Page 13 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 13

ствіе   при    ходьбѣ      со   стороны      всего,     что    причиняетъ       боль                               Философское       ученье    Сократа.       Что   касается     вообще     фило-
                     иогамъ.     A   замѣчалъ     ли    ты,    чтобы     я,   но    причинѣ      холода,                           софскаго     ученія    Сократа,     то   въ  его   основу    онъ   положилъ     тотъ

                     оставался     дома    чаще,    чѣмъ    кто-либо,     или, по      причинѣ     жара,                           общій    верховный       приндипъ,      который     превосходно        разъяснеиъ
                     завелъ    бы   съ   к мъ-ішбудь       споръ    изъ-за    т ни,    или, для     того,                          Целлеромъ       въ   послѣднемъ,       четвертомъ       изданіи     второго     тома
                                          ѣ
                                                                               ѣ
                     чтобы   пощадить      ноги,  испугался    бы   какой-либо     дороги?   И   вообще,                           его   обширнаго      сочиненія,      озаглавленная:        „Философія      Грековъ
                     что   касается     меня,    не  думаешь      ли   ты, что    я, пріучающій      свое                          (Die   Philosophie      der   Griechen,     1 8 8 9 .)";     такъ   что я    считаю
                                                                                                                                                                                        г
                     тѣло   постоянно       выносить      встрѣчаюіцееся        ему,    переношу      все                          вполнѣ     умѣстнымъ       изложить     зд сь   этотъ    взглядъ    собственными
                                                                                                                                                                              ѣ
                     легче,   нежели     ты,  не   нріучившій      себя  къ этому?     Если   я  не  рабъ                          словами     Целлера.
                     желудка,     сна   и  сладострастія,      то   думаешь     ли   ты, что   это   про-                                „Къ    открытію     истиннаго      знанія   -  вотъ   къ   чему    стремится
                   .  исходить    отъ   какой-либо      иной    причины,      а  не   отъ   той,  что  въ                          Сократъ;     о  добытіи    знанія   сущности      вс хъ   вещей—вотъ         о  чемъ
                                                                                                                                                                                       ѣ
                     моей    власти    другія   радости,     которыя     ут шаютъ      не   минутными                              непрестанно      заботится      Сократъ      со  своими     друзьями;      къ   тре-
                                                                            ѣ
                     только    иаслаждеиіями,       но   открываютъ       намъ    виды    на блага    по-                          бованію    в рнаго    познанія    — вотъ   къ  чему   возводить     онъ  въ   концѣ
                                                                                                                                               ѣ
                     стоянный?      Но,   по   крайней     мѣ р ,  тебѣ    извѣ стно,    что  тотъ,   кто                          концовъ     всѣ   нравственныя        требованія".
                                                                ѣ
                     не  над ется      ничего    пріобрѣсти,     ничему     также     и  не   радуется,                                 „Итакъ,    въ  основѣ   Сократовой      философіи     лежитъ    идея   знанія.
                              ѣ
                     что,  напротивъ,     т ,   кто   сознаютъ,     что  ихъ   земледѣліе,    морепла-                             Впрочемъ      всякая    философія      имѣетъ     дѣло    съ  зыаніемъ;      слѣдо-
                                            ѣ
                    ваиіе    или вообще       то,   чѣмъ   они  занимаются,      находится     въ  хоро-                           вательно    такое    опредѣленіе      Сократовой       философіи     должно    быть
                    шемъ состояніи,      испытываютъ       хорошее    душевное     иастроеніе     всл д-                           во  всякомъ     случаѣ    расширено      дальнѣйшимъ       образомъ, — именно
                                                                                                      ѣ
                    ствіе  этого   своего   счастія.  Думаешь      ли  ты   однако,   что  все  это  до-                          должно     указать,     что  то   стремленіе      къ   истинному      знанію,    ко-
                    ставляетъ     такое    же   большое      удовольствіе,    какъ   то  сознаиіе,   что                          торое    у  прежнихъ        философ о въ     было   лишь      непосредственною,
                    и  самъ   становишься      лучшимъ,     и дѣлаешь     лучшими     своихъ    друзей?                            какъ-бы    инстинктивною       д ятельностыо,       стало   впервые    у  Сократа
                                                                                                                                                                    ѣ
                    А   я,  видишь     ли,  непрестанно       наслаждаюсь       такимъ     сознаніемъ.                            сознательнымъ       и методическимъ;       впервые    въ   Сократѣ    идея   знанія
                    И   дал е,    если   дѣло    идетъ    о  томъ,    чтобы   оказаться     полезнымъ                             стала    сознательною       и  сознательно      же   была    возведена     на  сте-
                            ѣ
                    друзьямъ     или   государству,      то   кто   изъ  двухъ   имѣлъ     бы  къ  тому                           пень    руководящей       идеи.    Но   и  это   требуетъ     еще    своего    даль-
                    иолЬе     досуга:     тотъ   ли,   кто   живетъ     такъ,   какъ    живу     теперь                           нейшая      разъясненія:     если  знаніемъ    интересовались      уже   и  прежніе

                    я,  или тотъ,     кто   ведетъ    такую     жизнь,    какую    ты  прославляешь                               философы,      то   почему     же   изъ   этого    интереса      не   развилось    у
                    какъ    счастливую?      Напримѣръ,       во  время    похода,   кому   изъ   двухъ                           нихъ    сознательная        діалектическаго      стремленія     къ  знанію?    При-
                    это  будетъ     легче:   тому   ли,   кто  не   можетъ     жить    безъ   дорогого                            чина    этого   можетъ     заключаться       лишь    въ   томъ,   что   знаніе,  къ
                    стола,   или тому,      кто   удовлетворяется       тѣмъ,    что  есть?  А  голодъ                            которому     они    стремились,     уже   само    по   себѣ   было    отлично    отъ
                    въ  осажденномъ      городѣ?    Кто   скор е    снесетъ     его:  тотъ   ли,   кому                           того   знанія,     которая      желалъ     Сократъ;      что   ихъ   идея    знанія
                                                                ѣ
                   в чло     нужны     такія   яства,    которыя     добываются      лишь    съ   вели-                           не   понуждала      ихъ,   какъ    понуждала      Сократа     ею  идея,   обратить
                     ѣ
                   чайшимъ      трудомъ,    ИЛИ  ТОТЪ,   КТО  обходится    т мъ,   ЧТ()  можно    полу-                           шіиманіе     на   научную      методу    и  на   условія   истиннаго     гюзнанія.
                                                                            ѣ
                   чить    безъ   всякаго   труда?   Любезный      Антифонъ,      ты,  мнѣ   кажется,                             іакое    ионужденіе       заключалось       для   Сократа      въ  томъ    осново-
                   одинъ    изъ    т хъ,   кто  шцетъ    счастья    въ   роскоши      и   довольствѣ;                             положении,      которое    почти    единогласно       выставляется     какъ   душа
                                    ѣ
                   я  же,   напротивъ,       думаю:    не   имѣть    вовсе    пикакихъ      потребно-                             его   философствовапія,       —    что   всякое    истиннее      знаніе     должно
                   стей,  это     удѣлъ   только    боговъ;    имѣя    же   ихъ    сколь    возможно                              исходить     изъ   в рныхъ     понятій,     что   ничто   не  можетъ     быть   по-
                                                                                                                                                      ѣ
                   меньше,     мы    тѣмъ    самымъ     наиболѣе     приближаемся        къ   богамъ.                             знано,    если   не   будетъ    возведено    къ своему      всеобщему      понятію
                   Ножествеппое       же,  конечно,    есть   наилучшее,     и  потому    ближайшее                               и  не   будетъ    обсуждено      на   осиованіи     этого   понятія.   Вм стѣ    съ
                                                                                                                                                                                                             ѣ
                   къ   божественному        есть   также     ближайшее       къ   наилучшему".
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18