Page 29 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 29

соглашающихся         съ  тшмъ     слушателей.     Онъ    говорилъ,     что   и о-
                                                                                                       Г
                      меръ    потому     придалъ      Одиссею     славу     надежная       оратора, что                        вообще     не   изложилъ      того,   чтЬ   называется       теоріею     искусства,
                      тотъ   умѣлъ     вести   рѣчи    путемъ     общепризианпыхъ           истинъ".                           а   все  это   онъ    выражалъ     только    практически,      съ  необычайнымъ
                           Но    всѣми    такими     объяснениями        значеиія     Сократовой     діа-                      умѣньемъ,      личнымъ      тактомъ     и,  можно     сказать,    съ   тою    вирту-
                      лектики     въ   смыслѣ     огіредѣленія     ея  сущности,      попятія,    Ксеио-                       озностью,      какою     всегда    отличается     геніальный       художникъ      въ

                      фонтъ    еще    не   ограничивается,      а   желаетъ    показать     ея   значеніе                      области     изящныхъ      искусствъ    вообще/бирочемъ          изъ  такого   прак-
                                                                                                                                               ѣ
                      еще    и  въ   другомъ    смыслѣ     этого   слова,   а  именно,    ея   важности,                       тическая      р шенія      невыраженных^          Сократомъ       теоретическихъ
                      такъ   сказать,    ц иности      для   всей    философы      вообще     и  въ   осо-                     задачъ     діалектики      можно     вывести,    какъ     и  вывели     въ   самомъ
                                           ѣ
                                                                                                                                ѣ
                     бенности      для   Сократовой      этики.    Съ   такою    ц лыо      Ксенофоптъ                         д лѣ     историки      философы,       употребляемую         Сократомъ       методу
                                                                                   ѣ
                     ириводитъ      въ   коііцѣ    5-й   главы    той   же V      книги,—гдѣ        изла-                      для   восхожденія      къ истинному       знанію,   этому    принципу      всей  его
                                                                             I
                     гается    имъ    бес да   Сократа      съ  тѣмъ    же ученикомъ        его,   Евой-                       философы,      а   также     и  соотвѣ тствующіе        его  методѣ     особенные
                                          ѣ
                     демомъ     —   „О   необходимости        воздержанія,      умѣ ренности,       само-                      пріемы.     Въ    употреблены      этихъ     способовъ     для   добытія     истин-
                     обладанія     (âyxpàTstot)    для   практической       жизни",     —    слѣдующія                         наго   знанія   и  состоитъ     вся   Сократова      діалектика,     какъ    искус-
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                     заключительный         слова    самого    Сократа:                                                        ство   разговаривать      или    бесѣ довать    съ  выше     сказанной      ц лыо.
                           „Человѣ къ      невоздержный          (говоритъ      Сократъ      Ев идему)                              Сократова     діалектика     была   преимущественно        положительною,
                                                                                                ѳ
                     шічѣмъ      не   отличается       отъ   самаго     безразсуднаго        животная.                         но   отчасти    и   отрицательного.
                     Какая      разница      между     безсмысленнымъ          животнымъ         и  т мъ                            Отрицательная         діалектика     Сократа       состояла     существенно
                                                                                                     ѣ
                     человѣ комъ,     который       не  имѣетъ     въ   виду    того,  что   есть  наи-                       въ   томъ    же,    въ   чемъ    состояла      и  діалектика      софистовъ.     Но
                     лучшее     (что   нравственно),     и   всячески    ищетъ    того,  чтЬ   пріятпо?                        Сократова      отрицательная      діалектика     была   направлена       не только
                                                                                                                                                                                      ѣ
                    Только     воздержный        имѣетъ    возможность     узнавать,    что   есть  наи-                      къ   отрицанію       ходяч  ихъ   въ   обществѣ      мн ній,    какъ    діалектика
                    лучшее     (имѣть      въ  виду    нравственный       иоступокъ).       Онъ и па                          софистовъ,       но  и   къ   отрицанію       исключительно-отрицательная
                    дѣ лѣ ,  и  на   словахъ      распред ляетъ        поступки     по   ихъ    родамъ,                       ученія    самихъ     софистовъ.     В ъ  послѣднемъ       отношены       она   была
                                                            ѣ
                    и   за  хорошіе     принимается,       а   отъ  дурныхъ       удаляется".                                 преимущественно          обличительною.       Сократъ      обличалъ     софистовъ
                         Такимъ-то        образомъ,—думалъ           Сократъ,—люди            дѣлаются                        въ   пезнаніи     того,    въ   чемъ   они    воображали        себя   знающими,
                    лучшими,      счастливѣйшими         и сильнѣйшими        въ діалектикѣ        ( o o v a -                показывая       противорѣчіе       ихъ    съ   самими     собою,     а  черезъ    то
                                                                                                                                                           ѣ
                    TcûTàxooç  o t a X é y s a O a i ) .  Онъ  ГОВОрилъ,  ЧТО  И  СЛОВО  ÖtaXeyeaOat  про-                    приводя     ихъ    въ   зам шательство,         въ   смущеніе,      и   затѣмъ    въ
                    исходить     отъ того,     что люди      сходятся     и  сообща     разсуждаютъ,                          бесѣ дѣ   съ   нимъ    заставляя      ихъ   или    замолчать,       или   уступить
                                                                                                                                                                               ѣ
                    разоирая,     распред ляя       предметы      по ихъ родамъ         ( S t a X s y o v x a ;  т а          ему,    или   сознаться      въ   своемъ     нев жествѣ       открыто,      передъ
                                            ѣ
                    ^ о а у . х а т а  х а т а  yevyj).  ІІОТОМу  -ГОВОрилъ  ОНЪ—ЧвЛОвѢкъ     ДОЛЖСИЪ                         всѣми.     Но   даже     и  при    отрицательной        діалектикѣ      своей   Со-
                                                                                                                                                                                                      ѣ
                    приготовить      себя   къ   этой   добродѣтели       (къ   воздержанію)       какъ                       кратъ    имѣлъ    обыкновенно       въ   виду    положительную        ц ль,    такъ
                   можно     лучше      и  больше     всего     о  ней    заботиться,      такъ    какъ                       что   его  діалектика      была    по  преимуществу         положительною.
                   отсюда     выходятъ      люди   лучшіе,    превосходнѣйшіе         и  весьма    спо-                            Положительная        Сократова      діалектика      состояла     въ   образо-
                   собные      правители      и  искуснѣйнгіе      діалектики      (вюХехтіхштатоік).                         ваны     вееобщихъ      понятій     и  въ   опредѣленіи      ихъ    посредством!,

                         Кромѣ     приводениыхъ         нами    словъ    Ксенофонта       мы   не  па-                       особая      способа    или методы,        обыкновенно       называемой       индук-
                   X од имъ   въ   источникахъ       ничего    такого,   въ   чемъ    выразилось     бы                      ціею     (наведеніемъ),      и   съ    помощью       разныхъ       своеобразныхъ

                   значеніе    діалектики      въ   смыслѣ     Сократовомъ.        Сократъ     и  самъ                       пріемовъ.      Итакъ,      при    разсматриваніи        сущпости       Сократовой
                   не   опредѣлилъ       съ   точностью,     ясностью       и  полнотою      ты   того                       діалектики      необходимо      сказать:    а)  чтЪ   разумѣлъ    Сократъ      ііодъ
                                                                                                  е
                   въ  чемъ    состоитъ      это   искусство,      пи   правилъ,      ни   цѣли го'                          всеобщими       понятіями     и  опредѣленіями       ихъ?    б)  какъ    онъ  обра-
                                                                                                                             зовывалъ     всеобщія     понятія     посредствомъ       своей    методы,     назы-
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34