Page 15 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 15

этимъ    основоположеніемъ,         какъ    пи   кажется     оно  простымъ, по-                                   „Требуя     знанія,   основаинаго       на   понятіяхъ,      Сократъ     тѣмъ

                     требовалось     полное    и  совершенное       измѣненіе      научной    методы".                           самымъ      иринциніально        отрекается      не   только    отъ    госиодство-
                          „Обыкновенный         образъ     представленія      принимаетъ       вещи    за                        вавшаго     образа   представленій,      но  и  отъ  науки    въ томъ    состояніи,
                     то,  чѣмъ    онѣ прежде       всего   представляются        воспріятію,      или—                           въ  какомъ    онъ  ее  засталъ.    Онъ   потребовали      всесторонняго      иаблю-

                     поскольку    этому   препятствуготъ     противорѣчія      опыта—этотъ       образъ                          денія,   діалектической       повѣрки,     методическаго,      сознающаго       свои
                     представленія      держится      той   стороны     явленій,    которая     каждый                           основанія      изслѣдованія,      отвергая     все,   чтЪ до    т хъ    поръ   счи-
                                                                                                                                                                                                  ѣ
                    разъ    производитъ      сильнѣйшее       впечатлѣ ніе     на   наблюдателя; ъ                               талось    знаніемъ,     потому     что оно   не   соотв тствуетъ      этимъ    усло-
                                                                                                      в
                                                                                                                                                                                         ѣ
                    этой    сторонѣ    образъ     представленія      видитъ     сущность     явленія и                           віямъ,    но  въ   то  же  время    выражая     уб жденіе,     что  соблюдепіемъ
                                                                                                                                                                                    ѣ
                    отсюда     выводитъ     свое    дальнѣйшее       заключеніе".                                                этихъ    условій    можетъ     быть   добыто   дѣйствительное       знаніе.   Этотъ
                          „Не    иначе    поступали      и   философы       до  Сократа;     если   они                          принципъ      имѣетъ     для   Сократа     пе   только    научное,     но  въ  то  же

                    и   нападали     на   достовѣрность       чувствъ,    то  все-же     отправлялись                            время    и  непосредственно         нравственное       значеніе;      въ  этомъ-то
                    отъ   односторонняго       наблюденія,     не сознавая     необходимости       осно-                         именно     и  состоитъ     его   отличительная       черта,     что   онъ   отнюдь
                    вывать    каждое    сужденіе    на  всестороннемъ      изслѣдованіи      предмета.                           не   умѣетъ      разъединить       нравственность        и  науку,      не   умѣетъ
                    Этстъ    догматизмъ      былъ    разрушенъ       со(1)истикою;     ею  было при-                             представить      себѣ   въ   мышленіи      ни   зианія    безъ  добродѣтели,      ни

                    знано,   что  всѣ   чувственныя       воспріятія     истинны     только     относи-                          добродѣтели      безъ    знаыія".
                    тельно    и  субъективно;       что   они   не   представляютъ       памъ    вещей                                 „Сократъ,      не  менѣе     чѣмъ    какой-либо     софистъ,     признавали
                    такими,    каковы     онѣ    суть   (сами   по   себ ),   но  лишь    такими,   ка-                          недостаточность      прежнихъ      формъ    образованія,     непрочность      обыч-
                                                                         ѣ
                    кими    онѣ   намъ    являются,      и  что   поэтому     всякое     утвержденіе,                            пыхъ    добродѣтелей,     противоречащую         неясность     госітодствующихъ
                    мнѣніе    встр чаетъ      противоположное         себѣ    утвержден іе,     мнѣітіе,                         ггредставленій,      необходимость        паучнаго      воспитаиія;      но   этому
                                    ѣ
                    съ  нимъ    равноправное,—ибо           поскольку    для   этого   человѣ ка   и  въ                         воспитанію       онъ    ставилъ     иныя      и  высшія     цѣли;     оно   должно
                    эту   минуту     истинно    одно,    постольку    для   другого  человѣ ка    и „въ                          было    не   разрушать      в ры    въ   истину,   но   указывать     путь  къ   пей
                                                                                                                                                              ѣ
                    другую    минуту     истинно     другое".                                                                    помощью       измѣненнаго       паучнаго      способа      познаваиія;      оно    пе
                         „Не    иначе    (какъ    софисты)     ц нитъ      и  Сократъ     достоинство                            должно     было    служить    современному       эгоизму,   по  путемъ     познанія
                                                                 ѣ
                    общественная)       мнѣнія.     Онъ    показываетъ,      что   оно не   даетъ   ни-                          истинно     добраго    и полезнаго      возвысить    современность       надъ   эго-
                    какого    знанія    и  запутывается      въ   противорѣчіяхъ.         Но   онъ   не                          измомъ     и   пробудить     ее   отъ   усыгілепія;      оно   должно      было   не
                    выводитъ     вмѣстѣ    съ   софистами      того   заключенія,      будто     знаніе                          подкапывать       правы    и   благочестіе,      по  непоколебимо        построить
                    невозможно      вообще,     а  только    утверждаетъ,       что его нельзя      до-                          ихъ    на  новой    научной      основ .   Такимъ     образомъ     Сократъ     сталъ
                                                                                                                                                                         ѣ
                   быть    этимъ     путемъ.     Большинству       людей     недостаетъ     истиннаго                            вмѣстѣ     и   нравствеипымъ,       и  научнымъ       преобразователем!,.      Онъ

                   знанія,    такъ    какъ   они держатся        предположены,         достовѣрности                             имѣлъ     въ  виду     великую     ц ль:    преобразовать        и   возстановить
                                                                                                                                                                      ѣ
                   которыхъ       не    испытали.      Они     односторонне       обращаютъ       вни-                           нравственную        жизнь    путемъ    научнымъ,      и  оба  эти  элемента     были
                   маніе    на   то  или другое       свойство   вещей,     а  не  па  ихъ  сущность.                             у  пего   связаны    такъ     неразрывно,      что онъ      не   умѣлъ     сдѣлать
                   Если    мы    исправимъ      эту   ошибку,    если  мы   будемъ     разсматривать                              иредметомъ      знанія    что-либо     иное,   кромѣ     человѣческой       жизни,

                   всякій   нредметъ     со  вс хъ   сторонъ    и если   мы  будемъ    искать     опре-                          а   для  жизни     не   видѣлъ    никакого      спасенія    внѣ    знаиія.   Какую
                                               ѣ
                   дѣленія     его  истинной      сущности      изъ этого     всесторонняго       взв -                          услугу    оказалъ     онъ   и   наук ,    и  жизни     этимъ    своимъ    стремле-
                                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                                                      н
                   шиванія,     то   вмѣсто    недоказанныхъ        представлены       мы   получимъ                              иіемъ,   насколько      руководяще       воздѣйствовалъ       онъ а      духовное
                   понятія,     вмѣсто   не-методическаго,       безсознательнаго        способа   по-                           состояніе     своего    народа    и  всего    человечества—объ          этомъ   сви-
                   знаванія     предмета—изслѣ дованіе           его   по   правилами      искусства,                            дѣтельствуетъ       исторія.    Хотя    впослѣдствіи     различіе    между     нрав-

                   вмѣсто    мнимаго      зианія—знаніе         истинное".                                                       ственной     и   научной     дѣятельиостыо       рядомъ     съ   единствомъ     ихъ
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20