Page 332 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 332
долженъ былъ принять и другую цель наказанія, кроме испра-
2 7 l Z L T " e T ' ï ' " ' I » . божеству, т.-е.
вленія,—это именно устрашеніе другихъ; такъ что здесь мы
впервые находимъ зародыши теоріи наказанія, известной въ
= д і В т е т „ в с і Г е І Т ^ / , Г Г е ^ Г Х уголовномъ праве подъ именемъ теоріи устрашенія. Именной
выгодъ, представляемыхъ добродѣтельто РР™ ™ кто не можетъ быть самъ исправленъ, тотъ, по крайней м р ,
ѣ
ѣ
Г она неизвестна ни б о т Ц ^ ^ м Г и T o ~ ? долженъ принести пользу обществу тѣмъ, что послужим примѣ-
ность и порочность человека можно скрыть отъ б о г о Г ? ромъ для другихъ, чтобы другимъ неповадно было нарушать
все-таки добродѣтель должна быть признана за истинное ^ і нравственный порядокъ въ государстве; <ибо во всякомъ слу-
чае индивидъ, какъ гражданинъ, долженъ быть полезенъ госу-
дарству. Наконецъ съ этими двумя началами исправленія и
'
что добродетель нолучаетъ достоГн ду е с ^ н J въ Г о й устрашенія соединяем Платонъ—относительно будущей жизни
ѣ
ЖИЗНИ то но крайней м е Р е но смерти человека Дал е онъ —еще и представленіе о сообразномъ съ особенною природою
былъ уб жденъ, что не можетъ быть чтобы праведнаго ? б п о людей раснределеніи душъ челов ческихъ по суду боговъ.
ѣ
ѣ
д тельнаго покинули боги, какъ не можетъ быть н Г о чтобы НЬмъ праведнее человѣ къ прожилъ па земле, тѣмъ выше душа
ѣ
его возлетаетъ по смерти, тѣмъ душа, воплощаясь вновь, по-
Г ^ Г Т г ъ Н е И а В а 8 а Н Н Н М Ъ ' Н а П р 0 Т И В Ъ ' г о в оритъ ІІлатонъ^ лучаем высшую ф о р м / Чемъ порочнее, неправедн е прожилъ
наказаше, какъ мзда за порочность, должно или исправить ѣ
его
нисходить
ниже,
душа
человекъ
на
тІмъ
под-
в ? Г Г Р ° е Г ° °' 1Ъ П ° Р 0 Ч Н 0 С Т И ' - « о с т и , неыфагедаш- земный адъ, и земле, низшую форму она принимаем: или въ форму
темъ
вости, или-если опъ неизлечимъ, неисправимъ, то наказаніе женщины, или животнаго, или растенія. Наконецъ, Платонъ
должно послужить для другихъ устрашеніемъ. Платонъ следова- приводить наказанія въ связь съ необходимостью ихъ для
тельно, смотрѣлъ на наказание какъ на фазственнГ п е о б Г - самого государства, и абсолютное наказаніе въ виде смертной
г
мость, основанную на начале исправления и у с т р і ш е й я Ж к ъ казни и изгнанія изъ государства объясняем не только целыо
Платонъ считаем наказаніе необходимымъ c p e c r Z Z ^ - исправленія и устрашенія, но и необходимостью обезопасить,
нія очищенш души отъ всего ей непринадлежащаго, неразум- охранить государство;<такъ что у Платона мы находимъ заро-
наго а следовательно и отъ порочности, хотя онъ прямо от- дыши также и третьей теоріи уголовнаго права—теоріи безо-
вергаем, впрочемъ, начало воздаянія равнаго за равное око пасности. Платонъ требуетъ, чтобы государство было очищаемо
sa око, ибо, говоритъ онъ, каждый долженъ желать наказа- отъ неизлечимо дурныхъ людей или смертною казнью, или
изгнаніемъ изъ государства. Темъ более оправдывается это,
ш ? и н о г Г и , Д а ж е и а нѣ к <>торыя несчастія, постигаю-
П н о г д а и Добродетельнаго, Платонъ смотрим какъ на говоритъ Платонъ, что для еамихъ этихъ людей лучше уме-
наказанія за его прежнія неправды. Такимъ образомъ здесь реть, чѣмъ жить; такъ что въ этомъ мы видимъ зародыши
ѣ
у
заключаются зародыши теоріи, известной въ головно! нраве четвертой теоріи уголовнаго права, абсолютной теоріи, всл д-
подъ назвашемъ теоріи исправленія. Съ другой стороны Пта ствіе которой зло, какъ отрицаніе добра, и неправо, какъ отри-
тонъ основываем наказанія на начале ус р а ш е н Г и ! ш ъ цаніе права, должны быть отрицаемы по самой сущности пра-
вомъ, ибо зло не есть истинно-сущее, ибо только доброе есть
— Г , Г а К 1 Я а б С 0 Л Ю Т Н Ы Я П р е с л у ™ которыя не могутъ истинно-сущее, злое же есть порочность, несущее/ Одиакоже,
таковы ! 1 Y М К ° Т 0 Р Ы Я П 0 Л а г а е т с я а б с о ™ < * наказаніе; признавая нравственную необходимость наказанія, Платонъ этимъ
Z Z , Ч е л о в ѣ ч е с к о м ъ правосудіи смертная казнь или изгна- нисколько не нарушаем чистоты добродѣтели, не утверждаем,
жденТе По ч А * Ю б ° Ж е С К ° М Ъ п Р ^ У Д Ш - в ѣ ч н о е осу- будто бы добродѣтельнымъ должно быть только ради наказанія, или
а
У ДаРСТВа
П ° Э т о м у Ш а т о т > допуская абсолютное наказание