Page 21 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 21

значило     только,    что   челов къ     ничего    не   знаетъ,    пока    онъ    не                     можности      познаванія,     знанія    сущая.     Напротивъ,       софисты,    от-
                                                            ѣ
                        изслѣ дуетъ,—ясно         ли    мыслится     ему    и  правильно      ли    образо-                       пертая    такое     истинное      сущее,      вместе    съ   тЬмъ    отвергали     и
                        вались    въ    немъ     тѣ   ионятія,     которыми      выражается       истинное                        позиаваніе     такого    сущая;      такъ   что   ихъ   философія     и  въ  этомъ
                        иозпаніе.     Такимъ     образойъ     существовало        и необходимость       все-                      отношены       была   отрицательною,        а  Сократова      напротивъ,      поло-
                        общая,      т. -е.  вееобщихъ      понятій,   было    для   Сократа     пепосред-                         жительною.      Но    между    положительностью           Сократа      и  положи-
                        ственно-извѣ стнымъ,          несомы ннымъ,          иеоспоримымъ         фактомъ                         тельностью      натурфилософовъ        и  въ этомъ    отионтеніи     была   огром-
                                                               ѣ
                        общечелов ческаго          сознанія    и  вмѣстѣ    съ   тѣмъ    отправной    точ-                        ная  разница.     Натурфилософы         обращались       своимъ      мышленіемъ
                                      ѣ
                        кой   истиннаго      философскаго        знанія,   какъ    знанія    положитель-                          прямо,    непосредственно         къ   объектамъ,      предмешіъ,        къ    міру
                        н а я ,  т.-е.  знанія    сущая.                                                                          вещей    и  явленій,    а   Сократъ     обращается        своимъ     мышленіемъ

                             Сократъ      искалъ ущая,        объективной      истины;    этого  же   иска-                       къ  объектамъ,      предметамъ      не   прежде,     какъ   образовавъ,      выра-
                                                    с
                        ли   и  натурфилософы;        следовательно      въ  этомъ   отношеніи      Сокра-                        ботавъ   напередъ     понятіе,    верное    пониманіе       сущая,       сущности
                        това   философія      имѣетъ     направленіе       одинаковое      съ   направле-                         вещи,    объекта,     следовательно—уже             чрезъ    посредство       этого
                        ніемъ    натурфилософовъ,         именно      наиравленіе       положительное.                            ноииманія,      чрезъ    посредство       понятій.      Поэтому      справедливо
                        Напротивъ,       направленіе      философіи      софистовъ     въ    этомъ    отно-                       замѣчаетъ     о Сократе      Гильденбрандъ,        что  вся   его   философская
                        шены      отрицательное:        они   не    искали     сущая,      объективная,                           деятельность      была    устремлена      главиымъ      образомъ     на   понима-

                        ибо   отвергали     всякую     объективность.       Однакоже        между     поло-                       ние   сущности       (всеобщаго,       объективная)        мірового      порядка,
                        жительностью       Сократовой     философіи      и  положительностью        натур   •                     какъ    верховной       основы     для    всехъ    человеческихъ        порядковъ
                        философіи—огромная           разница.     Натурфилософы         находили     сущее                        (людского      обіцежитія      вообще)     и   для   всей   человеческой      дея-
                        въ  природѣ;      потому-то     ихъ   философія     и была    натурфилософіею.                           тельности       и    жизни,      и   что    первымъ       шагомъ       къ    такому
                        Напротивъ,      Сократъ       находилъ      сущее     въ  понятіяхъ      человѣка                        попиманію        призналъ       Сократъ      познаніе      человекомъ       вообще

                        вообще,     въ  вѣрномъ      пониманіи       умомъ    человѣческимъ        сущно-                        своего     собственная        созиапія      или—какъ        онъ     выразился      —
                       сти   вещей;     его   философія      была   въ   этомъ     смысіѣ     философіею                          „иознаніе      самого     себя".     Первейшая         цель     этого     познанія
                        ионятія;     самымъ      высшимъ       изъ    всѣ хъ    понятій     было   у   пего                       человекомъ       самого      себя     состояла     въ    томъ,     чтобы     среди
                        понятіе     добра,     блага;    слѣдовательно        сущее     было     для   него                       пестрая     разнообразія      явленій    міра   человЬкъ     иашелъ     въ  своемъ
                        н что    субъективное,       а    не  объективное.       Въ   этомъ    отношеніи                          сознаніи    такое    орудіе,   которымъ      онъ могъ      бы различать       бытіе
                         ѣ
                        Сократъ      сходился      съ   софистами;       по    огромная     между     ними                        и  призракъ,     необходимое       и  случайное,      пребывающее        и  прехо-

                       разница      въ  томъ,    что это    субъективное       было    у  софистовъ    ин-                       дящее.      Это    орудіе     и   есть   умъ    человеческій      вообще     съ его
                       дивидуальнымъ         мн ніемъ,      представлепіемъ       каждая       эмпириче-                          всеобщими       понятіями,       а   не   умъ    единичная        эмпирическая
                                                ѣ
                       с к а я  человека,     какъ    индивида,     въ   каждый     моментъ    его   суще-                        человека     съ  его   мненіями,      представлениями.
                       ствовали;      слѣдовательно      оно   безпрестанно      изменялось      и  потому                             Основанное       на   самопознаніи,      познаніе     вееобщихъ      понятій,
                       не   было    абсолютнымъ,       безотносителыіымъ,         истиниымъ       суіцимъ,                        какъ   сущности      всехъ    вещей,     предметовъ,      призналъ      и  назвалъ

                       а   было   собственно      несуіцимъ.       Напротивъ,      понятіе    у   Сократа                        Сократъ      знаніемъ     человеческаго       ума    вообще     или   наукою,     въ
                       было    субъективным^         обіцечеловѣческимъ         понятіемъ      и  въ  этомъ                       смысле     истиннаго       философская        зпанія,    философіи,      отличивъ
                       смыслѣ     абсолютнымъ,         безотносительным^          истиннымъ       сущимъ.                        его   отъ   эмпирических'!»      мн Ьній,    представлены        объ  сдишічиыхъ

                             Ища    абсолютная,        безотносительная,         истиннаго      сущая,    и                      эмиирически-данныхъ           вещахъ,    предметахъ      эмпирически       данная,
                       Сократъ,      и  натурфилософы        тѣмъ     самымъ     признавали     для  чело-                       едиіщдная        человека,     индивида.
                       века    возможнымъ         найти,     познать     это   сущее,     следовательно                               Фійрческій       верховный     божественный       умъ,   разумное     въ  мірѣ,

                       они    отправлялись      въ   своемъ    ученіи     отъ    предположенія        воз-                        мысль,    присущую       міру,   міровому     порядку,    познаваемую       умомъ
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26