Page 25 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 25
питаиія онъ поставилъ иныя, высшія ц ли, нежели какія
ѣ
х
ставили софисты, ц ли положительный, созидающія новое міро- въ ряду всѣ хъ иоиятій, до к о торы ъ восходила Сократова
ѣ
воззр ніе, новую жизнь, а не отрицательный ц ли софистовъ діалектика, то оиѣ находились во внутренней связи и съ Со-
ѣ
ѣ
только разрушавшія прежнее міровоззрѣ ніе и прежнюю жизнь кратовой діалектикой. Съ другой стороны, оне состояли между
и ничего новаго не созидавшія. ІТеревоспитаніе народа, соот- собою во внутренней связи и въ томъ отношеніи, что общій
ветствующее новымъ потребностямъ и стремлеяіямъ, должно имъ ближайшій принципъ, верховное понятіе всеобщаго блага,
не вырывать съ корнемъ уб жденій въ возможности познанія добра исход ил ъ изъ одного и того же общаго имъ верхов-
ѣ
истины, истиннаго знанія-думалъ С о к р а т ъ , - а должно пока- наго принципа всей Сократовой философіи, т.-е. изъ ума че-
ѣ
зать новый путь къ такому знанію. Перевоспитаніе народа не лов ческаго съ его мышленіемъ, именно съ знаніемъ истины,
должно служить, потворствовать быстро развивавшемуся ру- выражаемой во всеобщихъ понятіяхъ.
г
бому своекорыстному, безнравственному эгоизму, а должно воз- Поэтому все части Сократовой философіи, состоя между
высить народъ надъ этимъ эгоизмомъ посредствомъ познанія собою во внутренней связи, представляли собою одно и то же
с
истинно-иолезнаго, прекраснаго, добраго, нраведнаго и спра- всецѣ лое, или истему/
ведлива™; неревоспитаніе народа не должно подрывать ни
олагочестія, набожности, ни безпрекословнаго повиновенія сѵ - 1. Діалектшса.
ществующимъ законамъ въ смыслѣ греческомъ (т.-е. нравамъ
и обычаямъ, законамъ и учрежденіямъ), а должно дать имъ Оь вы раженнымъ мною определеніемъ Сократовой діалек-
непоколеоимое основаніе въ знаніи, въ науке. В ъ этомъ со- тики существенно согласуются тѣ нояспепія ея своеобразиаго
стоите вся суть Сократовой философіи вообще значенія, которыя излагаете Ксенофонтъ, какъ своими соб-
Послѣ оконченнаго мною введенія въ Сократову философію ственными словами, такъ и словами самого Сократа/въ своихъ
воооще, следуете теперь въ особенности: „Восиоминаніяхъ о Сократе".
I
1. Изложить то, чт0 можетъ быть названо Сократовою (Такъ) въ кн. V , гл. 6-й Ксенофонтъ поясняете следую-
дгалекштою ( в и Х в * ™ * , что значите дгалектическая, подразу- щими словами своеобразное значеніе Сократовой діалектики:
у
мевая при этомъ прилагательномъ существительное т г х ѵ * - „Я постараюсь изложить то, какъ Сократъ дѣ лалъ своихъ че-
паука или собственно искусство), въ смысле методическаго никовъ искуснейшими діалектиками (оіалгхтіхш-ероос). Онъ го-
искусства беседовать съ целью познать или добыть истинное ворилъ, что люди, понимающіе, въ чемъ состоитъ данный пред-
мете, могутъ и другимъ объяснить, и что нетъ ничего уди-
ч а п Г г п 1 Щ И 0 С Т И " философіи, и б е с ѣ д ы ' Формальная вительна го, если люди непонимающіе и сами сбиваются, и дру-
П р е Д М е Т а
часть
Сократовой
с
2. Обозреть самое содержаніе Сократова философскаго гихъ сбиваютъ. Поэтому онъ безпресташю разбиралъ съ во-
чемъ
даниаго
въ
суть
учешя, распредели въ его по тѣ мъ частямъ, которыя можно ими собеседниками, всѣ его опред ленія, но вопроса. Трудно
было
привести
бы
только
сообщу
я
ѣ
™ ъ : ф и З Ш 0 и т і х ѵ ^ -" - У Ч е н І е м ъ - природе или то, чЬмъ, надеюсь, выясню образъ, способъ, методу его изсл -
т
е
ѣ
и д ™ ш о й ( ч » « ч TsxvYj), Т.-е. ученіемъ о нравствен- ДОВаііІЙ (трбттоѵ )".
ности, съ дикеолоііей, или ученіемъ о правде и справедли-
вости, съ экономикой, или ученіемъ о домоводстве, и съ поли- „Прежде всего вопросъ о блаючестіи онъ разематривадъ
тикеш, или ученіемъ о государстве. такимъ образомъ. Однажды оиъ спросилъ: Евоидемъ (его уче-
пикъ молодой а инянинъ), какъ ты думаешь о благочестіи?—
ѳ
С
„ ° и К р а т о в а Ф и з и к а и Сократова этика, имѣя общій бли- Я думаю, что это высокая добродѣтель, отвечалъ тотъ.—Мо-
жашши имъ нринципъ, находились между собою во внутрен- жешь ли ты сказать, кто благочестивъ?—Я полагаю, тотъ, кто
ней связи; а такъ какъ этотъ нринципъ былъ самымъ высшимъ
почитаете боговъ.—Но можно ли почитать боговъ такъ, какъ