Page 27 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 27

кому   хочется?—Н тъ,           есть   уставы,     по   которымъ       это   нужно                     лимъ,    что   праведны      и   справедливы      тѣ   люди,    которые      знаютъ
                                               ѣ
                       исполнять.—Значить,            тотъ,    кто    знаетъ     эти   уставы,     знаетъ,                    законы,     касающіеся       людей.—Да,        я  такъ    думаю".
                                                                                                     з
                       какъ   сл дуетъ     почитать    боговъ?—Я        думаю.—И,         значите, на-                             ( ^ -   Что мы      скажемъ      о  мудрости?     Отв ть     мн ,    считаешь
                                 ѣ
                                                                                                                                      2
                                                                                                                                                                                          ѣ
                                                                                                                                                                                                    ѣ
                       ющій,   какъ   почитать     боговъ,    уб жденъ,      что   это   нужно      д лать                    ЛИ  ТЫ   мудрыми      (оосроі)  мудрыхъ     въ   томъ,    что   они   знаютъ,    или
                                                                                                     ѣ
                                                                 ѣ
                       не  иначе,    а   такъ,   какъ   онъ    знаетъ.—Конечно,          не   иначе.—А                        же   есть   мудрые     въ   томъ,   чего   они    не   знаютъ?—Конечно,           въ
                       почитаете     ли   кто    боговъ     иначе,     чѣмъ    какъ     онъ   самъ при-                       томъ,    что   знаютъ.      Какимъ      образомъ      челов къ     будетъ     мудръ
                                                                                                                                                                                           ѣ
                      знаете     нужнымъ?—Я          думаю,    что  н тъ.—Сл довательно,             знаю-                    въ   томъ,   чего   онъ    не  знаетъ?—Сл довательно,             мудрые     мудры
                                                                      ѣ
                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                                             ѣ
                      щій     божественные        уставы      почитаете      боговъ     согласно     уста-                    знаніемъ,    т.-е.  въ  силу,   всл дствіе,     посредствомъ       знанія,    науки
                                                                                                                                                                  ѣ
                      вамъ?—Непремѣ нно.          —Итакъ,        почитающій       согласно      уставамъ                      (ао'{>оі  зттют^о)?—Развѣ         можете     челов къ     быть   мудрымъ      ч мъ-
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                                                                  ѣ
                      почитаете      какъ    слѣ дуетъ?—Не          иначе.—A        почитающій        какъ                    либо   другимъ,     кромѣ     знанія?—Считаешь          ли   ты мудрость      ч мъ-
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                      сл дуетъ      благочестивъ?      —   Безъ    всякаго      сомн нія.—Сл дова-                            либо    противоположнымъ            тому,    чѣмъ    мудры      мудрые?—Н тъ,
                                                                                       ѣ
                                                                                                   ѣ
                         ѣ
                                                                                                                                                                                                              ѣ
                      тельно,     челов ка,      знающаго        божественные       уставы,     по    всей                    не   считаю.    —    Сл довательно,        знаніе    есть    Амудрость?—Я       ду-
                                         ѣ
                                                                                                                                                      ѣ
                      справедливости        можно     назвать   благочестивымъ?—Да,             я  думаю.                     маю.—Но        думаешь      ли   ты,  что   челов къ     въ   силахъ    знать   все
                                                                                                                                                                                 ѣ
                      — А     можно     ли   относиться     къ   человѣку     такъ,     какъ   кому    хо-                    существующее        (тгаѵ -а  т а  бѵ та)?—Нѣ тъ,    онъ  не   въ   силахъ     знать
                      чется?—Н тъ,         и  въ   этомъ    отношеніи       знающій       существующее                        и  малѣйшей       его  части.—Слѣ довательно,            челов ку     невозможно
                                    ѣ
                                                                                                                                                                                              ѣ
                      законы,     на   которыхъ      основываются         взаимная      отношенія,     бу-                    быть    мудрымъ       во    всемъ?    —   Разум ется,       нѣ тъ.   —    Сл дова-
                                                                                                                                                                                                           ѣ
                                                                                                                                                                                ѣ
                      дете    челов къ     законный.    —   Значите,      кто    относится     сообразно                      телъно,    чтЬ  челов къ       знаетъ,    въ   томъ    онъ   и   мудръ?—Я       ду-
                                     ѣ
                                                                                                                                                     ѣ
                      съ   этимъ,    относится     какъ   сл дуетъ?—Не         иначе.   Значите,     тотъ,                    маю,    что акъ".
                                                                                                                                            т
                                                             ѣ
                      кто   относится     какъ    сл дуетъ,     относится       хорошо?—Безъ         вся-                          „ —    Евоидемъ,      не   сл дуетъ     ли    такимъ     образомъ      разсмо-
                                                     ѣ
                      каго   сомн нія.—Значите,            тотъ,   кто   относится     къ   людямъ    хо-                                                        ѣ
                                    ѣ
                                                                                                                                          благо
                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                  (то
                      рошо,    хорошо     исполняете      и  обязанности,     касающіяся       людей?—                        тр ть   и  ('шсреХі^оѵ)  о ф х й б ѵ ) ?  Думаешь  ли  ты,   что одно     и  то  же
                                                                                                                              полезно
                                                                                                                                                                                        нѣ тъ.—Стало
                                                                                                                                                              вс хъ?—Конечно,
                                                                                                                                                                                                            быть,
                                                                                                                                                        для
                      Я   думаю.—Сл довательно,             тотъ,    кто  сл дуетъ     законамъ,    д й-                      не  находишь       ли  ты,    что  ѣ  полезное    для    одного—для        другого
                                                                                                      ѣ
                                         ѣ
                                                                             ѣ
                      ствуетъ    праведно    и  справедливо       (ouata)?—Безъ        всякаго     сомиѣ-                     можете     быть   вредно     фХайерб )?—Даже          очень    часто.—Но      ска-
                      нія.—А      ты   знаешь,     что   называется      праведнымъ       и   справедли-                      жешь    ли   ты.   что   благо   есть  ѵ  иное,  чѣмъ     полезное?—Нѣ тъ.—
                      вым:ъ?—Это         то,  чего   требуютъ      законы.—Итакъ,           исполняющее
                                                                                                                                              »
                                                                                                                                                                            /
                      требованія     закона     поступаютъ      праведно     и  справедливо       и  какъ                     Сл довательво,        полезное      есть   благо    для   того,    для   кого  оно
                                                                                                                                 ѣ
                      слѣ дуетъ?—Не        иначе.—Значите,         поступающіе       праведно    и  спра-                    полезно?—Кажется,            такъ",
                      ведливо    праведны      и   справедливы       (Stxatoi)?—Я       полагаю.—Ду-                               Такими      и  еще    нѣкоторыми        другими       наглядными       примѣ-
                      маешь     ли  ты,    что    кто-либо      повинуется       законамъ,      не    зная                    рами,   приводить       которые      зд сь    н тъ    надобности      для    нашей
                                                                                                                                                                             ѣ
                      требованій     закона?—Нѣ тъ.—Думаешь                ли   ты,    что   н которые,                      цѣли,     старался      Ксенофонтъ       ѣ  пояснить    значеніе     своеобразной
                                                                                              ѣ
                      зная   то,   что  должно     дѣ лать,   иолагаютъ,      что    этого   должно     не                    Сократовой      діалектики,      т.-е.  показать,      въ   чемъ     существенно
                      д лать?—Н тъ,         не   думаю.—Но         ты   знаешь      такихъ,      которые                     состоите     она,   и   тѣмъ   косвенно       опредѣлить      ея   сущность,    по-
                                     ѣ
                       ѣ
                      д лаютъ     иначе,     чѣмъ     какъ     признаютъ       должнымъ       д лать?—                       иягіе.   В ъ   такомъ                Ксенофонтъ       заканчиваете       эту   (6-ю)
                       ѣ
                                                                                                ѣ
                                                                                                                                                       смыслѣ
                      Н тъ.    -  Сл довательно,       знающіе       законы,      касаюіціеся     людей,                     главу    отъ   своего    лица    слѣдующими        словами:
                                     ѣ
                        ѣ
                      иостугіаютъ      праведно     и  справедливо?—Безъ           всякаго     сомн иія.                           „При    такомъ    веденіи    рѣчи    истина    открывалась      сама    собою
                                                                                                     ѣ
                      —Сл довательно,           поступающіе        праведно     и   справедливо     пра-
                            ѣ
                                                                                                                                                                      онъ
                                                                                                                                                                                                      разбиралъ
                                                                                                                                                            Когда
                      ведны     и   справедливы?      —   Именно.     —    Итакъ,    мы     опредѣлимъ                       и   для   возражателей.      то приступалъ       (Сократъ)      самъ  общепринят
                                                                                                                             какой-либо
                                                                                                                                             вопросъ,
                                                                                                                                                                                         путемъ
                                                                                                                                                                              къ нему
                      в рио    праведныхъ       и  справедливыхъ        людей,      если   мы    опредѣ -
                       ѣ
                                                                                                                             тыхъ    истинъ,   считая    это  основаніемъ      р чи.   Оттого-то,    когда    онъ
                                                                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                             говорилъ,     у  него    бол е    всѣ хъ,   насколько     я   знаю,   оказывалось
                                                                                                                                                          ѣ
   22   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32