Page 14 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 14

ствіе  при  ходьбѣ  со  стороны  всего,  что  причиняетъ  боль  Философское  ученье  Сократа.  Что  касается  вообще  фило-
 иогамъ.  A  замѣчалъ  ли  ты,  чтобы  я,  но  причинѣ  холода,  софскаго  ученія  Сократа,  то  въ  его  основу  онъ  положилъ  тотъ

 оставался  дома  чаще,  чѣмъ  кто-либо,  или, по  причинѣ  жара,  общій  верховный  приндипъ,  который  превосходно  разъяснеиъ
 завелъ  бы  съ  к мъ-ішбудь  споръ  изъ-за  тѣ ни,  или, для  того,  Целлеромъ  въ  послѣднемъ,  четвертомъ  изданіи  второго  тома
 ѣ
 чтобы  пощадить  ноги,  испугался  бы  какой-либо  дороги?  И  вообще,  его  обширнаго  сочиненія,  озаглавленная:  „Философія  Грековъ
 что  касается  меня,  не  думаешь  ли  ты, что  я, пріучающій  свое  (Die  Philosophie  der  Griechen,  1 8 8 9 .)";  такъ  что я  считаю
                                                                    г
 тѣло  постоянно  выносить  встрѣчаюіцееся  ему,  переношу  все  вполнѣ  умѣстнымъ  изложить  здѣ сь  этотъ  взглядъ  собственными
 легче,  нежели  ты,  не  нріучившій  себя  къ этому?  Если  я  не  рабъ  словами  Целлера.
 желудка,  сна  и  сладострастія,  то  думаешь  ли  ты, что  это  про-  „Къ  открытію  истиннаго  знанія  -  вотъ  къ  чему  стремится
 .  исходить  отъ  какой-либо  иной  причины,  а  не  отъ  той,  что въ   Сократъ;  о  добытіи  знанія  сущности  вс хъ  вещей—вотъ  о  чемъ
                                                                    ѣ
 моей  власти  другія  радости,  которыя  ут шаютъ  не  минутными  непрестанно  заботится  Сократъ  со  своими  друзьями;  къ  тре-
 ѣ
 только  иаслаждеиіями,  но  открываютъ  намъ  виды  на блага  по-  бованію  в рнаго  познанія  — вотъ  къ  чему  возводить  онъ  въ  концѣ
                            ѣ
 стоянный?  Но,  по  крайней  мѣ р ,  тебѣ  извѣ стно,  что  тотъ,  кто  концовъ  всѣ  нравственныя  требованія".
 ѣ
 не  над ется  ничего  пріобрѣсти,  ничему  также  и  не  радуется,  „Итакъ,  въ  основѣ  Сократовой  философіи  лежитъ  идея  знанія.
 ѣ
 что,  напротивъ,  т ,  кто  сознаютъ,  что  ихъ  земледѣліе,  морепла-  Впрочемъ  всякая  философія  имѣетъ  дѣло  съ  зыаніемъ;  слѣдо-
 ѣ
 ваиіе  или вообще  то,  чѣмъ  они  занимаются,  находится  въ  хоро-  вательно  такое  опредѣленіе  Сократовой  философіи  должно  быть
 шемъ состояніи,  испытываютъ  хорошее  душевное  иастроеніе  вслѣ д-  во  всякомъ  случаѣ  расширено  дальнѣйшимъ  образомъ, — именно
 ствіе  этого  своего  счастія.  Думаешь  ли  ты  однако,  что  все  это  до-  должно  указать,  что  то  стремленіе  къ  истинному  знанію,  ко-
 ставляетъ  такое  же  большое  удовольствіе,  какъ  то  сознаиіе,  что  торое  у  прежнихъ  философ о въ  было  лишь  непосредственною,
 и  самъ  становишься  лучшимъ,  и дѣлаешь  лучшими  своихъ  друзей?  какъ-бы  инстинктивною  д ятельностыо,  стало  впервые  у  Сократа
                                                ѣ
 А  я,  видишь  ли,  непрестанно  наслаждаюсь  такимъ  сознаніемъ.  сознательнымъ  и методическимъ;  впервые  въ  Сократѣ  идея  знанія
 И  дал е,  если  дѣло  идетъ  о  томъ,  чтобы  оказаться  полезнымъ  стала  сознательною  и  сознательно  же  была  возведена  на сте-
 ѣ
 друзьямъ  или  государству,  то  кто  изъ  двухъ  имѣлъ  бы  къ  тому  пень  руководящей  идеи.  Но  и  это требуетъ  еще  своего  даль-
 иолЬе  досуга:  тотъ  ли,  кто  живетъ  такъ,  какъ  живу  теперь  нейшая  разъясненія:  если  знаніемъ  интересовались  уже  и  прежніе

 я,  или тотъ,  кто  ведетъ  такую  жизнь,  какую  ты  прославляешь  философы,  то  почему  же  изъ  этого  интереса  не  развилось  у
 какъ  счастливую?  Напримѣръ,  во  время  похода,  кому  изъ  двухъ  нихъ  сознательная  діалектическаго  стремленія  къ  знанію?  При-
 это  будетъ  легче:  тому  ли,  кто  не  можетъ  жить  безъ  дорогого  чина  этого  можетъ  заключаться  лишь  въ  томъ,  что  знаніе,  къ
 стола,  или тому,  кто  удовлетворяется  тѣмъ,  что  есть?  А  голодъ  которому  они  стремились,  уже  само  по  себѣ  было  отлично  отъ
 въ  осажденномъ  городѣ?  Кто  скор е  снесетъ  его:  тотъ  ли,  кому  того  знанія,  которая  желалъ  Сократъ;  что  ихъ  идея  знанія
 ѣ
 в чло  нужны  такія  яства,  которыя  добываются  лишь  съ  вели-  не  понуждала  ихъ,  какъ  понуждала  Сократа  ею  идея,  обратить
 ѣ
 чайшимъ  трудомъ,  ИЛИ  ТОТЪ,  КТО  обходится  тѣ мъ,  ЧТ()  можно  полу-  шіиманіе  на  научную  методу  и  на  условія  истиннаго  гюзнанія.
 чить  безъ  всякаго  труда?  Любезный  Антифонъ,  ты,  мнѣ  кажется,  іакое  ионужденіе  заключалось  для  Сократа  въ  томъ  осново-
 одинъ  изъ  т хъ,  кто  шцетъ  счастья  въ  роскоши  и  довольствѣ;  положении,  которое  почти  единогласно  выставляется  какъ  душа
 ѣ
 я  же,  напротивъ,  думаю:  не  имѣть  вовсе  пикакихъ  потребно-  его  философствовапія,  —  что  всякое  истиннее  знаніе  должно
 стей,  это  удѣлъ  только  боговъ;  имѣя  же  ихъ  сколь  возможно  исходить  изъ  в рныхъ  понятій,  что  ничто  не  можетъ  быть  по-
                                  ѣ
 меньше,  мы  тѣмъ  самымъ  наиболѣе  приближаемся  къ  богамъ.  знано,  если  не  будетъ  возведено  къ своему  всеобщему  понятію
 Ножествеппое  же,  конечно,  есть  наилучшее,  и  потому  ближайшее  и  не  будетъ  обсуждено  на  осиованіи  этого  понятія.  Вм стѣ  съ
                                                                                         ѣ
 къ  божественному  есть  также  ближайшее  къ  наилучшему".
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19