Page 347 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 347

отличить     въ  политикѣ     Платона     слѣдующія      два   главныхъ      ѵченія-

                       во-нерВЬІХЪ)     уьеніе   объ   идеальномъ,     божественн      Г     г о с у д і р З '                    умъ,     божество,      правда     и  справедливость        владычествуетъ         во
                                                                                                                                  всемъ    мірѣ,    и  идеальномъ,      и  чувственномъ,       видимомъ;      поэтому
                      Ш )    Л о в ™      С В О е  Г 0 С У Д а р С Т В °  И  А в і у с т и н ъ  Блаженней  civ  S                 она   владычествуетъ        въ   каждой     части   этого   міра,   следовательно
                                                                       '
                                   " ™ Рыхъ
                             и   в о в            учете     о   подзаконномъ       государстве       П н Г                        и  въ   дуьпе    человека.     Поэтому      уму   божественному,        этой    идее
                      ваго   рода    Платоново       ученіе   объ    идеальномъ      государствѣ      и   Г                       добра,   правды     и  справедливости       приыадлежитъ,        по  ученію    Пла-
                      ж е Г е Г ы Г Г е Т '                                 У М ° « "  - Г у ш -          -                       тона,   верховное     владычество      и  въ  самомъ    государстве:      владыче-

                      жесівеннымъ,       т.-е.  божествомъ      въ Платоновомъ        смысле     т  -е  въ                        ство   же   идеи    добра    въ   государстве       можетъ      быть    или   непо-

                      смыслѣ    верховной      идеи   добра,    получающей        у  него   по'  отнопГ                           средственное,      или посредственное.          Непосредственное          владыче-
                      нш    къ государству       значеніе     правд/     и  с н р а в е ^  остн    прави-"                        ство    этой    идеи    добра,     божественна™          ума    въ    государстве
                     вяіелеи     этой   идеи,   этой    правды     и  справедливости        т  -е  М Ѵ  Ж Р Й                     было    бы   тогда,    когда    бы   въ  государстве       правили      по   своему
                                                                                                                                  благоусмотренію,
                                                                                                                                                                                           законовъ,
                                                                                                                                                                           посредство
                                                                                                                                                             не
                                                                                                                                                                  чрезъ
                     Г х Г ™ *       В М Ѣ  С Т Ѣ  Д О б р о д ѣ т е л ьныхъ,  'праведных/  м у ж е с т С                        лица,   совершенный      а по своей     праведности,     основанной      философы,
                                                                                                                                                                                                          на
                                                                                                                                                                                                               исгин-
                     Г е н н а ш                 К 0 Т °  Р Ы е '  6 У Д У Ч Й  п Р  е д с т а в и т е л я м н  ума  боже-       номъ     знаььіи,  знающія      идею     добра,    практически      умѣющія      осу-
                     дТрствоТъ       бета     Г      П р а В Д Ы  й  с п Р А В Е Д л и в ости  правятъ  госу-                     ществлять     ее  въ   государстве,      владеющія       искусствомъ      государ-
                                                                                                                                                                                                          политики.
                                                                                                                                                                                                  люди,
                                                                             ^
                                                                                   —
                                             ^     и  его   членахъ. ражданах/                                                   ственна™       правленія,     истинно     государственные       ума,   идеи   добра,
                                                         Г
                                                                Г
                                                   в
                                                                      д
                                                                                                                                 Посредственное
                                                                                                                                                                             божественна™
                                                                                                                                                        же владычество
                                                                        г
                             въ
                                  государствѣ
                     ВОСТЬ
                     uZtoTZT                       Ш а   Т  В 0                            Б Г Э Г О Т Т О  ^                    посредствомъ       такихъ     законовъ,     которые    суть   не что  происходить
                                                                                                                                            и
                                                                                                                                                справедливости
                                                                                                                                                                                           можетъ
                                                                                                                                 правды
                                                                                                                                                                     въ
                                                                                                                                                                          государстве
                                                                                                                                                                                                         иное
                                                                                                                                                                                                                 какъ
                        Г Г е а ' ь ь н а
                                         о
                                                       б
                    эгоіо    идеальна™       г / " " ' °   Ж е с Т в е н  ™ -  Не должно     смѣшивать                           веленія    того   же    божественна™        ума,     проявленія      той же     идеи
                                                                               государства
                                                                                                Идеа rr
                                                                  идеаломъ
                                             государства
                                                             съ
                                                                                                                                 добра,    правды      и   справедливости,        и   также     чрезъ    посредство
                    Ж Г Г д е е Т "          1  "   Ш а Т 0 Н Ъ  *                                     Ä                         философовъ,       какъ   законодателей.       Следовательно,       и  тотъ,  и  дру-
                              '
                    том ко въ       e n '   Ä        Г ° С у Д а р С Т В а  ^ р а ж е н ъ  ГІлатономъ  не                        гой    способъ,     образъ     правленія       государства      основывается        у
                    только     въ   его   идеальномъ       государетвѣ,       но   и    въ   ползать                             Платона     на   одномъ     и  томъ    же   принципе       идеи   добра,    правды
                    номъ.    И   подзаконное       государство       кчкъ    и               нодзакон-
                    было    гпѵягитт.   „   11        У Д  Г      '  К<1КЪ  и  идеальное,      должно                            и  справедливости.       Но    умъ,   правящій      государствомъ        непосред-
                   с Г ю ш а ™       ъ  У  ,  Л а Т Ш і а  ° б р а З Ц 0 М Ъ  д л я  государства,  суще-                         ственно,    можетъ     обнимать     все частныя      и  обьцественныя       потреб-
                   ч  ю  Г ; Г           Действительности,         съ  тѣмъ    только     различіемъ                            ности    въ   государстве,      всегда    приспособляться        въ  каждый      дан-
                   вю    идеальное      государство      отдаленнѣе       отъ   этихъ    изображеній                            ный    моментъ      времени,     въ   каждомъ      данномъ     случай     ко  веймъ
                   государствъ,     существующихъ          въ  действительности              7      Г                           обстоятельсгвамъ        и   времени,     и  мйста.     Напротивъ,      законы,    по
                   нимъ    государство      подзаконное.        Подзаконное        оедарстао       есть                         своей     сущности,      будучи    общими,      не   имеютъ      такой    гибкости,
                   второго    рода    государство,     которое     есть   предмет/       1    г   рода                          чтобы    приспособляться        ко   всему    единичному.       Отсюда,     по   уче-
                   ученья    о  государств!;,      изображающаго         государство^        правиле                            нію   Платона,     слѣдуетъ,    что   совершеннейшее         государство,     самый
                                                                                                                                совершенный       образъ    правленія     былъ   бы   тотъ,   при   которомъ     умъ
                  z     ~     z     r     h      И  0  т а і ш е                                       -
                  добра     нпавлѵ     и  Р  Ш И             Г 0 С у д а р с ™ ® '  в н ^Щими    идею                           владычествовалъ       бы   непосредственно.         Но   какъ   при   настоящему
                                                                           0
                                                       °
                  2 и ' ч р е з / L    £    Р а В е Д Л И В С Т Ь '  И  П 0 Т °  М у  практически  умйю-                        политическомъ         бытй     людей     это    совершенное       состояніе    ихъ,
                  Такое    ?  £    І Ю С р е д с т в о  з а к о я о в ъ  осуществить  ее въ  государстве                        такой     совершенный         образъ     жизни,     правленія       невозможеиъ,
                    акое   двойственное       Платоново       ученіе    о   государстве      не   есть                          поэтому     Платонъ     хотя    и  отдаетъ    преимущество        своему    идеаль-
                   д  н  Г '    а ™  Г О р 7  Ч е і І І Я Ч Т  Р О ™  В Ъ '  °  й 0  "  Р  —  L  со  о                          ному    государству,      однако      для   действительнаго        состоянія    лю-
                  единство.     Въ     самомъ      дѣ ле,  какъ    идея    добра,    божественный                               дей,    государства       находить      возможнымъ        только      подзаконное
   342   343   344   345   346   347   348   349   350   351   352