Page 344 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 344

никовъ,  основаніе  котораго  есть  счастье  индивида.  В ъ  самомъ  ной  и  общей,  или  верховная  цѣль  государства  есть  этизиро-
 д л ,  принципъ  нравственности  у  Платона  для  индивида,  для  ваніе  индивидовъ  и  всего  ихъ  общенія,  т.-е.  верховная  цѣль
 ѣ
 ѣ
 индивидуальной  нравственности,  или  морали  есть  подчиненіе  государства  состоите  въ  томъ,  чтобы  сдѣлать  индивидовъ  добро-
 всей  индивидуальности,  личнаго,  индивидуальна™  самоудовле-  дѣтельными:  и  мудрыми,  и  мужественными,  и  умѣренными,

 творенія,  личности,  эгоизма  въ  безразличномъ  нравственномъ  сдѣлать  ихъ  совершенными,  а  потому  совершенно  добрыми,
 отношеніи—политической  нравственности,  которая  сокрушаетъ  нравственными,  такъ  что эта  цѣль  государства  требуетъ  стрем-
 у  Платона  всякій  такой  эгоизмъ  во  вс хъ  его  проявленіяхъ,  въ  ленія  къ  тому,  чтобы  добродѣтель  стала  всеобщею  и  постоян-
 ѣ
 частной  собственности,  въ семействѣ.  А  потомку  Платона  инди-  ною  силою  въ  индивидахъ.  Словомъ,  верховная  цѣль  государ-
 видъ  и  можетъ,  и  долженъ  находить  свое  истинное  счастіе  ства  есть  осуществленіе  идеи  добра,  правды  и  справедливости,
 только  въ  государству  только  въ  счастіи  государства,  чрезъ  добродѣтели  въ  больншхъ  разм рахъ,  подобно  тому  какъ  вер-
                                                         ѣ
 посредство  государства.  Верховный  же  принципъ  политической  ховная  цѣль  индивида  есть  осуществленіе  ея  въ  малыхъ  раз-

 нравственности  есть  счастіе  государства,  но  такъ,  что это  его  м рахъ,  ибо государство  —  говорить  Платонъ  —  есть  тотъ  же
                ѣ
 счастіе  неразд льно  со  счастіемъ  гражданъ.  <gro  истинное  индивидъ,  но  только  сложный,  въ  ббльшемъ  размѣрѣ,  есть
 ѣ
 счастіе,  верховное  добро  состоите  у  Платона  въ  осуществлены  единое  собирательное  лицо,  члены  котораго  суть  граждане.
 въ  государств ,  а  чрезъ  него  и  въ  душѣ  индивида  и его  дея-  Такъ  и  въ  этомъ  второмъ  отношеніи  Платонова  этика  въ
 ѣ
 тельности,  идеи  добра,  какъ  правды  и  справедливости,  правед-  т сномъ  смыслѣ  входить  въ  составь  политики.
               ѣ
 ности.  Такъ  Платоново  ученіе  о  морали,  нравственности  инди-  ІІереходъ  ученія  о  нравственныхъ  обязаиностяхъ.  Выше-
 вида,  относящееся  къ  этикѣ  въ  тѣсномъ  смыслѣ,  переходитъ  упомянутую  верховную  цѣль  государства  должны  имѣть  въ
 въ  ученіе  о  государствѣ ,  въ  политику,  или, другими  словами,  виду  при всей  своей  дѣятельности  не  только  правители  госу-
 такъ  этика  въ  тѣсыомъ  смыслѣ  входите  въ  составь  политики.  дарства,  но  и  всѣ  люди  съ  натурою,  вполнѣ  созрѣвшею  для

 Переходъ  ученгя  о  добродѣтели.  Мы  видѣли,  что по  уче-  правды  и  справедливости,  добродѣтели;  всѣ  ее  должны  имѣть
 нію  Платона  единственный  путь  къ  достиженію  верховна™  въ  виду;  это  ихъ  нравственный  долгъ,  нравственная  обязан-
 блага,  истиннаго  счастія  для  индивида  есть  его  нравственное  ность.  Тогда  идея  добра,  правда  и справедливость  осуществится

 совершенство,  добродѣтель,  которая  у  него  и множественна,  и  въ  мірѣ  явленій,  тогда  умозрительное,  идеальное  станете  чув-
 вмѣ стѣ  едина;  именно,  имѣетъ  четыре  стороны,  особенным  добро-  ств еннымъ,  реальнымъ.  Такъ  этика  въ  т сномъ  смыслѣ  и  въ
                                                                      ѣ
 дѣтели;  но  вс хъ  ихъ  обнимаете  одна  добродѣтель,  правда  и  этомъ  послѣднемъ  отношеніи  входить  въ  составь  политики.  И
 ѣ
 справедливость,  праведность.  Поэтому  правда  и  справедливость,  такъ  во  всѣ хъ  отыошеніяхъ  переходимъ  мы  отъ  этики  Платона
 праведность,  добродѣтель  вообще  имѣетъ  у  Платона  абсолют-  къ  гюлитийр
 ное  достоинство,  независимое  ни  отъ  какихъ  условій,  хотя  бы  4.  Политика.  Подъ  политикою  Платонъ  разумѣлъ  искус-
 добродѣтельный  жилъ  безъ  почестей,  славы,  въ  бѣдности.  Не-  ство,  или практическое  умѣнье  править  государствомъ,  государ-

 смотря  на  такое  свое  абсолютное  достоинство,  правда  и  справед-  ственное  правленіе,  но  основанное  на  знаніи,  науку  государ-
 ливость,  праведность,  обнимающая  собою  всѣ  особенным  добродѣ-  ственна™  правленія.  Поэтому  подъ  словомъ  „политикъ"  онъ
 тели,  можетъ  вполнѣ  развиваться  со  всѣми  этими  особенными  юрум лъ  зиающаго  и  потому  искуснаго  правителя  государства.
                   ѣ
 добродѣтелями  не  въ жизни  индивида,  а  только  въ  этическомъ,  ЦІравить  же  государствомъ  значило  у  него  устроить  государ-
 нравственномъ  общеніи  индивида,  въ  государств ,  или—чтЬ все   ство  и  управлять  имъ,  соотвѣтствеино  верховной,  истинной
 ѣ
 равно—верховная  ц ль  государства  есть  осуществлеиіе  добро-  цѣли  государства,  т.-е.  идеи  добра.  Эту  идею  добра,  по  отпо-
 ѣ
 дѣтели  вообще,  въ  которой  выражается  идея  добра,  какъ  шенію  къ  государству,  какъ  въ  немъ  осуществляемую,  назы-
 верховна™  принципа  мышленія  и  дѣятельности  и индивидуаль-  валъ  Платонъ  правдою  и  справедливостью  въ  смыслѣ  идеи.
   339   340   341   342   343   344   345   346   347   348   349