Page 343 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 343

никовъ,     основаніе     котораго     есть   счастье    индивида.      В ъ  самомъ                      ной    и  общей,      или   верховная      цѣль    государства      есть   этизиро-
                         д л ,    принципъ      нравственности        у  Платона      для   индивида,    для                      ваніе    индивидовъ      и   всего   ихъ   общенія,      т.-е.   верховная      цѣль
                          ѣ
                             ѣ
                         индивидуальной        нравственности,        или    морали     есть     подчиненіе                       государства     состоите    въ  томъ,    чтобы   сдѣлать     индивидовъ      добро-
                         всей   индивидуальности,         личнаго,    индивидуальна™           самоудовле-                        дѣтельными:        и  мудрыми,       и   мужественными,         и    умѣренными,

                         творенія,    личности,      эгоизма     въ   безразличномъ        нравственномъ                          сдѣлать     ихъ    совершенными,         а  потому      совершенно        добрыми,
                        отношеніи—политической               нравственности,       которая     сокрушаетъ                         нравственными,        такъ    что эта    цѣль   государства      требуетъ    стрем-
                        у  Платона     всякій   такой    эгоизмъ    во  вс хъ     его  проявленіяхъ,       въ                     ленія   къ   тому,    чтобы    добродѣтель      стала    всеобщею      и  постоян-
                                                                           ѣ
                        частной     собственности,      въ семействѣ.      А   потомку     Платона     инди-                      ною    силою    въ   индивидахъ.       Словомъ,     верховная      цѣль    государ-
                        видъ    и  можетъ,     и   долженъ      находить      свое     истинное      счастіе                      ства   есть   осуществленіе       идеи   добра,    правды     и  справедливости,
                        только     въ  государству        только    въ   счастіи    государства,       чрезъ                      добродѣтели      въ   больншхъ      разм рахъ,      подобно      тому   какъ    вер-
                                                                                                                                                                            ѣ
                        посредство      государства.      Верховный      же   принципъ       политической                         ховная    цѣль    индивида      есть  осуществленіе        ея   въ  малыхъ     раз-

                        нравственности        есть   счастіе   государства,      но   такъ,   что это      его                   м рахъ,      ибо государство       —   говорить     Платонъ     —   есть   тотъ   же
                                                                                                                                   ѣ
                        счастіе     неразд льно        со   счастіемъ      гражданъ.      <gro    истинное                        индивидъ,      но   только    сложный,       въ   ббльшемъ       размѣрѣ,       есть
                                            ѣ
                        счастіе,    верховное      добро   состоите     у  Платона     въ  осуществлены                          единое      собирательное       лицо,    члены     котораго      суть    граждане.
                        въ   государствѣ ,     а  чрезъ    него   и  въ   душѣ     индивида     и его   дея-                     Такъ      и  въ    этомъ     второмъ      отношеніи       Платонова       этика   въ
                        тельности,     идеи   добра,    какъ   правды     и  справедливости,        правед-                      т сномъ      смыслѣ     входить     въ  составь     политики.
                                                                                                                                   ѣ
                        ности.   Такъ    Платоново      ученіе    о  морали,     нравственности       инди-                            ІІереходъ    ученія    о  нравственныхъ         обязаиностяхъ.         Выше-
                       вида,    относящееся       къ   этикѣ    въ   тѣсномъ      смыслѣ,      переходитъ                        упомянутую        верховную        цѣль     государства      должны      имѣть    въ
                       въ   ученіе    о  государствѣ ,     въ   политику,      или, другими       словами,                       виду    при всей     своей    дѣятельности       не  только     правители      госу-
                       такъ    этика    въ   тѣсыомъ     смыслѣ     входите     въ   составь     политики.                       дарства,    но   и   всѣ  люди     съ  натурою,      вполнѣ     созрѣвшею       для

                             Переходъ     ученгя    о  добродѣтели.        Мы    видѣли,     что по     уче-                     правды     и  справедливости,        добродѣтели;       всѣ   ее  должны      имѣть
                       нію    Платона      единственный         путь    къ   достиженію        верховна™                         въ   виду;    это   ихъ   нравственный        долгъ,    нравственная        обязан-
                       блага,     истиннаго     счастія    для   индивида      есть   его   нравственное                         ность.   Тогда    идея    добра,   правда    и справедливость       осуществится

                       совершенство,       добродѣтель,       которая    у   него   и множественна,        и                     въ  мірѣ    явленій,    тогда   умозрительное,        идеальное     станете    чув-
                                                                                                                                                                                         ѣ
                       вмѣ стѣ   едина;   именно,    имѣетъ     четыре    стороны,    особенным     добро-                       ств еннымъ,     реальнымъ.        Такъ    этика    въ  т сномъ      смыслѣ    и  въ
                       дѣтели;    но   вс хъ    ихъ    обнимаете      одна    добродѣтель,      правда     и                     этомъ    послѣднемъ      отношеніи      входить     въ   составь    политики.     И
                                          ѣ
                       справедливость,       праведность.      Поэтому      правда    и  справедливость,                        такъ    во   вс хъ    отыошеніяхъ       переходимъ       мы  отъ   этики   Платона
                                                                                                                                                ѣ
                       праведность,      добродѣтель      вообще      имѣетъ    у   Платона      абсолют-                       къ    гюлитийр
                       ное   достоинство,      независимое      ни   отъ   какихъ    условій,    хотя   бы                            4.  Политика.        Подъ     политикою      Платонъ      разумѣлъ      искус-
                      добродѣтельный         жилъ    безъ    почестей,    славы,    въ   бѣдности.    Не-                       ство,   или практическое         умѣнье    править    государствомъ,       государ-

                      смотря    на  такое   свое   абсолютное     достоинство,      правда    и  справед-                       ственное     правленіе,     но   основанное      на   знаніи,    науку     государ-
                      ливость,    праведность,     обнимающая       собою    всѣ  особенным      добродѣ-                       ственна™      правленія.       Поэтому     подъ    словомъ      „политикъ"      онъ
                      тели,   можетъ      вполнѣ    развиваться      со   всѣми    этими     особенными                         юрум лъ       зиающаго      и  потому    искуснаго     правителя      государства.
                                                                                                                                       ѣ
                      добродѣтелями        не  въ жизни      индивида,     а  только    въ  этическомъ,                        ЦІравить     же    государствомъ      значило      у  него    устроить      государ-
                      нравственномъ       общеніи     индивида,     въ  государств ,      или—чтЬ      все                      ство    и   управлять     имъ,     соотвѣтствеино        верховной,       истинной
                                                                                      ѣ
                      равно—верховная           ц ль    государства      есть   осуществлеиіе      добро-                       цѣли    государства,     т.-е.   идеи   добра.    Эту   идею    добра,    по   отпо-
                                                 ѣ
                      дѣтели     вообще,      въ   которой      выражается        идея    добра,     какъ                       шенію     къ  государству,       какъ    въ   немъ    осуществляемую,         назы-
                      верховна™       принципа      мышленія      и   дѣятельности      и индивидуаль-                          валъ    Платонъ      правдою      и  справедливостью          въ  смыслѣ      идеи.
   338   339   340   341   342   343   344   345   346   347   348