Page 329 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 329

ибо   добродѣтель       есть    то   же    самое     для   души,     чтб   здоровье                      истинно-сѵ щая       идея    красоты,     единая    съ   идеею     добра.    Только
                       для     т ла.   (Здоровье       же     для   тѣ ла    предполагаете         согласіѳ                     добродѣтельный        истинно      спокоенъ,      и  душа    его,   преисполнен-
                                ѣ
                       между     собою    вс хъ     его   частей,    единство     ихъ;     точно    такъ   и                    ная   идеальнаго,      идеею     добра     и   красоты,     ничѣмъ     не   можетъ
                                             ѣ
                       добродѣтель       вообще       состоитъ     въ    согласіи,     гармоніи,      един-                     помутиться.      Только      добродѣтельный         истинно      счастлива,     бла-

                       ствѣ     вс хъ     частей     души      такъ,    чтобы     он ,     несмотря       на                    женъ,    ибо   все   это    необходимо       для   счастія:    свобода,     спокой-
                                  ѣ
                                                                                     ѣ
                       свое   различіе,     находились      въ    связи,   единствѣ.      А   потому     по-                    ствіе,   веселіе,   самодовлѣ ніе.(1Іапротивъ,           душа    того,    въ    комъ
                       рочность     есть   болѣзненное        состояніе     души,    отсутствіе     гармо-                      господствуете        неподчиненная         уму     неразумная        часть    души,
                       ніи   въ  ея   частяхъ,     нестройность,      безпорядочность,        неправиль-                        страсти    и   чувственность,       эта    душа     нищая,     скудна    въ   самой
                       ность.   Поэтому,      говоритъ     Платонъ,      спрашивать,       чтб   полезнѣе                       себ ,   не   довлѣетъ     сама    себ .   эта  душа    рабская,    чуждая    истин-
                                                                                                                                                                      ѣ
                                                                                                                                    ѣ
                       для  челов ка:     добродѣтель,       праведность,     справедливость       или   же                     наго   веселія     и   спокойствія,      будучи      постоянно      мучима     стра-
                                   ѣ
                       порочность,     неправедность,       несправедливость—такъ            же   безумно,                      хомъ    позора,     безпокойствомъ.         А    потому     порочный       несчаст-
                       какъ   еслибы   кто  спросилъ:     лучше    ли  быть  здоровымъ      или  же   боль-                     лива,    особенно    если   въ  его   рукахъ    находится      верховная      власть
                      нымъ?     лучше     ли   имѣть    душу     добрую     или   испорченную?—По-                              въ   государствѣ .    Такой     порочны    1  правитель     есть   тираннъ;     осо-
                      этому    Платонъ     смотрѣлъ    какъ   на   гибельное     ученіе,   которое    даже                      бенно    поэтому     несчастна     душа   тиранна,     ибо   вмѣсто    того,  чтобы
                      не   должно     быть   терпимо    въ   государств ,     на  ученіе,    развиваемое                        осуществлять       въ  государегвѣ      идею    добра,   онъ,   тираннъ,     не  мо-
                                                                          ѣ
                      софистами,      которые      представляли       порочность,      неправду     и   не-                     жетъ   ее  осуществить,       ибо  она   неосуществима       въ  его  собственной

                      справедливость        выгоднѣйшею          для    человѣ ка     какъ     индивида,                        душ ,    ибо   онъ    не   добродѣтеленъ,       порочена.      Въ   самомъ     дѣ лір
                                                                                                                                     ѣ
                      нежели     добродѣтель,      праведность      и   справедливость,       и   которые                       только    тотъ    челов къ     можетъ      найти    истинное      счастіе,   наела-
                                                                                                                                                         ѣ
                      потому     представляли       неправедныхъ        людей    счастливыми,      а  пра-                      жденіе,    самоудовлетвореніе,         кто   стремится     къ   истинно-сущему,
                      ведныхъ     несчастными.       Вообще^Платонъ         разсматриваетъ       противо-                       в чному,     непреложному,       идеальному;      кто  в чно-сущимъ,        идеаль-
                                                                                                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                 ѣ
                      положность        между     добродѣтелыо,         нравственностью         и   между                       нымъ    преисполняете       свою   душу,—а       это  есть  челов къ      добродѣ-
                                                                                                                                                                                                   ѣ
                      порочностью,       безнравственностью         съ  такой   точки    зр нія:   добро-                       тельный,     етремящійся       къ  знанію     идей,   истинно-сущаго,         любо-
                                                                                            ѣ
                      дѣтельный      подчиняете      свою   чувственную,      неразумную,      смертную                         мудрый,     философъ;      ибо   истинное       любомудріе      и   нравственное
                      природу,     натуру     природѣ,     натурѣ     божественной,        безсмертной,                         совершенство      тождественны.      Любомудрый        и  добродѣтельный       стре-
                      истинно-человѣ ческой,        разумной,    подчиняете      разумной    части   души                       мятся    къ   одному—къ         идеямъ:     первый     стремится     къ   сознанію
                      неразумную      ея  часть.   Порочный      же   дѣ лаетъ   наоборотъ.      Поэтому                        идей,   а  второй—къ        оеуществленію       идей,   въ  дѣйствнтельности        и
                      только    добродѣтельный        истинно     свободенъ,      ибо  онъ   повинуется                         особенно    къ   осущеетвленію       идеи   добра,   какъ    верховной.     Зат мъ
                                                                                                                                                                                                                ѣ
                      только    своей   собственной       истинной      природѣ:     въ   немъ    господ-                       всѣ  другія   удовольствія     тѣмъ    обманчивѣе       и  нечиіце,    чѣмъ   болѣе

                     ствуете     только    та   часть    души,    которой     одной     только    доллшо                        отдаляются     они   отъ  такого   истиннаго     удовольствія     любомудраго      и
                     господствовать,—это           есть    разумная      часть   души,     умъ,   a   сл -                      добродѣтельнаго        челов ка.     Поэтому     добродѣтель       довлѣетъ    сама
                                                                                                        ѣ
                                                                                                                                                              ѣ
                     довательно       и   идея,     какъ    истинно      сущее,      a   слѣдовательно                          въ   себ ,     находите      въ   самой    себѣ   счастіе,    не   нуждается      въ
                                                                                                                                          ѣ
                     и    верховная     идея    добра.    Только     добродѣтельный        богатъ    самъ                       т хъ    внѣ шнихъ     побужденіяхъ,         которыми       обыкновенно       стара-
                                                                                                                                 ѣ
                     въ    себ ,    и   потому      довлѣетъ      самъ    въ   себ ,     не   нуждается                         ются    возбудить     ее,  не   нуждается      во  вн шнихъ      наградахъ,      ибо
                                                                                   ѣ
                               ѣ
                                                                                                                                                                                      ѣ
                     ни    въ   чемъ,     ибо    все    въ    нёмъ    есть,    чтб  нужно     для    сущ-                       оиа    сама    въ    себѣ    довл етъ,      носите     свою    награду    сама    въ
                                                                                                                                                                   ѣ
                     ности     его    души;     въ   немъ     есть    истинно-сущее,        идея,    умъ,                      себ ,    подобно      тому     какъ    порочность      носите     наказаніе     сама
                                                                                                                                   ѣ
                     познающій       эту   идею    и   направляющій        его  къ   истинно-сущему.                            въ  себѣ ;   ибо    добродѣтель        даетъ     человѣку     счасгіе,     блажен-
                     Только     добродѣтельный         истинно      веселъ,    наслаждается        вс мъ                       ство,   а   порочность      приносите      ему   несчасгіе.     Въ  этомъ    смыслѣ
                                                                                                      ѣ
                     прекраснымъ,         ибо    это   прекрасное       есть    истипно-прекрасиая,                             и тъ   ничего     лучшаго      для    челов ка,     какъ    уподобиться       боже-
                                                                                                                                                                             ѣ
                                                                                                                                 ѣ
                                                                                                                                                                                                          21*
   324   325   326   327   328   329   330   331   332   333   334