Page 331 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 331

долженъ      былъ    принять     и  другую     цель   наказанія,    кроме    испра-
                           2 7 l Z L T "        e  T ' ï                             ' " ' I » .  божеству,  т.-е.
                                                                                                                               вленія,—это        именно     устрашеніе      другихъ;      такъ    что   здесь   мы
                                                                                                                               впервые      находимъ       зародыши       теоріи    наказанія,     известной      въ
                           = д і В т е т „ в          с   і   Г   е   І   Т    ^   /  ,   Г   Г    е   ^   Г   Х               уголовномъ       праве     подъ    именемъ      теоріи   устрашенія.       Именной
                           выгодъ,     представляемыхъ          добродѣтельто        РР™      ™                                кто   не   можетъ     быть    самъ   исправленъ,       тотъ,  по   крайней     м р ,
                                                                                                                                                                                                                   ѣ
                                                                                                                                                                                                               ѣ
                          Г      она   неизвестна      ни   б о т Ц ^ ^ м Г и                    T    o    ~   ?               долженъ     принести     пользу    обществу     тѣмъ,   что  послужим        примѣ-
                          ность     и   порочность       человека      можно      скрыть    отъ     б о г о Г ?                ромъ    для   другихъ,     чтобы     другимъ      неповадно      было     нарушать
                          все-таки     добродѣтель       должна     быть   признана      за  истинное       ^ і                нравственный        порядокъ      въ  государстве;      <ибо   во   всякомъ     слу-
                                                                                                                               чае   индивидъ,      какъ    гражданинъ,       долженъ     быть   полезенъ     госу-

                                                                                                                               дарству.    Наконецъ        съ   этими     двумя     началами      исправленія      и
                          что    добродетель       нолучаетъ      достоГн           ду е с ^    н J  въ   Г о й                устрашенія      соединяем       Платонъ—относительно             будущей      жизни
                                                                                        '
                                                                                                     ѣ
                          ЖИЗНИ      то  но   крайней     м е Р е  но  смерти     человека      Дал е      онъ                 —еще      и   представленіе     о  сообразномъ       съ   особенною      природою
                          былъ    уб жденъ,      что   не  можетъ     быть    чтобы   праведнаго      ? б п о                  людей     раснределеніи         душъ     челов ческихъ        по    суду    боговъ.
                                    ѣ
                                                                                                                                                                               ѣ
                         д тельнаго      покинули      боги,   какъ    не   можетъ     быть   н  Г о    чтобы                  НЬмъ     праведнее      челов къ     прожилъ      па  земле,   тѣмъ    выше    душа
                                                                                                                                                              ѣ
                           ѣ
                                                                                                                               его  возлетаетъ      по   смерти,    тѣмъ    душа,    воплощаясь       вновь,    по-
                         Г ^ Г Т г ъ   Н е И а В а 8 а Н Н Н М Ъ  '  Н а П р 0 Т И В Ъ '  г о в оритъ  ІІлатонъ^               лучаем      высшую     ф о р м /  Чемъ    порочнее,      неправеднѣ е      прожилъ
                         наказаше,       какъ     мзда    за   порочность,      должно     или   исправить
                                                                                                                                                                   душа
                                                                                                                                                                                                 ниже,
                                                                                                                                                                                  нисходить
                                                                                                                                                           тІмъ
                                                                                                                                                                                                               под-
                                                                                                                                                                           его
                         в ? Г Г    Р  ° е Г °     °' 1Ъ  П °  Р 0 Ч Н 0 С Т И '  - « о с т и ,  неыфагедаш-                   человекъ     на  и земле,   низшую     форму    она   принимаем:       или въ форму
                                                                                                                                                   темъ
                                                                                                                                         адъ,
                                                                                                                               земный
                         вости,   или-если        опъ    неизлечимъ,      неисправимъ,        то  наказаніе                    женщины,       или   животнаго,       или    растенія.     Наконецъ,       Платонъ
                         должно    послужить     для   другихъ     устрашеніемъ.      Платонъ      следова-                    приводить       наказанія      въ   связь     съ   необходимостью         ихъ    для
                        тельно,    смотрѣлъ     на   наказание    какъ   на фазственнГ           п е о б Г   -                 самого    государства,      и  абсолютное      наказаніе     въ   виде    смертной
                                                                              г
                        мость,   основанную       на   начале     исправления      и   у с т р і ш е й я Ж к ъ                казни    и   изгнанія    изъ   государства     объясняем        не  только    целыо
                        Платонъ     считаем      наказаніе    необходимымъ          c p e c r Z Z ^ -                         исправленія       и  устрашенія,      но   и   необходимостью         обезопасить,
                        нія    очищенш      души     отъ   всего    ей  непринадлежащаго,         неразум-                    охранить      государство;<такъ         что  у   Платона     мы  находимъ       заро-
                        наго    а   следовательно       и  отъ   порочности,      хотя    онъ   прямо     от-                 дыши     также     и  третьей    теоріи    уголовнаго      права—теоріи         безо-
                        вергаем,      впрочемъ,     начало     воздаянія     равнаго     за  равное      око                  пасности.      Платонъ    требуетъ,      чтобы   государство      было    очищаемо
                       sa   око,   ибо,   говоритъ     онъ,     каждый      долженъ      желать     наказа-                   отъ    неизлечимо       дурныхъ       людей     или     смертною      казнью,     или

                                                                                                                              изгнаніемъ       изъ    государства.       Темъ     более    оправдывается       это,
                       ш ?     и н о г Г  и      ,  Д а ж е  и а  нѣ к <>торыя  несчастія,     постигаю-
                               П н о г д а  и  Добродетельнаго,        Платонъ      смотрим      какъ    на                   говоритъ      Платонъ,     что   для   еамихъ     этихъ     людей     лучше     уме-
                       наказанія      за   его   прежнія     неправды.       Такимъ     образомъ      здесь                   реть,    чѣмъ      жить;     такъ    что    въ  этомъ    мы   видимъ     зародыши
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                       заключаются       зародыши       теоріи,   известной      въ головно!         нраве                    четвертой      теоріи   уголовнаго      права,    абсолютной       теоріи,    всл д-
                                                                                     у
                       подъ   назвашемъ       теоріи    исправленія.      Съ   другой     стороны     Пта                     ствіе   которой     зло,   какъ   отрицаніе    добра,    и  неправо,    какъ   отри-
                       тонъ    основываем        наказанія     на    начале     ус  р а ш е н Г  и !    ш ъ                   цаніе    права,   должны     быть    отрицаемы      по   самой     сущности     пра-
                                                                                                                              вомъ,    ибо   зло   не   есть   истинно-сущее,       ибо    только    доброе    есть
                        — Г ,         Г а К 1 Я  а б С 0 Л Ю Т Н Ы Я  П р е с л у  ™  которыя  не  могутъ                     истинно-сущее,        злое   же   есть   порочность,      несущее/      Одиакоже,

                      таковы     !   1    Y      М  К °  Т 0 Р Ы Я  П 0 Л а г а е т с я  а б с о  ™ < *  наказаніе;           признавая     нравственную       необходимость       наказанія,    Платонъ    этимъ
                      Z     Z       ,  Ч е л о в ѣ  ч е с к о м ъ  правосудіи  смертная  казнь  или  изгна-                   нисколько      не   нарушаем       чистоты    добродѣтели,      не   утверждаем,
                      жденТе       По ч         А   *  Ю   б ° Ж е С К °  М Ъ  п Р ^ У Д Ш - в ѣ ч н о е  осу-                будто   бы  добродѣтельнымъ       должно    быть   только   ради   наказанія,    или
                                                                             а
                                      У ДаРСТВа
                                  П  °  Э т о м у  Ш а т о т  >  допуская   абсолютное        наказание
   326   327   328   329   330   331   332   333   334   335   336