Page 342 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 342

совершенно  господствуем  сила  чувственным  пожеланій;  по-
 этому-то  отъ  низшаго  класса,  занимающагося  такими  работами  ровъ,  которые  по  самой  сущности  своей  рабы.  Наконецъ,  въ
 Платонъ  и  требовалъ  умѣренности.  Наконецъ,  Платонъ  не  виду  опасности  государству  отъ  рабовъ,  ГІлатопъ  предостере-
 только  запрещаем  стражамъ,  пользующимся  въ  его  идеаль-  гаетущтъ  большого  накопленія  одноплеменныхъ  рабовъ.

 номъ  государств^  политическою  полноправностью,  самостоятель-  СТакова  сущность  Платоновой  этики  въ  т сномъ  смысл!;,
                                                                             ѣ
 ностью,  занятья  всякими  работами,  которыя  относятся  къ  ба-  ученія  о  нравственности  индивида,  объ  осуществленіи  въ немъ
 навзьа,  но  даже  желаем  отклонить  ихъ  отъ  тѣ хъ  занятій  ко-  идеи  добра,  правды  и  справедливости.  Щ )  индивидъ  имѣлъ
 торыя  считались  въ  Греціи  благородными-отъ  земледѣльче-  значеніе  ѵ  Платона  не  какъ  челов къ,  а~  какъ  гражданину
                                                             ѣ
 скихъ.  Поэтом^  въ  своемъ  „идеальномъ  государствЬ"  Птатонъ  поэтому  (Платонъ  развивалъ  систематически  учепіе  о  нрав-

 считаем  ремесленниковъ  и  земледѣльцевъ  не  только  низшимъ  ственности  не  въ  томъ  смыслѣ,  что  мы  теперь  называемъ
 классомъ,  но  и  лишаетъ  ихъ  даже  полноправности.  Мало  того-  этикою  въ  тѣсномъ  смыслѣ,  ученіемъ  о  нравственности  инди-
 онъ  даетъ  общественное  воспитаніе  въ своемъ  „идеальномъ  го-  вида  вообще,  которой  онъ  не  зналъ,  а  въ  смыслѣ  ученія  о
 сударств-!;  только  стражамъ  государства  (воинамъ  и  правите-  государствѣ ,  политики,  такъ  что/  этика  въ  т сномъ  смь.слѣ
                                                                             ѣ
 лям^,  ыоо онъ  считаем  нестоющимъ  труда  со  стороны  го-  входить  у  него  въ  составь  "политики,  /чтб  замѣтно  уже
 сударства  заниматься  воспитаніемъ  этого  низшаго  класса  (Этотъ  при  ызложеніи  того,  что мы  отнесли  къ  Іэтикѣ  въ  тѣсномъ
 классу  говоритъ  Платонъ,  не  важенъ  для  государства;  если  смыслѣ,  ибо  во  всѣ хъ  ея  ученіяхъ  индивидъ  слитъ  съ  го-

 какои-либо  башмачникъ  не  будетъ  добродѣтельнымъ,  то это   сударствомъ.  В ъ  самомъ  дѣлѣ,  только  въ  политикѣ  разви-
 вовсе  не  причиним  государству  вреда.  Напротивъ,  если  стражи  ваем  Платонъ  всѣ  ученія,  составляющія  содержаніе  этики
 государства  не  будутъ  такими,  какими  они должны  быть  т е   въ  тѣсномъ  смыслѣ,  именно  ученіе  о  верховномъ  добрѣ,  благѣ
 -
 добродѣтельными,  нравственными,  а  будутъ  только  казаться  та-  о  добродѣтели  и о нравственныхъ  обязанностяхъ.  Спрашивается:
 кими,  то  государству  причинится  большой  вреду  ибо  отъ  нихъ-то  какъ  же  вводить  Платонъ  въ  составь  своей  политики  всѣ  эти

 и  зависим,  чтобы  государство  было  счастливо!)  ученія,  относящіяся  собственно  къ  этыкѣ  въ  тѣсномъ  смыслѣ,
 (
 д)  Отношеніе  господина  кг рабамъ. ^подобной  же  точки  или,  другими  словами,  въ  чемъ  состоитъ  у  Платона  переходъ
                                                                     ѣ
 зр нія,  съ  какой  Платонъ  смотрѣлъ  на #зичесісій  трудъ  смо-  отъ  того,  что  мы  назвали  этикою  въ  т сномъ  смыслѣ,  къ
 ѣ
 трѣлъ  онъ  и  на  рабство,  которое  признавалъ  справедли'вымъ  тому,  чтб  онъ  называем  политикою,  заключающею  въ  себѣ
                            ѣ
 говоря,  что  политикъ,  истинный  правитель  государства,  долженъ  этику  въ  т сномъ  смыслѣ?  Разсмотримъ,  какъ  переходам
 низводить  въ  пабство  всѣ хъ  неблагородно-мыслящихъ  и е-  всѣ  вышеупомянутая  три  ученія  въ  политику.  "  -*"
 н
 в ждъ.  В о о б щ е Ѵ ъ  смотрѣлъ  на  рабство  какъ  на  учрежде-  Переходъ  ученія  о  верховномъ добрѣ, блат.  Мы  видѣлы, что
 ѣ
 нье  столь  естественное,  что его  справедливость  не  требуем  конечная  цѣль  дѣятельности  человѣка  есть  обладаніе  верховнымъ

 защиты,  оправданія..Впроче тъ  онъ  допускалъ,  что  па  самомъ  добромъ,  благомъ.  Такое  обладаніе  имъ  Платоыъ  называем
 д лѣ  и  рабы  иногда  являются  добродѣтельными;  даже  онъ  истиннымъ  счастіемъ,  блаженствомъ,  и  потому  требуем,  чтобы
 ѣ
 старается  умѣрить  зло,  проистекающее  изъ  рабства,  разум-  настоятельно  было  обращено  вниманіе  на  такое  состояніе
 нымъ  и  справедливыиъ  обхожденіемъ  съ  рабами  со  стороны  индивида  и  настроеніе  его  души,  которыя  могли  бы  сдѣлать
 ихъ  господъ,  но говоритъ,  что  такое  обращенье  съ  ними  должно  жизнь  челов ка  счастливою,  т.-е.  чтобы  было  обращено  вни-
                            ѣ
 соединяться  съ  надлежащею  строгостью,  чтобы  рабы  не  бало-  маніе  на  нравственное  совершенство,  добродѣтель  индивида.

 вались  отъ  фамильярности  съ  нишС  Платонъ  запрещаетъ  Слѣдовательно  верховный  принципъ  нравственности  у  Пла-
 также  отдавать  въ рабство  эллинову  по самой  сущности  своей  тона  есть  счастіе  въ  этомъ  смыслѣ,  или,  другими  словами,
 свооодныхъ,  а  дозволяем  отдавать  въ  рабство  только  варва-  этическое  ученіе  Платона  вообще  есть  эвдемонизмъ.  Но  его
           эвдемонизмъ        несравненно        выьне    эвдемонизма        его    современ-
   337   338   339   340   341   342   343   344   345   346   347