Page 16 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 16

этимъ  основоположеніемъ,  какъ  пи  кажется  оно  простымъ, по-  „Требуя  знанія,  основаинаго  на  понятіяхъ,  Сократъ  тѣмъ

 требовалось  полное  и  совершенное  измѣненіе  научной  методы".  самымъ  иринциніально  отрекается  не  только  отъ  госиодство-
 „Обыкновенный  образъ  представленія  принимаетъ  вещи  за  вавшаго  образа  представленій,  но  и  отъ  науки  въ томъ  состояніи,
 то,  чѣмъ  онѣ прежде  всего  представляются  воспріятію,  или—  въ  какомъ  онъ  ее  засталъ.  Онъ  потребовали  всесторонняго  иаблю-

 поскольку  этому  препятствуготъ  противорѣчія  опыта—этотъ  образъ  денія,  діалектической  повѣрки,  методическаго,  сознающаго  свои
 представленія  держится  той  стороны  явленій,  которая  каждый  основанія  изслѣдованія,  отвергая  все,  чтЪ до  т хъ  поръ  счи-
                                                                               ѣ
 в
 разъ  производитъ  сильнѣйшее  впечатлѣ ніе  на  наблюдателя; ъ  талось  знаніемъ,  потому  что оно  не  соотвѣ тствуетъ  этимъ  усло-
 этой  сторонѣ  образъ  представленія  видитъ  сущность  явленія и   віямъ,  но  въ  то  же  время  выражая  уб жденіе,  что  соблюдепіемъ
                                                                ѣ
 отсюда  выводитъ  свое  дальнѣйшее  заключеніе".  этихъ  условій  можетъ  быть  добыто  дѣйствительное  знаніе.  Этотъ
 „Не  иначе  поступали  и  философы  до  Сократа;  если  они  принципъ  имѣетъ  для  Сократа  пе  только  научное,  но  въ  то  же

 и  нападали  на  достовѣрность  чувствъ,  то  все-же  отправлялись  время  и  непосредственно  нравственное  значеніе;  въ  этомъ-то
 отъ  односторонняго  наблюденія,  не сознавая  необходимости  осно-  именно  и  состоитъ  его  отличительная  черта,  что  онъ  отнюдь
 вывать  каждое  сужденіе  на  всестороннемъ  изслѣдованіи  предмета.  не  умѣетъ  разъединить  нравственность  и  науку,  не  умѣетъ
 Этстъ  догматизмъ  былъ  разрушенъ  со(1)истикою;  ею  было при-  представить  себѣ  въ  мышленіи  ни  зианія  безъ  добродѣтели,  ни

 знано,  что  всѣ  чувственныя  воспріятія  истинны  только  относи-  добродѣтели  безъ  знаыія".
 тельно  и  субъективно;  что  они  не  представляютъ  памъ  вещей  „Сократъ,  не  менѣе  чѣмъ  какой-либо  софистъ,  признавали
 такими,  каковы  онѣ  суть  (сами  по  себ ),  но  лишь  такими, ка-  недостаточность  прежнихъ  формъ  образованія,  непрочность  обыч-
 ѣ
 кими  онѣ  намъ  являются,  и  что  поэтому  всякое  утвержденіе,  пыхъ  добродѣтелей,  противоречащую  неясность  госітодствующихъ
 мнѣніе  встр чаетъ  противоположное  себѣ  утвержден іе,  мнѣітіе,  ггредставленій,  необходимость  паучнаго  воспитаиія;  но  этому
 ѣ
 съ  нимъ  равноправное,—ибо  поскольку  для  этого  человѣ ка  и  въ   воспитанію  онъ  ставилъ  иныя  и  высшія  цѣли;  оно  должно
 эту  минуту  истинно  одно,  постольку  для  другого  челов ка  и „въ   было  не  разрушать  в ры  въ  истину,  но  указывать  путь  къ  пей
 ѣ
                                          ѣ
 другую  минуту  истинно  другое".  помощью  измѣненнаго  паучнаго  способа  познаваиія;  оно    пе
 „Не  иначе  (какъ  софисты)  ц нитъ  и  Сократъ  достоинство  должно  было  служить  современному  эгоизму,  по  путемъ  познанія
 ѣ
 общественная)  мнѣнія.  Онъ  показываетъ,  что  оно не  даетъ ни-  истинно  добраго  и полезнаго  возвысить  современность  надъ  эго-
 какого  знанія  и  запутывается  въ  противорѣчіяхъ.  Но  онъ не   измомъ  и  пробудить  ее  отъ  усыгілепія;  оно  должно  было  не
 выводитъ  вмѣстѣ  съ  софистами  того  заключенія,  будто  знаніе  подкапывать  правы  и  благочестіе,  по  непоколебимо  построить
 невозможно  вообще,  а  только  утверждаетъ,  что его нельзя до-  ихъ  на  новой  научной  основ .  Такимъ  образомъ  Сократъ  сталъ
                                                     ѣ
 быть  этимъ  путемъ.  Большинству  людей  недостаетъ  истиннаго  вмѣстѣ  и  нравствеипымъ,  и  научнымъ  преобразователем!,.  Онъ

 знанія,  такъ  какъ  они держатся  предположены,  достовѣрности  имѣлъ  въ  виду  великую  цѣ ль:  преобразовать  и  возстановить
 которыхъ  не  испытали.  Они  односторонне  обращаютъ  вни-  нравственную  жизнь  путемъ  научнымъ,  и  оба  эти  элемента  были
 маніе  на  то  или другое  свойство  вещей,  а  не  па  ихъ  сущность.  у  пего  связаны  такъ  неразрывно,  что онъ  не  умѣлъ  сдѣлать
 Если  мы  исправимъ  эту  ошибку,  если  мы  будемъ  разсматривать  иредметомъ  знанія  что-либо  иное,  кромѣ  человѣческой  жизни,

 всякій  нредметъ  со  вс хъ  сторонъ  и если  мы  будемъ  искать  опре-  а  для  жизни  не  видѣлъ  никакого  спасенія  внѣ  знаиія.  Какую
 ѣ
 дѣленія  его  истинной  сущности  изъ этого  всесторонняго  взв -  услугу  оказалъ  онъ  и  наук ,  и  жизни  этимъ  своимъ  стремле-
                                                   ѣ
 ѣ
                                                                                   н
 шиванія,  то  вмѣсто  недоказанныхъ  представлены  мы  получимъ  иіемъ,  насколько  руководяще  воздѣйствовалъ  онъ а  духовное
 понятія,  вмѣсто  не-методическаго,  безсознательнаго  способа  по-  состояніе  своего  народа  и  всего  человечества—объ  этомъ  сви-
 знаванія  предмета—изсл дованіе  его  по  правилами  искусства,  дѣтельствуетъ  исторія.  Хотя  впослѣдствіи  различіе  между  нрав-
 ѣ
 вмѣсто  мнимаго  зианія—знаніе  истинное".  ственной  и  научной  дѣятельиостыо  рядомъ  съ  единствомъ  ихъ
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21