Page 343 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 343
никовъ, основаніе котораго есть счастье индивида. В ъ самомъ ной и общей, или верховная цѣль государства есть этизиро-
д л , принципъ нравственности у Платона для индивида, для ваніе индивидовъ и всего ихъ общенія, т.-е. верховная цѣль
ѣ
ѣ
индивидуальной нравственности, или морали есть подчиненіе государства состоите въ томъ, чтобы сдѣлать индивидовъ добро-
всей индивидуальности, личнаго, индивидуальна™ самоудовле- дѣтельными: и мудрыми, и мужественными, и умѣренными,
творенія, личности, эгоизма въ безразличномъ нравственномъ сдѣлать ихъ совершенными, а потому совершенно добрыми,
отношеніи—политической нравственности, которая сокрушаетъ нравственными, такъ что эта цѣль государства требуетъ стрем-
у Платона всякій такой эгоизмъ во вс хъ его проявленіяхъ, въ ленія къ тому, чтобы добродѣтель стала всеобщею и постоян-
ѣ
частной собственности, въ семействѣ. А потомку Платона инди- ною силою въ индивидахъ. Словомъ, верховная цѣль государ-
видъ и можетъ, и долженъ находить свое истинное счастіе ства есть осуществленіе идеи добра, правды и справедливости,
только въ государству только въ счастіи государства, чрезъ добродѣтели въ больншхъ разм рахъ, подобно тому какъ вер-
ѣ
посредство государства. Верховный же принципъ политической ховная цѣль индивида есть осуществленіе ея въ малыхъ раз-
нравственности есть счастіе государства, но такъ, что это его м рахъ, ибо государство — говорить Платонъ — есть тотъ же
ѣ
счастіе неразд льно со счастіемъ гражданъ. <gro истинное индивидъ, но только сложный, въ ббльшемъ размѣрѣ, есть
ѣ
счастіе, верховное добро состоите у Платона въ осуществлены единое собирательное лицо, члены котораго суть граждане.
въ государствѣ , а чрезъ него и въ душѣ индивида и его дея- Такъ и въ этомъ второмъ отношеніи Платонова этика въ
тельности, идеи добра, какъ правды и справедливости, правед- т сномъ смыслѣ входить въ составь политики.
ѣ
ности. Такъ Платоново ученіе о морали, нравственности инди- ІІереходъ ученія о нравственныхъ обязаиностяхъ. Выше-
вида, относящееся къ этикѣ въ тѣсномъ смыслѣ, переходитъ упомянутую верховную цѣль государства должны имѣть въ
въ ученіе о государствѣ , въ политику, или, другими словами, виду при всей своей дѣятельности не только правители госу-
такъ этика въ тѣсыомъ смыслѣ входите въ составь политики. дарства, но и всѣ люди съ натурою, вполнѣ созрѣвшею для
Переходъ ученгя о добродѣтели. Мы видѣли, что по уче- правды и справедливости, добродѣтели; всѣ ее должны имѣть
нію Платона единственный путь къ достиженію верховна™ въ виду; это ихъ нравственный долгъ, нравственная обязан-
блага, истиннаго счастія для индивида есть его нравственное ность. Тогда идея добра, правда и справедливость осуществится
совершенство, добродѣтель, которая у него и множественна, и въ мірѣ явленій, тогда умозрительное, идеальное станете чув-
ѣ
вмѣ стѣ едина; именно, имѣетъ четыре стороны, особенным добро- ств еннымъ, реальнымъ. Такъ этика въ т сномъ смыслѣ и въ
дѣтели; но вс хъ ихъ обнимаете одна добродѣтель, правда и этомъ послѣднемъ отношеніи входить въ составь политики. И
ѣ
справедливость, праведность. Поэтому правда и справедливость, такъ во вс хъ отыошеніяхъ переходимъ мы отъ этики Платона
ѣ
праведность, добродѣтель вообще имѣетъ у Платона абсолют- къ гюлитийр
ное достоинство, независимое ни отъ какихъ условій, хотя бы 4. Политика. Подъ политикою Платонъ разумѣлъ искус-
добродѣтельный жилъ безъ почестей, славы, въ бѣдности. Не- ство, или практическое умѣнье править государствомъ, государ-
смотря на такое свое абсолютное достоинство, правда и справед- ственное правленіе, но основанное на знаніи, науку государ-
ливость, праведность, обнимающая собою всѣ особенным добродѣ- ственна™ правленія. Поэтому подъ словомъ „политикъ" онъ
тели, можетъ вполнѣ развиваться со всѣми этими особенными юрум лъ зиающаго и потому искуснаго правителя государства.
ѣ
добродѣтелями не въ жизни индивида, а только въ этическомъ, ЦІравить же государствомъ значило у него устроить государ-
нравственномъ общеніи индивида, въ государств , или—чтЬ все ство и управлять имъ, соотвѣтствеино верховной, истинной
ѣ
равно—верховная ц ль государства есть осуществлеиіе добро- цѣли государства, т.-е. идеи добра. Эту идею добра, по отпо-
ѣ
дѣтели вообще, въ которой выражается идея добра, какъ шенію къ государству, какъ въ немъ осуществляемую, назы-
верховна™ принципа мышленія и дѣятельности и индивидуаль- валъ Платонъ правдою и справедливостью въ смыслѣ идеи.