Page 36 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 36
родъ единичныхъ объектовъ, или, точн е, есть всеобщее въ крата всеобщія понятія прирожденными челов ку? Въ смыслѣ
ѣ
ѣ
единичныхъ объектахъ, есть понятіе, какъ понятіе всеобщее, ли чисто умозрителышхъ понятій, т.*е. въ томъ ли смысл ,
ѣ
какъ понятіе челов ка вообще,^не какъ единичное вн шнее, въ какомъ по учеыію ГІлатона идеи присущи, прирождеиы уму,
ѣ
ѣ
чувственное воспріятіе или внутреннее ощущеніе, не какъ еди- какъ въ немъ, такъ сказать, лежащія умозрительный понятія,
ничное мн ніе, представленіе челов ка единичнаго, индивида, или же только въ смыслѣ прирожденной челов ку, какъ разум-
ѣ
ѣ
ѣ
какъ чувственнаго существа съ особеннымъ физическимъ орга- ному существу вообще, способности образовывать, вырабаты-
иизмомъ, съ чувственностью. Сократъ призналъ за фактъ, что вать понятія посредствомъ абстракціи, отвлеченія всеобгцато
при мысли о чемъ-либо мы всегда, необходимо мыслимъ о отъ единичныхъ предметовъ, посредствомъ обобщенія или объ-
чемъ-то ббльшемъ, нежели объ этомъ только единичномъ единенія? Прямого отв та на этотъ вопросъ мы не имѣемъ;
ѣ
объект . Одно уже это гіризнаніе такого факта со стороны но косвеннымъ путемъ его выводягъ въ пользу иерваго спо-
ѣ
Сократа весьма важно само по себѣ , независимо отъ того, соба, именно слѣдуюіцимъ образомъ:
р шилъ ли онъ или не рѣшилъ вопроса о тому чтб такое Извѣ стно, что Платоново ученіе объ идеяхъ имѣетъ своею
ѣ
это ббльшее, нежели единичный объекту — ибо этимъ Сократъ отправною точкою Сократово ученіе о всеобщихъ попятіяхъ;
отличилъ мысль отъ чувственнаго воспріятія, мышлепіе отъ а Платонъ подъ идеями разумѣлъ не результаты абстракціп
чувственности, на которой построили все свое философское или обобщенія, объединенія, а чисто умозрительныя сам осущія,
учепіе софисты; слѣ довательно, этимъ Сократъ положилъ основу объективныя существа, въ отличіе отъ субъективныхъ мыслей
своему философскому учеиію, отличному отъ ученія софистовъ, человѣка. Отсюда заключаемъ. что и Сократъ подъ всеобщими
и т мъ ниспровергъ всѣ отрицательные выводы софистовъ и нонятіями не разумѣлъ результатовъ отвлеченія или обобщенія,
ѣ
замѣнилъ ихъ своими положительными выводами. объединенія, а признавалъ свои всеобщія нонятія чисто умо-
Мало того, Сократъ не только призналъ за фактъ такое зрительными, какъ признавалъ таковыми и Платонъ свои идеи.
отличіе мышленія отъ чувственности; но онъ же первый ста- Однакоже Сократовы всеобщія понятія Аристотель существенно
рался р шить вопросъ: чтб же есть объектъ мышленія? Объекта отличаетъ отъ ІІлатоновыхъ идей.
ѣ
мышленія есть, по Сократу, родовое или всеообщее понятіе, „Сократъ,—говоритъ Аристотель,—не дѣлалъ изъ всеобщаго
въ которомъ и содержится всеобщая сущность единичныхъ и его опредѣленія отдѣлъншо, а платоники и въ томъ числѣ и
объектовъ, какъ сознанное мышленіемъ, умомъ абсолютно- самъ Платонъ отдѣлили ихъ и назвали идеями существъ". Это
сущее, или какъ абсолютная истина, пе обусловливаемая осо- значитъ: Платоновы идеи суть не только умозрительныя понятія,
бенностью челов ка, какъ существа, одареннаго такими же субъективныя мысли ума человѣ ческаго, имѣюіція свое бытіе
ѣ
чувствами, а общая всѣ мъ разумнымъ существамъ. Если же только въ умѣ; но онѣ имѣютъ еще и отдѣльное бытіе, независи-
челов къ имѣетъ всеобщія поиятія, содержащія въ себѣ со- мое ни отъ ума, ни отъ единичныхъ предметовъ; онѣ суть само-
ѣ
знанное абсолютно-сущее или абсолютную истину, то отсюда сущія существа, который умъ созерцаетъ прямо въ себ , и кото-
ѣ
сл дуетъ, что онъ имѣетъ ихъ отъ самой природы, т.-е. по рымъ только болѣе или менѣ е причастны единичные предметы.
ѣ
своей нриродѣ, иатур , сущности, какъ разумное существо, а Между т мъ Сократъ еще не отдѣлялъ всеобщаго ни отъ ума,
ѣ
ѣ
пе но закону, т.-е. не всл дствіе вд шняго общенія съ дру- ни отъ единичныхъ предметовъ, а потому признавалъ его только
ѣ
ѣ
гими людьми или соглашенія, какъ утверждали софисты. Но сущимъ въ самохмъ умѣ, въ сознаніи субъекта, какъ всеобщія
если человѣ къ имѣетъ всеобщія понятія по самой своей сущ- понятія ума челов ка, въ смыслѣ разумнаго существа вообще.
ѣ
ности, по самой природѣ своей, то, значитъ, они присущи, Этимъ сѵ щественнымъ отличіемъ Сократовыхъ всеобщихъ
прирождеиы ему, какъ .разумному существу вообще. нонятій отъ Платоновыхъ идей и объясняется Сократовъ спо-
Теперь спрашивается^ въ какомъ же смыслѣ считалъ Со- собъ образованія всеобщихъ понятій и опред ленія ихъ, или
ѣ