу,  родовое  или  всеообщее  понятіе,  „Сократъ,—говоритъ  Аристотель,—не  дѣлалъ  изъ  всеобщаго
 въ  которомъ  и  содержится  всеобщая  сущность  единичныхъ  и  его  опредѣленія  отдѣлъншо,  а  платоники  и  въ  томъ  числѣ  и

 объектовъ,  какъ  сознанное  мышленіемъ,  умомъ  абсолютно-  самъ  Платонъ  отдѣлили  ихъ  и  назвали  идеями  существъ".  Это
 сущее,  или  какъ  абсолютная  истина,  пе  обусловливаемая  осо-  значитъ:  Платоновы  идеи  суть  не  только  умозрительныя  понятія,
 бенностью  челов ка,  какъ  существа,  одареннаго  такими  же  субъективныя  мысли  ума  человѣ ческаго,  имѣюіція  свое  бытіе
 ѣ
 чувствами,  а  общая  всѣ мъ  разумнымъ  существамъ.  Если  же  только  въ  умѣ;  но  онѣ  имѣютъ  еще  и  отдѣльное  бытіе,  независи-
 челов къ  имѣетъ  всеобщія  поиятія,  содержащія  въ  себѣ  со-  мое  ни  отъ  ума,  ни  отъ  единичныхъ  предметовъ;  онѣ  суть  само-
 ѣ
 знанное  абсолютно-сущее  или  абсолютную  истину,  то  отсюда  сущія  существа,  который  умъ  созерцаетъ  прямо  въ  себ ,  и  кото-
                                                                                  ѣ
 сл дуетъ,  что  онъ  имѣетъ  ихъ  отъ  самой  природы,  т.-е.  по  рымъ  только  болѣе  или  менѣ е  причастны  единичные  предметы.
 ѣ
 своей  нриродѣ,  иатур ,  сущности,  какъ  разумное  существо,  а  Между  т мъ  Сократъ  еще  не  отдѣлялъ  всеобщаго  ни  отъ  ума,
 ѣ
                      ѣ
 пе  но  закону,  т.-е.  не  всл дствіе  вд шняго  общенія  съ  дру-  ни  отъ  единичныхъ  предметовъ,  а  потому  признавалъ  его  только
 ѣ
 ѣ
 гими  людьми  или  соглашенія,  какъ  утверждали  софисты.  Но  сущимъ  въ  самохмъ  умѣ,  въ  сознаніи  субъекта,  какъ  всеобщія
 если  человѣ къ  имѣетъ  всеобщія  понятія  по  самой  своей  сущ-  понятія  ума  челов ка,  въ  смыслѣ  разумнаго  существа  вообще.
                                   ѣ
 ности,  по  самой  природѣ  своей,  то,  значитъ,  они  присущи,  Этимъ  сѵ щественнымъ  отличіемъ  Сократовыхъ  всеобщихъ
 прирождеиы  ему,  какъ  .разумному  существу  вообще.  нонятій  отъ  Платоновыхъ  идей  и  объясняется  Сократовъ  спо-
 Теперь  спрашивается^  въ  какомъ  же  смыслѣ  считалъ  Со-  собъ  образованія  всеобщихъ  понятій  и  опред ленія  ихъ,  или
                                                                        ѣ
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41