Page 334 - Из_лекций_заслуженного_профессора_доктора_прав_ПГ_Редкина_по_истории_философии_права_в_связи_с_историей_философии_вообще__Т_1-7_Т_3
P. 334

примирить
                                  въ
                                                     в)
                                      народахъ.
                                                                                               съ
 ^Р°Дѣ'гель
 независима отъ
 Г г п а д Г ™  Н а Г р а Д У ;  настоящей  ' и будущей  жизни  Г Ѵ г Т  Т  дарства  и  даже ученіемъ  о  единой Платонъ  старался  различіе  мно-
 І Ш П Р 0 Т И В Ъ
 Д0
 въ
 награды
 и наказанья
                                                          добродѣтели
             Сократовымъ
                                                                            то
 тонъ  въ  этомъ  отношеніи  далеко  воз/ьшьГеі  надъ  Ж н о ф о н "  гихъ  добродѣтелей,  которое  принимала  и Сократъ;  но  эти  добро-
             дѣтели     не   были    у   него   связаны     съ   единствомъ       добродѣтели.
 Г л  =      Платонъ     призналъ      въ  этомъ     отношеніи,      что   добродѣтель      сама
             по  себѣ     едина,     ибо    она   есть   нравственное       совершенство,        а
            все    совершенное        едино;     но    съ   тѣмъ     вм стѣ    призналъ,     что
                                                                        ѣ
 I Z  ' ZZ'T" '  ДУХІ  С т т 0  "  У еВІ  -  исгив-  добродѣтель  имѣетъ  различныя  части,  формы,  ибо  человѣческая
 ' "'
 1
            душа     имѣетъ     различныя      части,    a  добродѣтель      есть   нравствен-
            ное   совершенство,       соотв тствующее        той   или  другой    части   души,
                                            ѣ
            или   всей     душѣ.    Эти    формы,      стороны      добродѣтели,       соотв т-
                                                                                              ѣ
            ствующія      частямъ     души    челов ка,     суть   особенный     добро дѣте ли,
                                                     ѣ
            но  всѣ    онѣ   не болѣе,     какъ   часть   единой    добродѣтели,       такъ   что
            всѣми    ими выражается         всесторонне       одна   и   та же   добродѣтель.
            Какая?     Это—правда        и   справедливость      или   праведность      въ смы-
            слѣ   добродѣтели.       Она-то     и  есть   единая;      въ  ней то,     какъ   въ
            единой,     слѣдовательно       совершенной,       поэтому     и   вполнѣ     созна-
            тельной,    разумной,     философской      добродЬтели,—въ          ней,    правдѣ,
            праведности      и   справедливости,       соединяются       всѣ   ея  части;   ибо
            такая    совершенная,       философская       добродѣтель       основывается      на
            знаніи,    a  знаніе   едино,   совершенно.       Въ   этомъ    смыслѣ    мудрость
            хотя   и  можетъ      быть   разсматриваема        какъ    особенная      добродѣ-
            тель,   но  она    есть    также      единая     добродѣтель,      ибо    мудрость
           есть   совершенство      ума,—все      же  совершенное       едино.   Вотъ   почему

           философъ       есть   и  любомудрый,      и добродѣтельный.         Всѣ хъ   такихъ
           особенныхъ       главныхъ,       кардинальныхъ         добродѣтелей       Платонъ,
           какъ    и Сократъ,      признавалъ      четыре,     но выводила      ихъ   уже   изъ
           высшаго       принципа,       изъ    частей     дуіпи    человѣ ка     (этимъ онъ
 ОНЪ  признавалъ  благомъ,  нравственнымъ  добромъ  ÎT  вообш^  в .  отличается  отъ  Сократа);  а  съ  другой  стороны  онъ  опредѣ-

           ляетъ   ихъ   ближайгаимъ       образомъ.     Первая,     главная      добродѣтель
           есть   мудрость.     Какъ     ІТлатонъ     къ   ней   приходить?       Нравствен-
           ное   совершенство        души      состоитъ    въ   ея   здоровомъ      состояніи,
           въ   гармоническомъ        соотношения       ея   частей,     выражающемся        въ
           надлежащемъ        отправленіи      каждою      частью     души    только     своего
           дѣла,   призванія,      назначенія.     А   изъ   этого   слѣдуетъ,     что  разум-

           ная    часть    души,      какъ    высшая,       безсмертная,      божественная,
           содержаніе      которой     есть   идея   добра,    или   умъ    долженъ     указы-
           вать   прочима      частямъ     души    это   ихъ  собственное      дѣло,  и   чрезъ









 Г

 ,
 г
 Г
 "
 -
 ™ «
 Т
 о
 с
 '
 а
 ж
 д
 и п д а в , д а
 і
 ВЛІЯЮТЪ  В Ъ '  Т 0 М Ъ ' »  »  Ч Т 0  Э Т И  р а з л и к  способностиан людейу-
   329   330   331   332   333   334   335   336   337   338   339