Page 330 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 330
ибо добродѣтель есть то же самое для души, чтб здоровье истинно-сѵ щая идея красоты, единая съ идеею добра. Только
для т ла. (Здоровье же для тѣ ла предполагаете согласіѳ добродѣтельный истинно спокоенъ, и душа его, преисполнен-
ѣ
между собою вс хъ его частей, единство ихъ; точно такъ и ная идеальнаго, идеею добра и красоты, ничѣмъ не можетъ
ѣ
добродѣтель вообще состоитъ въ согласіи, гармоніи, един- помутиться. Только добродѣтельный истинно счастлива, бла-
ствѣ вс хъ частей души такъ, чтобы он , несмотря на женъ, ибо все это необходимо для счастія: свобода, спокой-
ѣ
ѣ
свое различіе, находились въ связи, единствѣ. А потому по- ствіе, веселіе, самодовлѣ ніе.(1Іапротивъ, душа того, въ комъ
рочность есть болѣзненное состояніе души, отсутствіе гармо- господствуете неподчиненная уму неразумная часть души,
ніи въ ея частяхъ, нестройность, безпорядочность, неправиль- страсти и чувственность, эта душа нищая, скудна въ самой
ность. Поэтому, говоритъ Платонъ, спрашивать, чтб полезнѣе себ , не довлѣетъ сама себ . эта душа рабская, чуждая истин-
ѣ
ѣ
для челов ка: добродѣтель, праведность, справедливость или же наго веселія и спокойствія, будучи постоянно мучима стра-
ѣ
порочность, неправедность, несправедливость—такъ же безумно, хомъ позора, безпокойствомъ. А потому порочный несчаст-
какъ еслибы кто спросилъ: лучше ли быть здоровымъ или же боль- лива, особенно если въ его рукахъ находится верховная власть
нымъ? лучше ли имѣть душу добрую или испорченную?—По- въ государствѣ . Такой порочны 1 правитель есть тираннъ; осо-
этому Платонъ смотрѣлъ какъ на гибельное ученіе, которое даже бенно поэтому несчастна душа тиранна, ибо вмѣсто того, чтобы
не должно быть терпимо въ государств , на ученіе, развиваемое осуществлять въ государегвѣ идею добра, онъ, тираннъ, не мо-
ѣ
софистами, которые представляли порочность, неправду и не- жетъ ее осуществить, ибо она неосуществима въ его собственной
справедливость выгоднѣйшею для челов ка какъ индивида, душѣ , ибо онъ не добродѣтеленъ, порочена. Въ самомъ дѣ лір
ѣ
нежели добродѣтель, праведность и справедливость, и которые только тотъ челов къ можетъ найти истинное счастіе, наела-
ѣ
потому представляли неправедныхъ людей счастливыми, а пра- жденіе, самоудовлетвореніе, кто стремится къ истинно-сущему,
ведныхъ несчастными. Вообще^Платонъ разсматриваетъ противо- в чному, непреложному, идеальному; кто в чно-сущимъ, идеаль-
ѣ
ѣ
положность между добродѣтелыо, нравственностью и между нымъ преисполняете свою душу,—а это есть челов къ добродѣ-
ѣ
порочностью, безнравственностью съ такой точки зрѣ нія: добро- тельный, етремящійся къ знанію идей, истинно-сущаго, любо-
дѣтельный подчиняете свою чувственную, неразумную, смертную мудрый, философъ; ибо истинное любомудріе и нравственное
природу, натуру природѣ, натурѣ божественной, безсмертной, совершенство тождественны. Любомудрый и добродѣтельный стре-
истинно-челов ческой, разумной, подчиняете разумной части души мятся къ одному—къ идеямъ: первый стремится къ сознанію
ѣ
неразумную ея часть. Порочный же д лаетъ наоборотъ. Поэтому идей, а второй—къ оеуществленію идей, въ дѣйствнтельности и
ѣ
только добродѣтельный истинно свободенъ, ибо онъ повинуется особенно къ осущеетвленію идеи добра, какъ верховной. Затѣ мъ
только своей собственной истинной природѣ: въ немъ господ- всѣ другія удовольствія тѣмъ обманчивѣе и нечиіце, чѣмъ болѣе
ствуете только та часть души, которой одной только доллшо отдаляются они отъ такого истиннаго удовольствія любомудраго и
господствовать,—это есть разумная часть души, умъ, a сл - добродѣтельнаго челов ка. Поэтому добродѣтель довлѣетъ сама
ѣ
ѣ
довательно и идея, какъ истинно сущее, a слѣдовательно въ себ , находите въ самой себѣ счастіе, не нуждается въ
ѣ
и верховная идея добра. Только добродѣтельный богатъ самъ тѣ хъ внѣ шнихъ побужденіяхъ, которыми обыкновенно стара-
въ себ , и потому довлѣетъ самъ въ себ , не нуждается ются возбудить ее, не нуждается во вн шнихъ наградахъ, ибо
ѣ
ѣ
ѣ
ни въ чемъ, ибо все въ нёмъ есть, чтб нужно для сущ- оиа сама въ себѣ довлѣ етъ, носите свою награду сама въ
ности его души; въ немъ есть истинно-сущее, идея, умъ, себ , подобно тому какъ порочность носите наказаніе сама
ѣ
познающій эту идею и направляющій его къ истинно-сущему. въ себѣ ; ибо добродѣтель даетъ человѣку счасгіе, блажен-
Только добродѣтельный истинно веселъ, наслаждается вс мъ ство, а порочность приносите ему несчасгіе. Въ этомъ смыслѣ
ѣ
прекраснымъ, ибо это прекрасное есть истипно-прекрасиая, и тъ ничего лучшаго для челов ка, какъ уподобиться боже-
ѣ
ѣ
21*