Page 330 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 330

ибо  добродѣтель  есть  то  же  самое  для  души,  чтб  здоровье  истинно-сѵ щая  идея  красоты,  единая  съ  идеею  добра.  Только
 для  т ла.  (Здоровье  же  для  тѣ ла  предполагаете  согласіѳ  добродѣтельный  истинно  спокоенъ,  и  душа  его,  преисполнен-
 ѣ
 между  собою  вс хъ  его  частей,  единство  ихъ;  точно  такъ  и  ная  идеальнаго,  идеею  добра  и  красоты,  ничѣмъ  не  можетъ
 ѣ
 добродѣтель  вообще  состоитъ  въ  согласіи,  гармоніи,  един-  помутиться.  Только  добродѣтельный  истинно  счастлива,  бла-

 ствѣ  вс хъ  частей  души  такъ,  чтобы  он ,  несмотря  на  женъ,  ибо  все  это  необходимо  для  счастія:  свобода,  спокой-
 ѣ
 ѣ
 свое  различіе,  находились  въ  связи,  единствѣ.  А  потому  по-  ствіе,  веселіе,  самодовлѣ ніе.(1Іапротивъ,  душа  того,  въ  комъ
 рочность  есть  болѣзненное  состояніе  души,  отсутствіе  гармо-  господствуете  неподчиненная  уму  неразумная  часть  души,
 ніи  въ  ея  частяхъ,  нестройность,  безпорядочность,  неправиль-  страсти  и  чувственность,  эта  душа  нищая,  скудна  въ  самой
 ность.  Поэтому,  говоритъ  Платонъ,  спрашивать,  чтб  полезнѣе  себ ,  не  довлѣетъ  сама  себ .  эта  душа  рабская,  чуждая  истин-
                ѣ
                                                  ѣ
 для  челов ка:  добродѣтель,  праведность,  справедливость  или  же  наго  веселія  и  спокойствія,  будучи  постоянно  мучима  стра-
 ѣ
 порочность,  неправедность,  несправедливость—такъ  же  безумно,  хомъ  позора,  безпокойствомъ.  А  потому  порочный  несчаст-
 какъ  еслибы  кто  спросилъ:  лучше  ли  быть  здоровымъ  или  же  боль-  лива,  особенно  если  въ  его  рукахъ  находится  верховная  власть
 нымъ?  лучше  ли  имѣть  душу  добрую  или  испорченную?—По-  въ  государствѣ .  Такой  порочны  1  правитель  есть  тираннъ;  осо-
 этому  Платонъ  смотрѣлъ  какъ  на  гибельное  ученіе,  которое  даже  бенно  поэтому  несчастна  душа  тиранна,  ибо  вмѣсто  того,  чтобы
 не  должно  быть  терпимо  въ  государств ,  на  ученіе,  развиваемое  осуществлять  въ  государегвѣ  идею  добра,  онъ,  тираннъ,  не  мо-
 ѣ
 софистами,  которые  представляли  порочность,  неправду  и  не-  жетъ  ее  осуществить,  ибо  она  неосуществима  въ  его  собственной

 справедливость  выгоднѣйшею  для  челов ка  какъ  индивида,  душѣ ,  ибо  онъ  не  добродѣтеленъ,  порочена.  Въ  самомъ  дѣ лір
 ѣ
 нежели  добродѣтель,  праведность  и  справедливость,  и  которые  только  тотъ  челов къ  можетъ  найти  истинное  счастіе,  наела-
                                     ѣ
 потому  представляли  неправедныхъ  людей  счастливыми,  а  пра-  жденіе,  самоудовлетвореніе,  кто  стремится  къ  истинно-сущему,
 ведныхъ  несчастными.  Вообще^Платонъ  разсматриваетъ  противо-  в чному,  непреложному,  идеальному;  кто  в чно-сущимъ,  идеаль-
                                                                     ѣ
             ѣ
 положность  между  добродѣтелыо,  нравственностью  и  между  нымъ  преисполняете  свою  душу,—а  это  есть  челов къ  добродѣ-
                                                                                ѣ
 порочностью,  безнравственностью  съ  такой  точки  зрѣ нія:  добро-  тельный,  етремящійся  къ  знанію  идей,  истинно-сущаго,  любо-
 дѣтельный  подчиняете  свою  чувственную,  неразумную,  смертную  мудрый,  философъ;  ибо  истинное  любомудріе  и  нравственное
 природу,  натуру  природѣ,  натурѣ  божественной,  безсмертной,  совершенство  тождественны.  Любомудрый  и  добродѣтельный  стре-
 истинно-челов ческой,  разумной,  подчиняете  разумной  части  души  мятся  къ  одному—къ  идеямъ:  первый  стремится  къ  сознанію
 ѣ
 неразумную  ея  часть.  Порочный  же  д лаетъ  наоборотъ.  Поэтому  идей,  а  второй—къ  оеуществленію  идей,  въ  дѣйствнтельности  и
 ѣ
 только  добродѣтельный  истинно  свободенъ,  ибо  онъ  повинуется  особенно  къ  осущеетвленію  идеи  добра,  какъ  верховной.  Затѣ мъ
 только  своей  собственной  истинной  природѣ:  въ  немъ  господ-  всѣ  другія  удовольствія  тѣмъ  обманчивѣе  и  нечиіце,  чѣмъ  болѣе

 ствуете  только  та  часть  души,  которой  одной  только  доллшо  отдаляются  они  отъ  такого  истиннаго  удовольствія  любомудраго  и
 господствовать,—это  есть  разумная  часть  души,  умъ,  a  сл -  добродѣтельнаго  челов ка.  Поэтому  добродѣтель  довлѣетъ  сама
 ѣ
                                          ѣ
 довательно  и  идея,  какъ  истинно  сущее,  a  слѣдовательно  въ  себ ,  находите  въ  самой  себѣ  счастіе,  не  нуждается  въ
                      ѣ
 и  верховная  идея  добра.  Только  добродѣтельный  богатъ  самъ  тѣ хъ  внѣ шнихъ  побужденіяхъ,  которыми  обыкновенно  стара-
 въ  себ ,  и  потому  довлѣетъ  самъ  въ  себ ,  не  нуждается  ются  возбудить  ее,  не  нуждается  во  вн шнихъ  наградахъ,  ибо
 ѣ
 ѣ
                                                                  ѣ
 ни  въ  чемъ,  ибо  все  въ  нёмъ  есть,  чтб  нужно  для  сущ-  оиа  сама  въ  себѣ  довлѣ етъ,  носите  свою  награду  сама  въ
 ности  его  души;  въ  немъ  есть  истинно-сущее,  идея,  умъ,  себ ,  подобно  тому  какъ  порочность  носите  наказаніе  сама
                ѣ
 познающій  эту  идею  и  направляющій  его  къ  истинно-сущему.  въ  себѣ ;  ибо  добродѣтель  даетъ  человѣку  счасгіе,  блажен-
 Только  добродѣтельный  истинно  веселъ,  наслаждается  вс мъ  ство,  а  порочность  приносите  ему  несчасгіе.  Въ  этомъ  смыслѣ
 ѣ
 прекраснымъ,  ибо  это  прекрасное  есть  истипно-прекрасиая,  и тъ  ничего  лучшаго  для  челов ка,  какъ  уподобиться  боже-
              ѣ
                                                          ѣ
                                                                                      21*
   325   326   327   328   329   330   331   332   333   334   335