Page 334 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 334
примирить
въ
в)
народахъ.
съ
^Р°Дѣ'гель
независима отъ
Г г п а д Г ™ Н а Г р а Д У ; настоящей ' и будущей жизни Г Ѵ г Т Т дарства и даже ученіемъ о единой Платонъ старался различіе мно-
І Ш П Р 0 Т И В Ъ
Д0
въ
награды
и наказанья
добродѣтели
Сократовымъ
то
тонъ въ этомъ отношеніи далеко воз/ьшьГеі надъ Ж н о ф о н " гихъ добродѣтелей, которое принимала и Сократъ; но эти добро-
дѣтели не были у него связаны съ единствомъ добродѣтели.
Г л = Платонъ призналъ въ этомъ отношеніи, что добродѣтель сама
по себѣ едина, ибо она есть нравственное совершенство, а
все совершенное едино; но съ тѣмъ вм стѣ призналъ, что
ѣ
I Z ' ZZ'T" ' ДУХІ С т т 0 " У еВІ - исгив- добродѣтель имѣетъ различныя части, формы, ибо человѣческая
' "'
1
душа имѣетъ различныя части, a добродѣтель есть нравствен-
ное совершенство, соотв тствующее той или другой части души,
ѣ
или всей душѣ. Эти формы, стороны добродѣтели, соотв т-
ѣ
ствующія частямъ души челов ка, суть особенный добро дѣте ли,
ѣ
но всѣ онѣ не болѣе, какъ часть единой добродѣтели, такъ что
всѣми ими выражается всесторонне одна и та же добродѣтель.
Какая? Это—правда и справедливость или праведность въ смы-
слѣ добродѣтели. Она-то и есть единая; въ ней то, какъ въ
единой, слѣдовательно совершенной, поэтому и вполнѣ созна-
тельной, разумной, философской добродЬтели,—въ ней, правдѣ,
праведности и справедливости, соединяются всѣ ея части; ибо
такая совершенная, философская добродѣтель основывается на
знаніи, a знаніе едино, совершенно. Въ этомъ смыслѣ мудрость
хотя и можетъ быть разсматриваема какъ особенная добродѣ-
тель, но она есть также единая добродѣтель, ибо мудрость
есть совершенство ума,—все же совершенное едино. Вотъ почему
философъ есть и любомудрый, и добродѣтельный. Всѣ хъ такихъ
особенныхъ главныхъ, кардинальныхъ добродѣтелей Платонъ,
какъ и Сократъ, признавалъ четыре, но выводила ихъ уже изъ
высшаго принципа, изъ частей дуіпи человѣ ка (этимъ онъ
ОНЪ признавалъ благомъ, нравственнымъ добромъ ÎT вообш^ в . отличается отъ Сократа); а съ другой стороны онъ опредѣ-
ляетъ ихъ ближайгаимъ образомъ. Первая, главная добродѣтель
есть мудрость. Какъ ІТлатонъ къ ней приходить? Нравствен-
ное совершенство души состоитъ въ ея здоровомъ состояніи,
въ гармоническомъ соотношения ея частей, выражающемся въ
надлежащемъ отправленіи каждою частью души только своего
дѣла, призванія, назначенія. А изъ этого слѣдуетъ, что разум-
ная часть души, какъ высшая, безсмертная, божественная,
содержаніе которой есть идея добра, или умъ долженъ указы-
вать прочима частямъ души это ихъ собственное дѣло, и чрезъ
Г
,
г
Г
"
-
™ «
Т
о
с
'
а
ж
д
и п д а в , д а
і
ВЛІЯЮТЪ В Ъ ' Т 0 М Ъ ' » » Ч Т 0 Э Т И р а з л и к способностиан людейу-