Page 327 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 327
метрья, соотвѣтствіе (a W 6Tpîa), совершенство, изящность, за- ственности и въ зам нѣ его философским*, умозрительным*
ѣ
конченность, самодовлѣніе, т. е. для истиннаго счастья необхо- созерцаніемъ идей, и б) положительное нанравлепіе, которое
димо осуществленіе въ действительности идеальной сущности называется эстетическим*, ибо въ немъ особенно выражено
челов ка, мѣры, идеи, чтобы действительно вся жизнь быіа ученіе о наслажденіи идеею изяьцнаго, красоты. Такова сущ-
ѣ
въ гармоньи съ этою мерою и чрезъ то была законченною ность Платонова ученія о верховном* благ , счастіи.
ѣ
совершенною, в) Требуется умъ, разумъ, разсудительность, т -е 2. Ученіе о добродѣтели. Опредѣливъ таким* образомъ
мышленье, сознаніе идей, и способность вложить идеи въ чув- верховное благо, счастіе, Платонъ считает* необходимым*
ственное, действительность; сознать сперва ітдею, меру и по- опредѣлить и тотъ путь, который ведет* къ нему,—и вот*
том* поставить съ нею въ соответствіе самую действительность единственным* средством* къ достиженію этой цѣли, верхов-
чтобы представить ее изящною, совершенною, законченною.' наго блага, единственным* путемъ къ нему, Платонъ пры-
г) требуются изящныя искусства, науки и верное представле- зььаетъ добродѣтель, т.-е. нравственное соверьпенство души.
нье; следовательно тутъ уже Платонъ перестает* пренебрегать (Это онъ доказывает* такъ: всякое существо можетъ достиг-
верным* представленіемъ. д) Элементом* истиннаго счастія нуть своей цѣли, ему присущей, его мѣры, идеи, своего
Платонъ прямо считает* чувственное удовольствіе, но опять и предназначенія, можетъ осуществить свою суьцность только
здесь требует* сохранять меру, считает* элементом* истин- въ силу своего совершенства; ибо если существо несовер-
наго счастья только удовольствіе возвышенное, очищенное отъ шенно, то оно не можетъ соверьнить свое назначеніе. Это
всего неразумна™. Таковы удовольствія, сопровождающія на- совершенство ІІлатонъ, какъ и греки, вобще называет* добро-
учное, философское нознаваніе идеальнаго и чувственное ощу- дѣтелью. Точно такъ и душа челов ка можетъ исполнить
ѣ
щенье его. Всл дствіе этого Платонъ допускает* и душевное свое назначепіе, осуществить свою сущььосьъ только посред-
ѣ
веселье отъ такого чувственна™ наслажденія идеею красоты ствомъ своего совершенства, которое имѣетъ характер* уже
единои съ идеею добра, выразившеюся въ чувственном* Вообще нравственнаго совершенства. Это нравственное совершенство
говоритъ Платонъ, для счастья необходимы такіе элементы' души есть добродѣтель въ нравственном* смыслѣ; слѣ дова-
которые совместны съ здоровьем* души, съ умѣренностью съ' тельььо только посредствомъ добродѣтели существо можетъ
сохраненьем* идеальной сущности и со всякою добродѣтелью достигнуть своей цѣли, и только исполняя свое назначеніе,
словом* необходимо чистое удовольствіе, безвредное, возникаю- челов къ можетъ жить хорошо, будетъ истинно счастливым*.
ѣ
щее изъ созерцанья истиннаго и прекрасна™ и добродѣтели Напротивъ, если онъ не исполняет* своего назначенія, то онъ
хотя Платонъ и при этомъ не перестает* опровергать того живет* дурно, несчастливо; какъ добродѣтель д лаетъ чело-
ѣ
ученья, будто чувственное удовольствіе, какъ говорили гедоники- в ка истинно - счастливым*, ведет* къ добру, такъ пороч-
ѣ
киренаики, есть верховное благо. Но съ другой сторон^ Пла- ность, нравственное несовершенство, зло д лаетъ челов ка
ѣ
ѣ
той* не соглашается съ мегариками, которые отождествляли вер- несчастливым*, ведет* его къ злу.
ховное благо съ знаніемъ, такъ что будто одного только позна-
ѣ
нія идеи довольно для счастія; напротивъ, для счастія надо и по- Въ отноьиеніи къ челов ку, какъ индивиду, добродѣтель
знанье идеи, и удовольствіе, чтобы удовольствіе было чистым* было у Платона значит* нравственное соверьпенство, а въ отно-
наслажденьем* идеально-чувственным*, истинно - прекрасным* шеніи къ остальным* суьцествамъ—просто совершенство.,)Эту
ѣ
Итак* въ Платоновомъ ученіи о верховномъ благ , добрѣ добродѣтель, (Относящуюся къ челов ку,; Платой* опредѣляетъ
ѣ
можно различать: а) отрицательное направленіе; его называют* ближайшимъ образомъ, а именно: у него она не ограни-
аскетическимъ; оно поставляет* естественною верховною, конеч- чивается только внѣ шнею дѣятелыьостыо человѣ ка, но и
ною цѣлью человѣческой жизни освобожденіе души отъ плоти чув- даетъ правильность всему внутреннему въ немъ, т.-е. его
душ . Она, говоритъ Платонъ, есть здоровое состояпіе души,
ѣ
m 21