Page 22 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 22

значило  только,  что  челов къ  ничего  не  знаетъ,  пока  онъ  не  можности  познаванія,  знанія  сущая.  Напротивъ,  софисты,  от-
 ѣ
 изсл дуетъ,—ясно  ли  мыслится  ему  и  правильно  ли  образо-  пертая  такое  истинное  сущее,  вместе  съ  тЬмъ  отвергали  и
 ѣ
 вались  въ  немъ  тѣ  ионятія,  которыми  выражается  истинное  позиаваніе  такого  сущая;  такъ  что  ихъ  философія  и  въ  этомъ
 иозпаніе.  Такимъ  образойъ  существовало  и необходимость  все-  отношены  была  отрицательною,  а  Сократова  напротивъ,  поло-
 общая,  т. -е.  вееобщихъ  понятій,  было  для  Сократа  пепосред-  жительною.  Но  между  положительностью  Сократа  и  положи-
 ственно-извѣ стнымъ,  несомы ннымъ,  иеоспоримымъ  фактомъ  тельностью  натурфилософовъ  и  въ этомъ  отионтеніи  была  огром-
 ѣ
 общечелов ческаго  сознанія  и  вмѣстѣ  съ  тѣмъ  отправной  точ-  ная  разница.  Натурфилософы  обращались  своимъ  мышленіемъ
 ѣ
 кой  истиннаго  философскаго  знанія,  какъ  знанія  положитель-  прямо,  непосредственно  къ  объектамъ,  предмешіъ,  къ  міру
 н а я ,  т.-е.  знанія  сущая.  вещей  и  явленій,  а  Сократъ  обращается  своимъ  мышленіемъ

 с
 Сократъ  искалъ ущая,  объективной  истины;  этого  же  иска-  къ  объектамъ,  предметамъ  не  прежде,  какъ  образовавъ,  выра-
 ли  и  натурфилософы;  следовательно  въ  этомъ  отношеніи  Сокра-  ботавъ  напередъ  понятіе,  верное  пониманіе  сущая,  сущности
 това  философія  имѣетъ  направленіе  одинаковое  съ  направле-  вещи,  объекта,  следовательно—уже  чрезъ  посредство  этого
 ніемъ  натурфилософовъ,  именно  наиравленіе  положительное.  ноииманія,  чрезъ  посредство  понятій.  Поэтому  справедливо
 Напротивъ,  направленіе  философіи  софистовъ  въ  этомъ  отно-  замѣчаетъ  о Сократе  Гильденбрандъ,  что  вся  его  философская
 шены  отрицательное:  они  не  искали  сущая,  объективная,  деятельность  была  устремлена  главиымъ  образомъ  на  понима-

 ибо  отвергали  всякую  объективность.  Однакоже  между  поло-  ние  сущности  (всеобщаго,  объективная)  мірового  порядка,
 жительностью  Сократовой  философіи  и  положительностью  натур  •  какъ  верховной  основы  для  всехъ  человеческихъ  порядковъ
 философіи—огромная  разница.  Натурфилософы  находили  сущее  (людского  обіцежитія  вообще)  и  для  всей  человеческой  дея-
 въ  природѣ;  потому-то  ихъ  философія  и была  натурфилософіею.  тельности  и  жизни,  и  что  первымъ  шагомъ  къ  такому
 Напротивъ,  Сократъ  находилъ  сущее  въ  понятіяхъ  человѣка  попиманію  призналъ  Сократъ  познаніе  человекомъ  вообще

 вообще,  въ  вѣрномъ  пониманіи  умомъ  человѣческимъ  сущно-  своего  собственная  созиапія  или—какъ  онъ  выразился  —
 сти  вещей;  его  философія  была  въ  этомъ  смысіѣ  философіею  „иознаніе  самого  себя".  Первейшая  цель  этого  познанія
 ионятія;  самымъ  высшимъ  изъ  всѣ хъ  понятій  было  у  пего  человекомъ  самого  себя  состояла  въ  томъ,  чтобы  среди
 понятіе  добра,  блага;  слѣдовательно  сущее  было  для  него  пестрая  разнообразія  явленій  міра  человЬкъ  иашелъ  въ  своемъ
 нѣ что  субъективное,  а  не  объективное.  Въ  этомъ  отношеніи  сознаніи  такое  орудіе,  которымъ  онъ могъ  бы различать  бытіе
 Сократъ  сходился  съ  софистами;  по  огромная  между  ними  и  призракъ,  необходимое  и  случайное,  пребывающее  и  прехо-

 разница  въ  томъ,  что это  субъективное  было  у  софистовъ ин-  дящее.  Это  орудіе  и  есть  умъ  человеческій  вообще  съ его
 дивидуальнымъ  мн ніемъ,  представлепіемъ  каждая  эмпириче-  всеобщими  понятіями,  а  не  умъ  единичная  эмпирическая
 ѣ
 с к а я  человека,  какъ  индивида,  въ  каждый  моментъ  его  суще-  человека  съ  его  мненіями,  представлениями.
 ствовали;  слѣдовательно  оно  безпрестанно  изменялось  и  потому  Основанное  на  самопознаніи,  познаніе  вееобщихъ  понятій,
 не  было  абсолютнымъ,  безотносителыіымъ,  истиниымъ  суіцимъ,  какъ  сущности  всехъ  вещей,  предметовъ,  призналъ  и  назвалъ

 а  было  собственно  несуіцимъ.  Напротивъ,  понятіе  у  Сократа  Сократъ  знаніемъ  человеческаго  ума  вообще  или  наукою,  въ
 было  субъективным^  обіцечеловѣческимъ  понятіемъ  и  въ  этомъ  смысле  истиннаго  философская  зпанія,  философіи,  отличивъ
 смыслѣ  абсолютнымъ,  безотносительным^  истиннымъ  сущимъ.  его  отъ  эмпирических'!»  мн Ьній,  представлены  объ  сдишічиыхъ

 Ища  абсолютная,  безотносительная,  истиннаго  сущая,  и  эмиирически-данныхъ  вещахъ,  предметахъ  эмпирически  данная,
 Сократъ,  и  натурфилософы  тѣмъ  самымъ  признавали  для  чело-  едиіщдная  человека,  индивида.
 века  возможнымъ  найти,  познать  это  сущее,  следовательно  Фійрческій  верховный  божественный  умъ,  разумное  въ  мірѣ,

 они  отправлялись  въ  своемъ  ученіи  отъ  предположенія  воз-  мысль,  присущую  міру,  міровому  порядку,  познаваемую  умомъ
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27