Page 9 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 9

сочинеііія    величайшаго        изъ   учениковъ      Сократовыхъ—Платона,
                     изложенныя       въ   видѣ   разговоровъ,       бесѣдъ,     гдѣ   главнымъ      дѣй-                          умной     веселости     и  привлекательна™         юмора;     и   Платоиъ,      какъ
                     ствующішъ        лицомъ      выводится       Сократъ.      Впрочемъ        ІІлатонъ                           и  Ксенофонтъ,         умѣетъ    поразсказать       о  гражданской        доброде-
                     влагаетъ     здѣсь   въ   уста    Сократа     и    свои    собственный       мысли                            тели   и   о'  политическомъ       мужествѣ       своего    учителя,      дополняя

                     такъ   что   вообще     трудно     различить,     чтЬ   принадлежитъ        самому                            этотъ    разсказъ    превосходнымъ          изображеніемъ        (философа      какъ
                     Сократу     и  чтЬ   Платону.     Навонецъ—3)          показанія      Аристотеля,                             воина.
                                                                                                                                                                                ѣ
                     которыхъ,     правда,     немного,    но   за   то  ими   определяется        суще-                                У   Платона      мы   находимъ       св д нія     о  томъ,     что   Сократъ,
                                                                                                                                                                                   ѣ
                     ственный     характеръ      Сократова      философскаго        ученія.                                        въ  качествѣ     простого     воина,    прииималъ       участіе    въ   трехъ    по-
                        Прежде      всего   считаю     нужнымъ       сказать    вообще     о  личности                             ходахъ,    совершонныхъ         имъ    во  время    пелопонезской        войны.    О
                    Сократа,     такъ   какъ    эта   личность    неразрывно      связана     съ  фило-                            первыхъ     двухъ    походахъ,       въ   Иотидею      (во  Ѳракіи)     и   въ   Де-
                    софскимъ      ученіемъ      Сократа.                                                                           ліонъ    (въ  Беотіи)   мы   узнаемъ    изъ  Платонова     разговора      „Пиръ";
                          Ксенофонтъ        представляетъ        намъ     Сократа     образцомъ      той                           о  нослѣднемъ       же,   третьемъ    походѣ     въ  Амфиполисъ       (на  южномъ

                    душевной       и    тЬлесяой      закаленности,       которая      чужда     всякой                            берегу    Ѳракіи)     есть   короткое     указаніе    въ   Платоновой         „Апо-
                    изн женности;        образцомъ      довольства     и   самооб.таданія;      чслов -                            логіи   Сократа".
                                                                                                       ѣ
                        ѣ
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                    комъ,    исполненнымъ        благочестія     и  любви     къ   отечеству,    непрс-                                 Въ   нервомъ      походѣ     Сократъ      выказалъ      такое    тери ніе     и
                    клонныхъ       убѣжденій,       прозорливымъ         и  вѣрнымъ      совѣтникомъ                               такую     закаленность       въ   иеренесеніи       лишеній,       что   въ   этомъ
                    своихъ    друзей,    какъ    въ   т лесныхъ,     такъ    и  въ   душевныхъ       по-                           отношеніи       превзошелъ       вс хъ    остальныхъ       воиновъ.     Такъ    онъ
                                                                                                                                                                       ѣ
                                                       ѣ
                    требностяхъ;      любезнымъ      и  утонченно     вѣжливымъ       собесѣдникомъ,                               терпѣливо      страдалъ      отъ   голода,     мученія     котораго      были     не
                    соединяющимъ         въ   себѣ   веселость     съ  серьезностью;       преимуще-                               нодъ    силу    всему     войску,     а   во    время     силъныхъ       холодовъ
                    ственно    же    неутомимымъ        восгштателемъ,       пользовавшимся         вся-                           Сократъ     босикомъ      и  въ   легкой     одеждѣ      совершилъ       переходъ
                    кпмъ    случаемъ,     чтобы    привести      къ    самопознанію       и   добродѣ-                             по   льду,     очень     затруднявшій        другихъ       воиновъ,      несмотря
                   тели    тѣ хъ,   съ  кѣ мъ    онъ   нриходилъ      въ  соприкосіювепіе,       и  осо-                           на  то,    что   они    были    тепло    обуты     и  одѣты.     Въ    этомъ     ио-
                   бенно—чтобы         бороться     съ  юношескимъ        высокомѣріемъ       и  легко-                            ходѣ   Сократъ       совершилъ       геройскій      подвигъ:     увидѣвши,       что
                   мысліемъ.                                                                                                       Алкивіадъ      раненный     лежалъ     среди   непріятелей,     оиъ    проложнлъ

                         Съ   такою     Ксенофоитовою        характеристикою         Сократа     согла -                           себѣ   къ   нему    дорогу    и,   храбро    сражаясь      съ   врагами,      сгіасъ
                   суются     также    и   показанія     о  пемъ    Платона.     И   онъ    иазываетъ                              не  только    Алкивіада,      но  и  его   вооруженіе.      Когда    же  ему   при-
                   своего      учителя     наилучшимъ,         прозорливМшимъ,            праведн й-                               судили    награду     какъ   побѣдителю,        онъ    отказался     отъ    нея   въ
                                                                                                    ѣ
                   ншмъ     и  сираведливѣйігшмъ         человѣкомъ       своего    времени,     и  онъ                            пользу    Алкивіада.
                   не   можегь     достаточно       восхвалить     его   простоту,     его    умѣреи-                                   Второй     походъ     ознаменовался       другимъ     подвигомъ      Сократа,
                   Iгость,^  его   господство     надъ    чувственными       потребностями       и  ио-                            а  именно,     спасеніемъ      Ксенофоита,      который,      будучи     сброшенъ
                   желапіями;      и  у   него   Сократъ    одушевленъ      глубочайшимъ        благо-                             лошадью      во  время     битвы,    лежалъ     раненный     на  землѣ.   Сократъ
                   честіемъ:    онъ    посвящаетъ       всю   свою    жизнь    служенію      божеству                              ноднялъ     его   на  свои    плечи    и  упесъ,  продолжая      въ  то  же  время
                   и  умираетъ       какъ    мученикъ       нослуіпанія      своему     внутреннему                                защищаться       отъ   нападающихъ         пепріятелей.

                   божественному        голосу;   сущность     же    этого   служенія     божеству     у                                Съ   такимъ     же   мужествомъ       и  самоотвержеппымъ           исполие-
                   Платона     та  же,   что   и  у  Ксенофоита:     всеобъемлющее        нравствен-                               иіемъ   своего    долга,   какъ    воина,   совершилъ      Сократъ     и   иослѣд-
                   ное  воздѣйствіе    на  другихъ,     особенно    на  юношей.     Въ   изображеніи                               ній  третій    походъ     въ   Амфиполисъ.
                   Сократа     ІІлатономъ      просвѣчиваетъ       серьезный     образъ    философа,                                    Что   касается     политической       дѣятельности       Сократа,     то   оиъ
                   —образъ      истинной     гуманности,     аттической     утонченности,       остро-                            отличился      своею    мужественною       неустрашимостью          и  твердостью

                                                                                                                                  характера,      неуклонно       защищая       строгое    соблюдете       законовъ.
                                                                                                                                                                                                              і*
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14