Page 332 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 332

долженъ      былъ    принять     и   другую    цель   наказанія,     кроме    испра-
 2 7 l Z L T "  e  T ' ï  ' " ' I » .  божеству,  т.-е.
           вленія,—это        именно      устрашеніе      другихъ;      такъ   что   здесь    мы
           впервые       находимъ       зародыши      теоріи    наказанія,      известной     въ
 = д і В т е т „ в  с  і  Г  е  І  Т  ^  /  ,  Г  Г  е  ^  Г  Х  уголовномъ  праве  подъ  именемъ  теоріи  устрашенія.  Именной
 выгодъ,  представляемыхъ  добродѣтельто  РР™  ™  кто  не  можетъ  быть  самъ  исправленъ,  тотъ,  по  крайней  м р ,
                                                                                            ѣ
                                                                                               ѣ
 Г  она  неизвестна  ни  б о т Ц ^ ^ м Г и  T  o  ~  ?  долженъ  принести  пользу  обществу  тѣмъ,  что  послужим  примѣ-
 ность  и  порочность  человека  можно  скрыть  отъ  б о г о Г ?  ромъ  для  другихъ,  чтобы  другимъ  неповадно  было  нарушать
 все-таки  добродѣтель  должна  быть  признана  за  истинное  ^ і  нравственный  порядокъ  въ  государстве;  <ибо  во  всякомъ  слу-
           чае    индивидъ,     какъ    гражданинъ,       долженъ     быть   полезенъ     госу-

           дарству.     Наконецъ       съ    этими     двумя    началами      исправленія      и
 '
 что  добродетель  нолучаетъ  достоГн  ду е с ^  н J  въ  Г о й  устрашенія  соединяем  Платонъ—относительно  будущей  жизни
 ѣ
 ЖИЗНИ  то  но  крайней  м е Р е  но  смерти  человека  Дал е  онъ  —еще  и  представленіе  о  сообразномъ  съ  особенною  природою
 былъ  уб жденъ,  что  не  можетъ  быть  чтобы  праведнаго  ? б п о  людей  раснределеніи  душъ  челов ческихъ  по  суду  боговъ.
                                                           ѣ
 ѣ
 д тельнаго  покинули  боги,  какъ  не  можетъ  быть  н  Г о  чтобы  НЬмъ  праведнее  человѣ къ  прожилъ  па  земле,  тѣмъ  выше  душа
 ѣ
           его   возлетаетъ     по   смерти,    тѣмъ    душа,     воплощаясь       вновь,    по-
 Г ^ Г Т г ъ  Н е И а В а 8 а Н Н Н М Ъ  '  Н а П р 0 Т И В Ъ '  г о в оритъ  ІІлатонъ^  лучаем  высшую  ф о р м /  Чемъ  порочнее,  неправедн е  прожилъ
 наказаше,  какъ  мзда  за  порочность,  должно  или  исправить                  ѣ
                                                        его
                                                              нисходить
                                                                             ниже,
                                               душа
           человекъ
                         на
                                       тІмъ
                                                                                           под-
 в ? Г Г  Р  ° е Г °  °' 1Ъ  П °  Р 0 Ч Н 0 С Т И '  - « о с т и ,  неыфагедаш-  земный  адъ,  и земле,  низшую  форму  она  принимаем:  или въ форму
                                темъ
 вости,  или-если  опъ  неизлечимъ,  неисправимъ,  то  наказаніе  женщины,  или  животнаго,  или  растенія.  Наконецъ,  Платонъ
 должно  послужить  для  другихъ  устрашеніемъ.  Платонъ  следова-  приводить  наказанія  въ  связь  съ  необходимостью  ихъ  для
 тельно,  смотрѣлъ  на  наказание  какъ  на фазственнГ  п е о б Г  -  самого  государства,  и  абсолютное  наказаніе  въ  виде  смертной
 г
 мость,  основанную  на  начале  исправления  и  у с т р і ш е й я Ж к ъ  казни  и  изгнанія  изъ  государства  объясняем  не  только  целыо
 Платонъ  считаем  наказаніе  необходимымъ  c p e c r Z Z ^ -  исправленія  и  устрашенія,  но  и  необходимостью  обезопасить,
 нія  очищенш  души  отъ  всего  ей  непринадлежащаго,  неразум-  охранить  государство;<такъ  что  у  Платона  мы  находимъ  заро-
 наго  а  следовательно  и  отъ  порочности,  хотя  онъ  прямо  от-  дыши  также  и  третьей  теоріи  уголовнаго  права—теоріи  безо-
 вергаем,  впрочемъ,  начало  воздаянія  равнаго  за  равное  око  пасности.  Платонъ  требуетъ,  чтобы  государство  было  очищаемо
 sa  око,  ибо,  говоритъ  онъ,  каждый  долженъ  желать  наказа-  отъ  неизлечимо  дурныхъ  людей  или  смертною  казнью,  или

           изгнаніемъ      изъ    государства.       Темъ     более    оправдывается        это,
 ш ?  и н о г Г  и  ,  Д а ж е  и а  нѣ к <>торыя  несчастія,  постигаю-
 П н о г д а  и  Добродетельнаго,  Платонъ  смотрим  какъ  на  говоритъ  Платонъ,  что  для  еамихъ  этихъ  людей  лучше  уме-
 наказанія  за  его  прежнія  неправды.  Такимъ  образомъ  здесь  реть,  чѣмъ  жить;  такъ  что  въ  этомъ  мы  видимъ  зародыши
                                                                                            ѣ
 у
 заключаются  зародыши  теоріи,  известной  въ головно!  нраве  четвертой  теоріи  уголовнаго  права,  абсолютной  теоріи,  всл д-
 подъ  назвашемъ  теоріи  исправленія.  Съ  другой  стороны  Пта  ствіе  которой  зло,  какъ  отрицаніе  добра,  и  неправо,  какъ  отри-
 тонъ  основываем  наказанія  на  начале  ус  р а ш е н Г  и !  ш ъ  цаніе  права,  должны  быть  отрицаемы  по  самой  сущности  пра-
           вомъ,   ибо   зло   не   есть   истинно-сущее,        ибо   только    доброе    есть
 — Г ,  Г а К 1 Я  а б С 0 Л Ю Т Н Ы Я  П р е с л у  ™  которыя  не  могутъ  истинно-сущее,  злое  же  есть  порочность,  несущее/  Одиакоже,

 таковы  !  1  Y  М  К °  Т 0 Р Ы Я  П 0 Л а г а е т с я  а б с о  ™ < *  наказаніе;  признавая  нравственную  необходимость  наказанія,  Платонъ  этимъ
 Z  Z  ,  Ч е л о в ѣ  ч е с к о м ъ  правосудіи  смертная  казнь  или  изгна-  нисколько  не  нарушаем  чистоты  добродѣтели,  не  утверждаем,
 жденТе  По ч  А  *  Ю  б ° Ж е С К ° М Ъ  п Р ^ У Д Ш - в ѣ ч н о е  осу-  будто  бы  добродѣтельнымъ  должно  быть  только  ради  наказанія,  или
 а
 У ДаРСТВа
 П °  Э т о м у  Ш а т о т  >  допуская  абсолютное  наказание
   327   328   329   330   331   332   333   334   335   336   337