Page 337 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 337

пожеланій,      должна     вм стѣ     съ   тѣмъ   подчиняться       и  неразумной
                                                     ѣ
                      лучшей     части    души,    насколько       эта   лучшая     неразумная       часть                       добродѣтель       есть    добродѣтель        вообще,     возникающая          только
                      души    охраняете      душу     отъ   чувственности,-сл довательно              д я-                       тогда,    когда   есть   въ   душ*     всѣ   прочія    добродѣтели;      надо   быть
                                                                                    ѣ
                                                                                                       ѣ
                      тельность     этой     самой    низшей     части    души     относительно     вме-                         мудрымъ,      мужественнымъ,        умѣренпымъ,       чтобы   быть    праведнымъ,
                     нишь     частей     души    есть   пассивная,      а  не   активная,     есть  под-                         ибо   праведность,       правда    и   справедливость      есть   единство     этихъ
                     чинена      имъ.   Когда     эта   самая    низшая     часть   души     будетъ   по-                        добродѣтелей:       мудрости,    мужества      и   умѣренности;       она   предпо-

                     коряться     высшимъ       частямъ,     тогда   всѣ   части    души,     вся   дѵіпа                        лагаете     ихъ и    является      вм стѣ      основою      ихъ, ибо безъ        нея
                                                                                                                                                                       ѣ
                     будете    въ   гармоніи;      такая     гармонія,      единство     вс хъ     частей                        он*  не  были    бы  добродѣтелями.        Эта  добродѣтель      (правда    и  спра-
                                                                                            ѣ
                                                                                                                                                                                                                    с
                     души    состоитъ     въ   томъ,    что   разумная     часть   души   должна    гос-                         ведливость,    праведность)—говоритъ            Платонъ—есть        сообразное ъ
                     подствовать,      а  неразумная       худшая      часть   повиноваться       ей     -                       природою,      натурою     души    совершенство      цѣлостной      души    вообще,
                     это  и   есть   совершенство       низшей     части    души,    которое    есті   ея                        есть  ея  здоровое    состояніе,   ея  красота,   стройность,     гармонія,    един-

                     добродѣтель,      и  которая     называется       самоограниченіемъ           само-                         ство.   Но кромѣ      этихъ   четырехъ      главныхъ    добродѣтелей       Платонъ
                     обладаніемъ,      ум ренностыо,        софрозюне.      Но    изъ   этого   опредѣ-                          говорите     еще   о   двухъ   другихъ     второстепенныхъ:         о  благочестіи
                                          ѣ
                    ленте    софрозюне       прямо      видно,    что   она   не   есть   только    осо-                         и  философской       любви.     Но   благочестіе     есть   не   что   иное,    какъ
                    бенная      доородѣтель,      а  есть    вм стѣ      съ   тѣмъ     и   добродѣтель                           правда    и   справедливость,       праведность,      добродѣтель      вообще     въ
                                                                ѣ
                                                  р
                    воооще,     или     чтЬ  все авно-есть          единая    добродѣтель      въ   томъ                         отношсніи      къ   богамъ.     ЧтЬ это     значите?      Значите,     что    благо-
                    смысл*       что   безъ    нея    невозможна       добродѣтель      вообще,     ибо                          честіе   есть   правда     и  справедливость,        праведность      въ   отноше-
                    добродѣтель,     т.-е.  нравственное      совершенство       души,     невозможна                            ніи  къ   божественному,         идеальному;        верховная     же    идея    есть

                    безъ   того    чтобы     всѣ   ея   части    не   состояли     въ   согласіи,     не                         добро,   слѣдовательно       это   есть   та   же   добродѣтель       вообще,     но
                   умѣрялн      бы себя    взаимно     и  не   придавали     гармоніи     всей    душ*                           облечепная      въ  религіозную       форму.     Что же     касается     до   фило-
                         Наконецъ,       четвертая      главная     добродѣтель       есть   правда    и                        софской     любви,     то  мы уже       видѣли,    что   она   есть   не что    иное,
                   справедливость,       какъ    добродѣтель,      праведность,       въ  отличіе    отъ                        какъ    стремленіе       къ  достиженію       философскаго        знанія,     а  это
                   идеи    правды     и  справедливости.       Какъ     къ   ней   приходите     Пла-                           знаніе    есть    знапіе     идей,   а   на  знаніи     основана       добродѣтель

                   тонъ?    -вели   каждая     часть    душа   будете     на  самомъ     дѣлѣ   испол-                          вообще;     слѣдовательно       эта   философская       любовь    есть   стремленіе
                   нять   свое   дѣло,    когда   разумная     часть   души,    умъ   съ   верховною                            къ   добродѣтели       вообще.     Изъ    такого    своего    ученія   о   добродѣ-
                   идеею    добра    будете   повел вать,      когда   неразумная      лучшая     часть                         тели    вообще     и  о  добродѣтеляхъ         въ  особенности        Платонъ      не
                                                     ѣ
                   души    будете    дѣ ятельно     помогать     уму,    подчиняя      ему   неразум-                           развилъ     цѣлой    системы,    ученія    о  нравственныхъ        обязанностяхъ.
                  ную    худшую       часть,   н  когда    эта   самая   низшая     часть   души   бу-                                3.  Учете      Платона      о  нравственныхъ         обязанностяхъ.        Изъ
                  дете    повиноваться       уму   чрезъ    посредство      средней     части    души                           того,  что  Платонъ     не  развплъ    изъ   своего   ученія   о добродѣтели      во-
                  т.-е.   лучшей     неразумной       части,   умѣряя     свои    чувственныя      по-                          обще    и  объ   особенныхъ      добродѣтеляхъ       цѣлой    системы,    ученія    о

                  желайте,      тогда   во   всей    душ*      будете     сохраняться        согласіе                           нравственныхъ        обязапностяхъ,      изъ  этого   вовсе  не слѣдуетъ,     чтобы
                  гармонте,     единство.      Такое     совершенство       всей   души,      которой                           онъ    пе  говорилъ     о нравственныхъ        обязанностяхъ      вообще,    а ле-
                                                                                                                                                                                                               с
                  есть   ея  добродѣтель        вообще,     всл дствіе      котораго      всѣ    части                          дуете    только    то,  что   онъ    не  привелъ     ихъ въ      связь   ни   между
                                                                ѣ
                  души    исиолняютъ       свое   дѣло,    слѣдовательно      всл дствіе    котораго                            собою,   ни   съ добродѣтелями;       не показадъ,     какія    дѣяиія    индивида
                                                                                  ѣ
                  каждая     часть   души     удерживается       въ   пред лахъ      своего    назна-                           вытекаютъ      и должны     вытекать    изъ   каждой    добродѣтелн     въ  особен-
                                                                            ѣ
                 ченте,—такое        совершенство      души     называется      правдою      и  спра-                           ности   и изъ добродѣтели        вообще,     даже    обусловливаться,       опред -
                                                                                                                                                                                                                   ѣ
                 ведливостью,       въ   смысл*    добродѣтели,        праведностью.        Изъ     та-                         ляться    ею;   не   показалъ,     какъ    обязаиъ     поступать     индивидъ     въ
                 кого    опредѣленія       этой     добродѣтели      прямо     слЬдуетъ,     что    эта                         различпыхъ       обстоятельствахъ        жизни.     Онъ только        представилъ
                                                                                                                                въ  отд льности)       н которыя       отпошенія      между      индивидами,      въ
                                                                                                                                         ѣ
                                                                                                                                                        ѣ
   332   333   334   335   336   337   338   339   340   341   342