Page 346 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 346

Эту-то  идею,  эту-то  правду  и  справедливость  политикъ  въ
                                                                                       ѣ
 истинном*  смыслѣ  и  осуществляетъ  въ  государств^  водво-  всѣ хъ  этихъ  добродѣтелей  (мудрости,  мужества  и  ум ренности\
 ряя  и  сохраняя  ее  въ  немъ,  водворяя  и  сохраняя  чрезъ  т.-е.  праведность.  И  такъ,  нравственное  совершенство  инди-
 то  въ  душѣ  индивидовъ,  какъ  членовъ  госѵ дарства,  пра-  вида  и  совершенство  государственнаго  устройства  и управления

 ведность,  т.-е.  добродѣтель  вообще,  нравственность  вообще.  развивается  у  Платона  изъ  одного  принципа,  изъ  правды  и
 Поэтому  не  сл дуетъ  смѣшивать  праведности  съ идеею  правды  справедливости,  какъ  верховной  цѣли  для  дѣятельности  и  инди-
 ѣ
 и  справедливости,  или  просто  съ  правдою  и  справедли-  вида,  и  государства,  слѣдовательно  изъ  общей  имъ  верховной
                                      ѣ
 востью.  Въ  этомъ  смысл }  Платонъ  не  отдѣлялъ  отъ  поли-  цѣли.  Отсюда  сл дуетъ,  что  государство  не  можетъ,  по  ученію
 ѣ
 тики  того,  чтб мы  отъ нея  отдѣлили  для  легчайшаго  обозрѣ-  Платона,  состояться  въ  истинномъ  смыслѣ  и  существовать  безъ
 шя,  назвавъ  учеше  о  нравственности  индивида  этикою  въ  правды  и  справедливости;  наоборотъ,  правда  и  справедливость
 тѣсномъ  смыслѣ,  ибо  слово:  „этика",  не было  Платономъ  вовсе  не  можетъ  осуществиться  безъ  государства.  Въ  этомъ  смыслѣ
 употребляемо.  Это  потому,  что  этика  въ  тѣсномъ  смыслѣ  вхо-  ученіе  о  правдѣ  и  справедливости,  или  такъ-называемая  диксо-
 дила  у  него  въ  составь  политики,  а  причина  этому  та  что  логія,  у  Платона  также  нераздѣльна  съ  его  политикою,  какъ
 онъ  не  отдѣлялъ  нравственности  индивида  отъ  нравствен'вости  и  этика  въ  тѣсномъ  смыслѣ,  или—чтб  все  равно—дикеологія  у
 (
 члена  государства,  государства. О п ъ  говорилъ:  а)  Все  раз-  него  входить  въ  составь  его  политики.  Наконецъ,  отъ  пади-
 лише  индивида  и  государства  въ этомъ  отношеніи  состоитъ  въ   тики  не отдѣляетъ  Платонъ  и  того,  чтб  у  Ксенофонта  называется
                                                                     ѣ
 томъ,  что  правда  и  справедливость  представляются  въ  круп-  экономикою,  ученіемъ  о  домѣ,  семейств ,  домашнемъ,  семей-
 с
 н ы м  чертахъ,  т.-е.  ясн е,  полнѣе  и овершение  въ  государ-  номъ  обществѣ,  ибо  между  искусствомъ,  основаннымъ  на  зна-
 ѣ
 ствѣ ,  нежели  въ  индивидѣ,  въ которомъ  она  представляется  въ  нш,  править  государствомъ,  политикою,  и  между  искусствомъ
 мелкихъ  чертахъ.  Правду  и  справедливость,  начертанную  въ  править  домомъ  Платонъ  не  видитъ  существеннаго  разли-
 индивидѣ,  такъ  сказать,  малыми  буквами,  труднѣ е  прочитать  чи;  большой  домъ  и  небольшое  государство  нимало  не  роз-

 распознать,  нежели  правду  и  справедливость,  начертанную  нятся  другъ  отъ  друга,  относительно  своего  правленія,  какъ
 въ  государствѣ  большими  буквами,  б)  Различіе  государств  не  отличается  правитель,  глава  государства  отъ  правителя,
 т.-е.  ихъ  правленія  и  формы,  образы  правленія,  ихъ  устрой-  главы  дома.  И  такъ  мы  нашли,  что  Платонова  политика  со-
 ства  и  управленхя  находятся  въ  неразрывной  связи  съ  разли-  стоитъ  изъ  слѣдующихъ  неразрывно  соединенныхъ  у  него  со-
 чіемъ  индивидовъ,  какъ  гражданъ,  т.-е.  съ  различіемъ  образа  ставныхъ  частей,  элементовъ:  а)  изъ  ученія  о  государственномъ
 ихъ  души.  Чѣмъ  праведн е  граждане,  чѣмъ  болѣе  они  осуще-  правленш  или государственномъ  устройствѣ  и  управленіи,  чтб
 ѣ
 ствляют  правду  и  справедливость  въ  своей  душ ,  какъ  пра-  нынѣ  называютъ  политикою  въ тѣсномъ  смыслѣ,  или же '  раз-
 ѣ
 ведность,  a  слѣдовательно  и въ своей  дѣятельности,  чѣмъ  лучше  сматривая  это  ученіе  какъ  философское  ученіе,  назы'ваютъ
 они  исполняютъ  свой  нравственный  долгъ,  соотвѣтственно  этой  философіей  государства;  б)  изъ  этики  въ  тѣсномъ  смыслѣ-

 правдѣ  и  справедливости,  тѣмъ  праведнѣ е  и  само  государство  в)  изъ дикеологіи,  или  ученія  о  правдѣ  и  справедливости,'
 котораго  они  суть  члены.  Праведный  челов къ,—говоритъ  Пла-  философш  права  въ собственномъ  смыслѣ,  и  г)  изъ  экономики,
 ѣ
 тонъ,—въ  праведномъ  государствѣ  не  отличается  отъ  него  какъ  ее  называли  и  сами  греки,  или  изъ  ученія  о  домаш-
 относительно  своей  сущности,  праведности,  а  напротивъ,  по-  немъ,  семейномъ  обществѣ ,  или философіи  общества,  но  въ
 добенъ  государству.  А  потому  и  наоборотъ,  если  государство  ограниченномъ  смыслѣ,  т.-е.  разсматривающей  только  род-
 будетъ  праведно,  т.-е.  мудро,  мужественно  и  умѣренно  то  и  ственные  общественные  союзы,  а  не  соціальные.  Приступая
 граждане  его  будутъ  имѣть  въ  душѣ  своей  тѣ же  добродѣтели  послѣ  такого  опредѣленія  Платоновой  политики  къ  ея  изло-
 будутъ  праведны,  будутъ  имѣть  въ  душѣ  своей  и  единство  жение  и  именно  въ  такомъ  обшириомъ  значеніи  ея,  обни-
            мающемъ       всѣ   эти   составныя      части,   мы    прежде     всего   должны


                                                                                      22*
   341   342   343   344   345   346   347   348   349   350   351