Page 327 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 327

метрья,    соотвѣтствіе     (a W 6Tpîa),    совершенство,        изящность,      за-                      ственности       и   въ    зам нѣ     его   философским*,         умозрительным*
                                                                                                                                                                 ѣ
                        конченность,      самодовлѣніе,       т.  е.  для истиннаго      счастья    необхо-                       созерцаніемъ       идей,    и   б)  положительное        нанравлепіе,       которое
                        димо    осуществленіе       въ  действительности         идеальной       сущности                         называется       эстетическим*,        ибо    въ    немъ    особенно     выражено
                        челов ка,     мѣры,    идеи,    чтобы    действительно        вся    жизнь     быіа                       ученіе    о  наслажденіи       идеею    изяьцнаго,     красоты.      Такова   сущ-
                               ѣ
                       въ   гармоньи     съ   этою    мерою      и  чрезъ    то    была     законченною                           ность    Платонова      ученія    о  верховном*       благ ,    счастіи.
                                                                                                                                                                                              ѣ
                       совершенною,        в)  Требуется     умъ,    разумъ,   разсудительность,       т -е                             2.  Ученіе     о   добродѣтели.         Опредѣливъ       таким*     образомъ
                       мышленье,       сознаніе   идей,    и  способность      вложить     идеи    въ   чув-                      верховное       благо,    счастіе,     Платонъ       считает*      необходимым*

                       ственное,     действительность;         сознать    сперва    ітдею,   меру    и по-                        опредѣлить       и   тотъ   путь,     который      ведет*    къ   нему,—и       вот*
                       том*    поставить     съ   нею   въ  соответствіе     самую    действительность                            единственным*        средством*       къ   достиженію      этой    цѣли,    верхов-
                       чтобы    представить       ее   изящною,       совершенною,         законченною.'                          наго    блага,     единственным*         путемъ      къ  нему,     Платонъ пры-
                       г)  требуются      изящныя      искусства,     науки     и  верное     представле-                         зььаетъ    добродѣтель,      т.-е.    нравственное        соверьпенство       души.
                       нье;  следовательно       тутъ   уже    Платонъ      перестает*      пренебрегать                        (Это    онъ    доказывает*        такъ:    всякое    существо      можетъ     достиг-

                       верным*      представленіемъ.         д)   Элементом*        истиннаго       счастія                       нуть    своей    цѣли,     ему     присущей,       его   мѣры,      идеи,     своего
                       Платонъ     прямо     считает*     чувственное     удовольствіе,      но   опять   и                      предназначенія,         можетъ      осуществить        свою     суьцность     только
                      здесь    требует*     сохранять      меру,     считает*     элементом*        истин-                       въ   силу     своего    совершенства;        ибо    если     существо      несовер-
                      наго    счастья     только    удовольствіе      возвышенное,      очищенное       отъ                      шенно,      то    оно    не   можетъ     соверьнить      свое   назначеніе.      Это
                      всего   неразумна™.         Таковы      удовольствія,     сопровождающія         на-                       совершенство       ІІлатонъ,     какъ    и  греки,    вобще    называет*      добро-
                      учное,    философское       нознаваніе     идеальнаго      и  чувственное     ощу-                         дѣтелью.      Точно     такъ     и   душа     челов ка       можетъ      исполнить
                                                                                                                                                                                      ѣ
                      щенье    его.    Всл дствіе      этого   Платонъ      допускает*      и  душевное                          свое   назначепіе,       осуществить        свою   сущььосьъ      только     посред-
                                           ѣ
                      веселье    отъ   такого    чувственна™       наслажденія        идеею     красоты                          ствомъ     своего    совершенства,        которое      имѣетъ     характер*     уже
                      единои    съ  идеею    добра,   выразившеюся        въ  чувственном*       Вообще                          нравственнаго       совершенства.         Это    нравственное        совершенство
                     говоритъ      Платонъ,      для   счастья     необходимы        такіе    элементы'                          души     есть   добродѣтель       въ    нравственном*         смыслѣ;      слѣ дова-
                     которые      совместны      съ  здоровьем*      души,    съ   умѣренностью        съ'                       тельььо    только      посредствомъ        добродѣтели       существо       можетъ
                     сохраненьем*       идеальной      сущности      и  со   всякою     добродѣтелью                             достигнуть      своей   цѣли,     и   только     исполняя       свое   назначеніе,

                     словом*       необходимо      чистое   удовольствіе,    безвредное,      возникаю-                          челов къ     можетъ     жить    хорошо,      будетъ    истинно       счастливым*.
                                                                                                                                        ѣ
                     щее    изъ   созерцанья     истиннаго      и  прекрасна™         и   добродѣтели                            Напротивъ,      если    онъ   не  исполняет*       своего   назначенія,      то онъ
                     хотя   Платонъ      и  при    этомъ     не   перестает*       опровергать       того                        живет*    дурно,     несчастливо;       какъ     добродѣтель       д лаетъ     чело-
                                                                                                                                                                                                     ѣ
                     ученья,   будто   чувственное      удовольствіе,    какъ    говорили     гедоники-                          в ка    истинно -    счастливым*,       ведет*      къ    добру,    такъ     пороч-
                                                                                                                                  ѣ
                     киренаики,      есть   верховное     благо.    Но   съ  другой    сторон^      Пла-                         ность,    нравственное        несовершенство,         зло    д лаетъ      челов ка
                                                                                                                                                                                                                  ѣ
                                                                                                                                                                                               ѣ
                     той*   не   соглашается     съ  мегариками,      которые    отождествляли       вер-                       несчастливым*,        ведет*    его   къ    злу.
                    ховное    благо    съ  знаніемъ,    такъ   что  будто    одного    только     позна-
                                                                                                                                                                        ѣ
                    нія   идеи   довольно     для  счастія;   напротивъ,     для  счастія   надо   и по-                              Въ   отноьиеніи      къ   челов ку,      какъ    индивиду,       добродѣтель
                    знанье   идеи,  и удовольствіе,    чтобы    удовольствіе    было чистым*        было                         у  Платона      значит*     нравственное       соверьпенство,       а   въ    отно-
                    наслажденьем*        идеально-чувственным*,            истинно    -  прекрасным*                            шеніи     къ   остальным*       суьцествамъ—просто            совершенство.,)Эту
                                                                                                                                                                                  ѣ
                          Итак*    въ   Платоновомъ       ученіи    о   верховномъ      благ ,    добрѣ                         добродѣтель,      (Относящуюся        къ  челов ку,;     Платой*      опредѣляетъ
                                                                                              ѣ
                    можно    различать:     а)  отрицательное       направленіе;      его   называют*                           ближайшимъ         образомъ,      а   именно:      у   него     она    не   ограни-
                    аскетическимъ;      оно   поставляет*      естественною      верховною,      конеч-                         чивается      только      внѣ шнею      дѣятелыьостыо          человѣ ка,     но    и
                    ною цѣлью     человѣческой      жизни освобожденіе        души    отъ  плоти   чув-                         даетъ     правильность       всему     внутреннему        въ    немъ,     т.-е.  его
                                                                                                                                душ .    Она,    говоритъ     Платонъ,      есть   здоровое     состояпіе      души,
                                                                                                                                     ѣ
                                                                                                                                         m                                                                  21
   322   323   324   325   326   327   328   329   330   331   332