Page 11 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 11

какъ    отъ   беззаконныхъ       требованій     народа,    въ   частномъ     случаѣ
                     суда   надъ    десятью     полководцами        во  время     владычества      демо-                           конечно,     оставался     бѣднякомъ,       тогда   какъ    софисты     учили   пре-
                     к р а т ,   такъ    и  отъ    произвола      тридцати     тиранновъ       во  время                            имущественно      богатыхъ     юношей     за  дорогую    плату   и  такимъ    обра-
                     олигархіи.     Упомянутый         частный    случай    подробно     описанъ     Ксе-                          зомъ   наживали      огромныя     богатства.    Такая   противоположность          въ
                     пофонтомъ        въ   его    „Исторіи      Эллиновъ"       (Hellenica).     Народъ                            образѣ     жизни    Сократа    и  софистовъ     обратила     на   себя   особенное
                     требовалъ      смертной     казни     всѣ хъ    десяти    полководцевъ       за   то,                         вмиманіе     того   же   софиста     Антифона,       который    въ  другой     разъ,

                     что   они,   одержавъ       побѣду     надъ     лакедемонянами          (во   время                           въ   присутствіи      учениковъ      Сократа,     чтобы   отбить   ихъ   отъ   него,
                     иелопонезской        войны)      при   Аргенузскихъ         островахъ,      не   со-                          въ   яркихъ     краскахъ     изобразилъ      бѣдность    Сократа,    стараясь    по-
                     брали    убитыхъ,     не   погребли     ихъ    на   берегу,   не  воздвигли     тро-                          казать,    что   его   философское       ученіе   не  ведете    къ  счастію:    „Со-
                     феевъ     и   всл дствіе     этого   не   удержали      за  собой    поля    битвы.                           кратъ    (сказалъ    онъ),  я  съ  своей  стороны    былъ   всегда   того   мн нія,
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                                       ѣ
                     Полководцы       же   оправдывались        т мъ,   что   внезапная      буря   сдѣ -                          что  философія     должна    дѣлать    людей    болѣе     счастливыми;      ты   же,
                                                                 ѣ
                    лала    сказанное      невозможнымъ.         Во     время     суда    надъ    этими                            мнѣ   кажется,    пожинаешь      совсѣмъ    противные     тому   плоды   отъ   твоей
                    полководцами       Сократъ      засѣдалъ     въ  одной    изъ   десяти    пританій                             мудрости.     ІІо  крайней    мѣрѣ,    ты   ведешь    такую    жизнь,    какой     не
                    (отдѣловъ      Государственнаго        Совѣ та,    состоявнгаго     изъ   пятисогь                             выдержалъ       бы   ни   одинъ    рабъ    у  своего    господина.     Ты  Ьшь    са-
                     человѣ къ),    гдѣ   разсматривалось       это   дѣло.                                                        мым    плохія    кушанья      и   пьешь     самые     плохіе    напитки;      плоха
                                                                                                                                                твоя
                                                                                                                                            и
                                                                                                                                                                                                                   одна
                          Впрочемъ      военною     службою     и   политическою       дѣятельностью                               также  же   и   для верхняя    и одежда,     да   притомъ      она   у  тебя платья
                                                                                                                                      та
                                                                                                                                                         жара,
                                                                                                                                                                     для
                                                                                                                                                                           холода;
                                                                                                                                                                                                    нижняго
                                                                                                                                   и
                                                                                                                                                                                      обуви
                                                                                                                                                                                                  и
                                                                                                                                                                                             же
                    занимался       Сократъ      временно     и   по   внѣ шнему     призыву,       какъ                           ш    совсѣмъ      не  носишь.      Денегъ     же   ты    не  берешь,      а   между
                    обязанный      отбыть     общую      воинскую      повинность      и  призванный                               тѣмъ    пріобрѣтеніе       ихъ   связано      съ  удовольствіемъ;        обладаніе
                    заняться     текущими      дѣлами      въ  Государственномъ          Сов т .     Все                           ими   дозволяете      намъ    вести   болѣе    свободную     и  пріятную     жизнь.
                                                                                                ѣ
                                                                                             ѣ
                    же   остальное     время     своей   жизни     уже   по  внутреннему        призва-
                    нію   посвятилъ     Сократъ     основанію,     развитію     и   распространенно                                Если    же   учители     прочихъ     предметовъ       образовываютъ        изъ  уче-
                    своего   философскаго        ученія    и  вообще    иросв щенію        своихъ    со-                           никовъ     своихъ    подражателей,       то   и  ты   пріучаешь      ихъ   къ  тому
                                                                                ѣ
                                                                                                                                                                           ѣ
                    гражданъ,       въ   особенности      же    подготовленію       юношей      къ   по-                           же:   тогда    подумай     только,    в дь    ты   учишь      вести   жизнь     бѣ д-
                   литической       дѣятельности,      отъ   которой     самъ    онъ   отказался,     на                           ственную".
                    чтЬ  привелъ     свои    причины.                                                                                   На   это   Сократъ     далъ    ему   такой    отвѣтъ:      „ты,   Антифонъ,
                         Такъ    Ксенофонтъ       (Воспом.     о  Сокр.,     кн.  I,  гл.  6)  привелъ                             кажется,      представляешь       себѣ    мою    жизнь    такою     б дственною,
                                                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                                  ѣ
                   слѣдующій       разговоръ     Сократа      съ  софистомъ     Антифономъ.       „Ан-                             что,  я   думаю,     ты  скор е    согласилсябы       умереть,    чѣмъ    рѣшился
                   тифонъ     спросилъ      Сократа,      какъ    объяснить     то   обстоятельство,                               бы   вести   жизнь     подобную      моей.   Такъ   посмотримъ      же,  что  столь
                   что   онъ   считаете     себя    способнымъ       образовывать       другихъ     для                            невыносимаго       нашелъ     ты   въ   моей    жизни.     Состоите      ли   невы-
                   политической        дѣятельности,      а  между      тѣмъ     самъ     не    прини-                             носимое     въ  томъ,    что   другіе,    получающіе       плату,    принуждены
                   маете    участія    въ   государственныхъ         дѣ лахъ,    несмотря      на    то,                           отрабатывать     ту  работу,   за  которую    они   получили     вознагражденіе;
                   что   онъ   долженъ      же   умѣть    ими   заниматься?—На          это   Сократъ                              я  же,   не   взимая    ничего,    не   принужденъ        имѣть    дѣло   съ  т мъ,
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                   отвѣчалъ:     въ   какомъ     случаѣ ,   Антифонъ,       мое   участіе    въ  заня-                             кто   мнѣ   не   нравится?     Или    же   ты   относишься       съ  презрѣніемъ
                   тіяхъ   государственными          дѣлами    будете    бйлыпее:     когда   я  самъ,                             къ  моей    пищѣ,     какъ   будто    я ѣ мъ    менѣе    питательно,     чѣ мъ  ты?

                   лично,    буду   въ   нихъ    участвовать,      или   же   когда    я  буду   забо-                             Или    какъ   будто    мои   съѣ стные    припасы     труднѣ е   добываются       по
                   титься    о  томъ,   чтобы    сдѣлать     годными     къ   этому    участію     воз-                            ихъ   рѣдкости     и  дороговизнѣ?        Или    какъ    будто    твои    кушанья
                   можно     большее     число    гражданъ?"                                                                       правятся     тебѣ   болѣе,    чѣмъ    мнѣ   мои?    Что   же  касается    верхней

                        Всѣ хъ    вообще     всему    училъ    Сократъ     безплатно     и   поэтому,                             одежды,     то,   какъ   ты   знаешь,     ее   мѣняютъ      только   ради    холода
                                                                                                                                  и   тепла;   обувь    же   носятъ     для   того,   чтобы    устранить      препят-
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16