Page 25 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 25

питаиія      онъ    поставилъ       иныя,     высшія      ц ли,    нежели      какія
                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                                                 х
                       ставили     софисты,     ц ли    положительный,        созидающія      новое   міро-                    въ  ряду     всѣ хъ    иоиятій,     до    к о торы ъ     восходила      Сократова
                                                  ѣ
                       воззр ніе,     новую     жизнь,    а   не  отрицательный        ц ли    софистовъ                       діалектика,     то  оиѣ    находились      во  внутренней       связи    и  съ  Со-
                              ѣ
                                                                                         ѣ
                       только     разрушавшія       прежнее      міровоззрѣ ніе     и  прежнюю       жизнь                     кратовой     діалектикой.     Съ  другой     стороны,     оне   состояли     между
                       и   ничего    новаго    не   созидавшія.      ІТеревоспитаніе       народа,    соот-                   собою     во  внутренней       связи    и  въ   томъ   отношеніи,        что   общій
                       ветствующее        новымъ       потребностямъ       и   стремлеяіямъ,        должно                    имъ    ближайшій      принципъ,       верховное     понятіе    всеобщаго      блага,
                       не   вырывать      съ   корнемъ     уб жденій       въ   возможности       познанія                    добра    исход ил ъ     изъ    одного    и  того   же     общаго     имъ    верхов-
                                                              ѣ
                       истины,     истиннаго     знанія-думалъ           С о к р а т ъ , - а  должно  пока-                   наго    принципа      всей   Сократовой       философіи,     т.-е.   изъ ума     че-
                                                                                                                                  ѣ
                       зать   новый     путь   къ   такому    знанію.    Перевоспитаніе        народа    не                   лов ческаго      съ   его   мышленіемъ,        именно     съ  знаніемъ      истины,
                       должно     служить,     потворствовать        быстро     развивавшемуся ру-                            выражаемой        во  всеобщихъ       понятіяхъ.
                                                                                                      г
                       бому    своекорыстному,       безнравственному        эгоизму,     а  должно   воз-                          Поэтому     все    части   Сократовой        философіи,      состоя     между

                       высить    народъ     надъ    этимъ     эгоизмомъ       посредствомъ       познанія                     собою    во   внутренней      связи,    представляли       собою    одно   и  то  же
                                                                                                                                                   с
                       истинно-иолезнаго,        прекраснаго,        добраго,    нраведнаго       и  спра-                    всецѣ лое,    или истему/
                      ведлива™;       неревоспитаніе         народа     не    должно      подрывать     ни
                      олагочестія,      набожности,      ни   безпрекословнаго         повиновенія     сѵ -                                                  1.  Діалектшса.
                      ществующимъ         законамъ      въ   смыслѣ      греческомъ      (т.-е.  нравамъ
                      и   обычаямъ,      законамъ     и   учрежденіямъ),        а   должно      дать имъ                           Оь   вы  раженнымъ       мною     определеніемъ       Сократовой       діалек-

                      непоколеоимое        основаніе      въ  знаніи,    въ   науке.     В ъ   этомъ   со-                    тики   существенно       согласуются      тѣ   нояспепія      ея   своеобразиаго
                      стоите    вся   суть   Сократовой       философіи      вообще                                          значенія,      которыя      излагаете      Ксенофонтъ,       какъ     своими   соб-

                           Послѣ     оконченнаго       мною    введенія    въ  Сократову      философію                      ственными       словами,    такъ    и  словами    самого    Сократа/въ       своихъ
                      воооще,     следуете     теперь    въ   особенности:                                                    „Восиоминаніяхъ         о   Сократе".
                                                                                                                                                     I
                           1.   Изложить      то,   чт0    можетъ      быть    названо      Сократовою                            (Такъ)   въ  кн. V ,     гл.  6-й    Ксенофонтъ        поясняете      следую-
                      дгалекштою        ( в и Х в * ™ * ,  что  значите  дгалектическая,        подразу-                     щими     словами     своеобразное       значеніе     Сократовой        діалектики:
                                                                                                                                                                                                            у
                      мевая     при    этомъ     прилагательномъ         существительное          т г х ѵ * -                 „Я   постараюсь      изложить     то,  какъ   Сократъ     дѣ лалъ   своихъ че-
                      паука    или    собственно      искусство),      въ    смысле      методическаго                       никовъ     искуснейшими        діалектиками       (оіалгхтіхш-ероос).     Онъ     го-
                     искусства      беседовать      съ  целью     познать     или    добыть     истинное                     ворилъ,     что  люди,    понимающіе,       въ  чемъ   состоитъ    данный     пред-
                                                                                                                             мете,    могутъ     и  другимъ      объяснить,     и   что   нетъ    ничего   уди-
                     ч а п Г г п 1 Щ И 0 С Т И "  философіи,  и         б е с ѣ  д ы '     Формальная                        вительна   го,  если   люди    непонимающіе        и сами    сбиваются,     и  дру-
                                                          П р е Д М е Т а
                     часть
                              Сократовой
                                                                                                                                                                                                            с
                           2.  Обозреть       самое     содержаніе       Сократова       философскаго                        гихъ   сбиваютъ.      Поэтому      онъ   безпресташю       разбиралъ      съ во-
                                                                                                                                                               чемъ
                                                                                                                                                                              даниаго
                                                                                                                                                          въ
                                                                                                                                                                       суть
                     учешя,     распредели     въ   его    по   тѣ мъ   частямъ,      которыя     можно                      ими   собеседниками,       всѣ  его   опред ленія,       но   вопроса.      Трудно
                                                                                                                             было
                                                                                                                                          привести
                                                                                                                                     бы
                                                                                                                                                                                                          только
                                                                                                                                                                                              сообщу
                                                                                                                                                                                           я
                                                                                                                                                                           ѣ
                      ™   ъ  :   ф и З Ш 0 и            т і х ѵ  ^ -" -  У  Ч е н І е м ъ  -  природе  или                   то,  чЬмъ,   надеюсь,      выясню    образъ,    способъ,    методу     его   изсл -
                                                                 т
                                                                    е
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                              и   д  ™  ш о й  ( ч » « ч  TsxvYj),  Т.-е.  ученіемъ     о   нравствен-                       ДОВаііІЙ   (трбттоѵ )".
                     ности,    съ   дикеолоііей,      или    ученіемъ     о   правде     и  справедли-
                    вости,    съ  экономикой, или        ученіемъ     о  домоводстве,      и  съ   поли-                          „Прежде      всего     вопросъ    о   блаючестіи      онъ    разематривадъ
                    тикеш,      или   ученіемъ     о   государстве.                                                          такимъ    образомъ.      Однажды      оиъ   спросилъ:     Евоидемъ      (его    уче-
                                                                                                                             пикъ     молодой     а инянинъ),       какъ   ты  думаешь     о  благочестіи?—
                                                                                                                                                    ѳ
                          С
                        „ ° и  К р а т о в а  Ф  и з и к а  и  Сократова  этика,  имѣя     общій бли-                       Я   думаю,     что это     высокая     добродѣтель,      отвечалъ     тотъ.—Мо-
                    жашши       имъ   нринципъ,       находились      между     собою     во   внутрен-                     жешь     ли   ты   сказать,    кто   благочестивъ?—Я         полагаю,    тотъ,  кто
                    ней   связи;    а  такъ   какъ   этотъ   нринципъ      былъ    самымъ     высшимъ
                                                                                                                            почитаете      боговъ.—Но        можно     ли   почитать    боговъ    такъ,    какъ
   20   21   22   23   24   25   26   27   28   29   30