Page 328 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 328

метрья,  соотвѣтствіе  (a W 6Tpîa),  совершенство,  изящность,  за-  ственности  и  въ  зам нѣ  его  философским*,  умозрительным*
                                             ѣ
 конченность,  самодовлѣніе,  т.  е.  для истиннаго  счастья  необхо-  созерцаніемъ  идей,  и  б)  положительное  нанравлепіе,  которое
 димо  осуществленіе  въ  действительности  идеальной  сущности  называется  эстетическим*,  ибо  въ  немъ  особенно  выражено
 челов ка,  мѣры,  идеи,  чтобы  действительно  вся  жизнь  быіа  ученіе  о  наслажденіи  идеею  изяьцнаго,  красоты.  Такова  сущ-
 ѣ
 въ  гармоньи  съ  этою  мерою  и  чрезъ  то  была  законченною  ность  Платонова  ученія  о  верховном*  благ ,  счастіи.
                                                                          ѣ
 совершенною,  в)  Требуется  умъ,  разумъ,  разсудительность,  т -е   2.  Ученіе  о  добродѣтели.  Опредѣливъ  таким*  образомъ
 мышленье,  сознаніе  идей,  и  способность  вложить  идеи  въ  чув-  верховное  благо,  счастіе,  Платонъ  считает*  необходимым*

 ственное,  действительность;  сознать  сперва  ітдею,  меру  и по-  опредѣлить  и  тотъ  путь,  который  ведет*  къ  нему,—и  вот*
 том*  поставить  съ  нею  въ соответствіе  самую  действительность  единственным*  средством*  къ  достиженію  этой  цѣли,  верхов-
 чтобы  представить  ее  изящною,  совершенною,  законченною.'  наго  блага,  единственным*  путемъ  къ  нему,  Платонъ пры-
 г)  требуются  изящныя  искусства,  науки  и  верное  представле-  зььаетъ  добродѣтель,  т.-е.  нравственное  соверьпенство  души.
 нье;  следовательно  тутъ  уже  Платонъ  перестает*  пренебрегать  (Это  онъ  доказывает*  такъ:  всякое  существо  можетъ  достиг-

 верным*  представленіемъ.  д)  Элементом*  истиннаго  счастія  нуть  своей  цѣли,  ему  присущей,  его  мѣры,  идеи,  своего
 Платонъ  прямо  считает*  чувственное  удовольствіе,  но  опять  и  предназначенія,  можетъ  осуществить  свою  суьцность  только
 здесь  требует*  сохранять  меру,  считает*  элементом*  истин-  въ  силу  своего  совершенства;  ибо  если  существо  несовер-
 наго  счастья  только  удовольствіе  возвышенное,  очищенное  отъ  шенно,  то  оно  не  можетъ  соверьнить  свое  назначеніе.  Это
 всего  неразумна™.  Таковы  удовольствія,  сопровождающія  на-  совершенство  ІІлатонъ,  какъ  и  греки,  вобще  называет*  добро-
 учное,  философское  нознаваніе  идеальнаго  и чувственное  ощу-  дѣтелью.  Точно  такъ  и  душа  человѣ ка  можетъ  исполнить
 щенье  его.  Всл дствіе  этого  Платонъ  допускает*  и  душевное  свое  назначепіе,  осуществить  свою  сущььосьъ  только  посред-
 ѣ
 веселье  отъ  такого  чувственна™  наслажденія  идеею  красоты  ствомъ  своего  совершенства,  которое  имѣетъ  характер*  уже
 единои  съ  идеею  добра,  выразившеюся  въ чувственном*  Вообще  нравственнаго  совершенства.  Это  нравственное  совершенство
 говоритъ  Платонъ,  для  счастья  необходимы  такіе  элементы'  души  есть  добродѣтель  въ  нравственном*  смыслѣ;  слѣ дова-
 которые  совместны  съ  здоровьем*  души,  съ  умѣренностью  съ'  тельььо  только  посредствомъ  добродѣтели  существо  можетъ
 сохраненьем*  идеальной  сущности  и  со  всякою  добродѣтелью  достигнуть  своей  цѣли,  и  только  исполняя  свое  назначеніе,

 словом*  необходимо  чистое  удовольствіе,  безвредное,  возникаю-  человѣ къ  можетъ  жить  хорошо,  будетъ  истинно  счастливым*.
 щее  изъ  созерцанья  истиннаго  и  прекрасна™  и  добродѣтели  Напротивъ,  если  онъ  не  исполняет*  своего  назначенія,  то онъ
 хотя  Платонъ  и  при  этомъ  не  перестает*  опровергать  того  живет*  дурно,  несчастливо;  какъ  добродѣтель  дѣ лаетъ  чело-
 ученья,  будто  чувственное  удовольствіе,  какъ  говорили  гедоники-  в ка  истинно -  счастливым*,  ведет*  къ  добру,  такъ  пороч-
              ѣ
 киренаики,  есть  верховное  благо.  Но  съ  другой  сторон^  Пла-  ность,  нравственное  несовершенство,  зло  дѣ лаетъ  человѣ ка
 той*  не  соглашается  съ  мегариками,  которые  отождествляли  вер-  несчастливым*,  ведет*  его  къ  злу.
 ховное  благо  съ  знаніемъ,  такъ  что  будто  одного  только  позна-

                                                    ѣ
 нія  идеи  довольно  для  счастія;  напротивъ,  для  счастія  надо  и по-  Въ  отноьиеніи  къ  челов ку,  какъ  индивиду,  добродѣтель
 знанье  идеи,  и удовольствіе,  чтобы  удовольствіе  было чистым*  было  у  Платона  значит*  нравственное  соверьпенство,  а  въ  отно-
 наслажденьем*  идеально-чувственным*,  истинно  -  прекрасным*  шеніи  къ  остальным*  суьцествамъ—просто  совершенство.,)Эту
                                                              ѣ
 Итак*  въ  Платоновомъ  ученіи  о  верховномъ  благѣ ,  добрѣ  добродѣтель,  (Относящуюся  къ  челов ку,;  Платой*  опредѣляетъ
 можно  различать:  а)  отрицательное  направленіе;  его  называют*  ближайшимъ  образомъ,  а  именно:  у  него  она  не  ограни-

 аскетическимъ;  оно  поставляет*  естественною  верховною,  конеч-  чивается  только  внѣ шнею  дѣятелыьостыо  человѣ ка,  но  и
 ною цѣлью  человѣческой  жизни освобожденіе  души  отъ  плоти  чув-  даетъ  правильность  всему  внутреннему  въ  немъ,  т.-е.  его
            душ .     Она,    говоритъ     Платонъ,      есть   здоровое     состояпіе     души,
                 ѣ
                     m                                                                  21
   323   324   325   326   327   328   329   330   331   332   333