Page 325 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 325

изъ   этого    чувственна™,      злого   міра    возвыситься      къ  себѣ   самой                       ченіе;   a   слѣдовательно       въ  этомъ      отношении       онъ   смотрите      и

                                                       б Л а Ж °  П Н О ё  Ф °  Р М Ѣ  С В О е ™  ло-земного  су-                на    верховное      добро     какъ    на   осуществленіе       въ   нравственной
                        л Г ш     и Г '        Д    °  Н а  С 0 з е р д а л а  и Д  е и  »  верховную  идею                      д ятельности       челов ка,     какъ    индивида     и  какъ    гражданина,        а
                                                                                                                                                           ѣ
                                                                                                                                  ѣ
                        в а т е л ь н о Т  К Ъ  Л И Ц У '  В Ъ  Ч И С Т 0 Т Ѣ  '  и  б ы л а  счастлива<^і до                    съ   тѣмъ   вмѣ стѣ  и  какъ    на   осуществленіе      его  въ  этической     сфер*
                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                                                                             придти
                                                                                                                                                                                  можетъ
                                                                                                                                                                            онъ
                                  илеи  П  1 Г    Г   1  Ж   Ь   В Ъ  °  б Л а С Т И                                             вообще,     въ   государств*.     Какъ  Мы    видѣли,     что хотя      къ   такому
                                                                                                                                                                                                              ученію
                                                                                                                                                                                                         по
                                                                                                                                 положительному
                                                                                                                                                        воззр нію?)
                       тлько      идеи,   а  въ области    практической      только    идеальная    жизнь                        Платона      только    идея   ѣ  есть  истинно-сущее,      a  матерія     не    есть
                       a  еі довательно      возвышеніе     къ  идеямъ,     и въ   жизни,    иТмышле-'                           истинно-суіцее,       однако      мы    также    видѣли,     что   идея   все-таки
                            ѣ
                       нш,    есть   единственный         „у Т Ь  челов ка    къ   верховному        Гбпѵ                        выражается      въ  чувственпомъ      мірѣ,   проявляется     въ  немъ.   Именно,
                                                                        ѣ
                       олагу     блаженству.      Съ   этимъ    воззрѣніемъ      Платана      на"  верхов-'                     когда    верховная      идея   добра    выражается       въ  чувственномъ      мірѣ,
                                                                          ~ й
                        то
                                                                                                          и
                             философъ
                                                                                   истинно-сущаго
                                                         мудрости,
                       410   Г и Г с о Г °  Д И Т С Я  ?  Н е П  °  С р е д знанія  связи  та его  Г с л ,                      дѣйствительности,        то   она   и дѣлаетъ     его идеальнымъ,         возводите
                                             И Щ У І Щ Й
                       осуществляющій         это  въ   жизни     не   вынужденно        нисходите      съ                      его   къ   идеямъ,    д лаетъ     его  благимъ,     такъ   что  идея    верховна™
                                                                                                                                                       ѣ
                      ВЫСОТЫ      философскаго,       умозрительна™         созерцанія       и  идей     къ                     блага     есть    причипа     всего   добраго      въ   чувственномъ       мірѣ,    а
                      Міру   чувственному        жизни     къ  занятію    государственными        Х а м и                       елѣдовательно       и  въ    государств*.       Отсюда-то       Платонъ      и  вы-
                      Ибо-говоритъ          ПлатонъЭтолько            тѣло    философа       живете     въ                      велъ,    что    въ   составь     верховна™        блага    входите      не   только
                      государств*,     душа    же   его  все  презираете,     7  народныя       собранія                        умозрительное       созерцаніе      идей,    познаніе     ихъ въ     чистотѣ,     но
                                                                                                                                и   вложеніе      ихъ,    осуществленіе        ихъ   въ   чувственномъ        бытіи,
                        у  Ж ™ м Т      о н о д  Т  ь н ы я  '  и  с у д е б н ы я  '  и                                        дѣйствительности,        отчего    и  проистекаете       для  человѣка     удоволь-
                         Щ ы     видимъ,    что  здѣсь,    въ  ученіи    о  верховномъ       добр*    все                       ствіе,    самоудовлетвореніе         видимымъ,       чувственнымъ,         въ   ко-
                     1 ~ 1 , Г ' "   М И З И Р 0 Н а П І Ю       П Р 0 ™  В Ъ  Т О Т 0 '  ч т й  представляли                   горомъ     уже   проявляется       идеальное.     Только    такая    дѣятельность
                     т і ъ            Т ,          °  М Ъ  о д н о с ; ° Р  о и н і е  сократики  и  софисты,
                     такъ    что   и  здѣсь   все   еще   преобладаетъ       отрицательное       напшг-                         челов ка,      стремящаяся      къ   тому,    чтобы    вложить,      осуществить
                                                                                                                                       ѣ
                                                                                                                                идею    въ  чувственномъ        и даже    наслажденіе      чувственно-прекрас-
                     Ё 5 ы Т л Г Г      Ь Н О е    Ж е   Н а П р а В Л е Н І е  ™  ь к о  п Ро1дываете.                         нымъ,    въ   которомъ    идея   красоты     соединяется       съ  идеею     добра,
                     гіслибы     Платонъ       остановился      на   такомъ     отрицательномъ       по-                        есть   условіе     истиннаго      счастія,    верховнаго       блага.     (Шэтому

                     нятш    о  верховномъ       благ ,    то  въ   результат*     мы    п о ™ бы                              этическое      требованіе     Платона      отъ   челов ка,      чтобы    онъ"     воз-
                                                      ѣ
                                                                                                                                                                                       ѣ
                    только    отрицательное       его   ученіе     о   верховномъ       б Г Г      нрав-                        вышался     надъ    чувственнымъ        міромъ,    становится      теперь    только
                    ~ с ' ъ           с П Р е А М е Т Ѣ  Э Т И К И ;  Н °  Э Т °  б н л °  б ы  противорѣ-                     указаніемъ       на  верховную,      конечную       цѣль   всѣ хъ    его   стремле-
                             и  с ъ   с а м ы м ъ  духомъ    греческой       древности      и   съ  л -                        ній.    Объ этомъ        Платонъ     говоритъ      въ   разговорЕ       „Филебъ".
                                                                                                      ѵ
                    хомъ     Платоновой        философіи,       съ   положительны!          ея   напра-
                    вленіемъ:     съ   духомъ     греческой     древности      потому,     что    греки                        результат!      котораго     таковъ.   а) Для    полнаго    истиннаго      счастья,
                    не  иначе     понимали      нравственность,        какъ     осуществляющуюся                               верховнаго      добра    необходимы        слѣдующіе       элементы:     jxéxpov  —
                          государств*,       какъ     политическую,         общественную          нрГв                         мЕра,    jiExpiov  —   умѣренность,        самоограниченіе.         Чтб это      зна-
                                                                                                                               читъ?     Каждому        существу      присуща        извѣстная      идея,     какъ
                   ШатонХна                              Т       Ж *  ™                 —     "    ь   і                       его   сущность;      эта-то    идея   и  есть   его   мѣра,     его   умѣряющая

                   Платону      на   томъ,   что   душа    философа      должна     жить    внѣ   госу-                        сила;   поэтому     эту   мѣру    можно    назвать    идеальностью       существа;
                   дарства,     а  только    тѣло    его   живете     въ  государств*?        !    !    !                      слѣдовательно       для   счастья    человЕка      необходимо      причастіе    его
                   и  не    остановился       на    такомъ     отрицательном"           в о з з р ѣ н Г 1                      существа     къ   этой   мЕрЕ,     т.-е.  необходима       такая    его   теорети-
                   2 2 7 1         Z : ^       0  О Т № л ь н о е    воззр*ніе     онъ   восполняете                           ческая    и  практическая       дЕятельность,       которая      соотвЕтствовала
                  нымъ      U  Т         '  Ѵ  г 0 р Ы М И  0 Н Ъ  п Р и д а е т ъ  и  занятію  чувствен-                      бы   этой   мЕрЕ,    его   идеальной      сущности,     б)   Необходима       сим-
                  нымъ,     и  дѣйствительному       міру,   государству     положительное на-
                                                                                                 з
   320   321   322   323   324   325   326   327   328   329   330